Дело № 2а-2090/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 18 мая 2021 года
Центральный районный суд города Хабаровска в составе
председательствующего судьи Владимировой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Пак В.Э.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Екатерине Михайловне, ОСП по Краснофлотскому району города Хабаровска об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Екатерине Михайловне, ОСП по Краснофлотскому району города Хабаровска об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указано, что Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 28.03.2018 по делу №2-2936/2018 на МТУ возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г.Хабаровск, ул.Уборевича, д.76, в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2020 №583. Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 30.05.2018 по делу №33-3826/2018 решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 28.03.2018 по делу №2-2936/2018 оставлено без изменений. Таким образом, в законную силу решение Центрального районного суда г.Хабаровска вступило 30.05.2018, срок исполнения данного решения установлен до 30.05.2019. Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 18.06.2019 МТУ предоставлена отсрочка исполнения решения Центрального районного суда по делу №2-2936/2018 до 30.05.2020. МТУ является бюджетным учреждением и на основании ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе производить расходование бюджетных средств только в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Распорядителем денежных средств является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. При этом на плановый период 2021-2022 года по коду бюджетной классификации 167011315Ж0290019244, предусматривающей содержание и обслуживание имущества государственной казны Российской Федерации, в том числе защитных объектов гражданской обороны, МТУ выделено по 1 984 000 руб. соответственно, что несопоставимо с содержанием требований, содержащихся в исполнительных документах. По состоянию на 01.01.2020 на основании вступивших в законную силу судебных решений МТУ обязано в установленный срок привести в соответствие с установленными требованиями 42 защитных сооружения гражданской обороны, общая площадь которых составляет 18 662,5 кв. м. В целях приведения защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. №583, необходимо провести обследование его технического состояния с подготовкой соответствующего технического заключения. Проведение обследований технического состояния существующих защитных сооружений гражданской обороны производится в соответствии с требованиями, установленными Сводом правил 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП П-11-77». По предварительным расчетам по состоянию на 01.01.2020 примерная инструментальная стоимость обследования 42 объектов ЗС ГО составит 186 625 000 (сто восемьдесят шесть миллионов шестьсот двадцать пять тысячи) рублей, а примерная стоимость их годового обслуживания - 9 331 250 (девять миллионов триста тридцать одну тысячу двести пятьдесят) рублей, что в значительной степени превышает установленные лимиты бюджетных обязательств. В целях исполнения решения суда МТУ в период действия отсрочки запрашивались дополнительные денежные ассигнования, что подтверждается письмом в адрес Росимущества от 20.01.2020 №359.1-07. В результате от Росимущества получен ответ (вх.№27-2093 от 26.02.2020), что денежные средства между территориальными органами Росимущества на содержание и обслуживание объектов государственной казны Российской Федерации распределены, выделение дополнительных бюджетных ассигнований на содержание объектов ЗС ГО не предусмотрено. На основании исполнительного документа судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Краснофлотскому району г.Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО 14.05.2020 возбуждено исполнительное производство №42598/20/27005-ИП. Требованием судебного пристава-исполнителя от 14.05.2020 установлен 10-дневный срок для исполнения требований с момента получения требования. С учётом изложенных обстоятельств, МТУ в мае 2020 года вновь обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Центрального районного суда от 28.03.2018 по делу 2-2936/2018, в связи с чем, постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.06.2020 исполнительные действия по исполнительному производству были приостановлены до 17.06.2020. Определением Центрального районного суда от 03.07.2020 МТУ предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 15.01.2021. В период действия отсрочки, МТУ в рамках установленных лимитов бюджетных ассигнований в целях выполнения требований к территориальным органам Росимущества указанных в исполнительных документах и связанных с приведением ЗС ГО в нормативное состояние на основании поручения Росимущества от 20.10.2020 №ЕГ-07/33262 МТУ в декабре 2020 года в адрес ФГУП «Экран» представлены сведения о ЗС ГО, расположенных на подведомственной территории, в целях определения размера необходимых затрат федерального бюджета. ФГУП «Экран» во взаимодействии с профильными организациями представит в Росимущество расчеты и материалы с указанием итоговой суммы для проведения необходимых обследований ЗС ГО в возможно кратчайшие сроки. С учётом изложенного, 12.02.2021 МТУ обратилось в Центральный районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 28.03.2018 №2-2936/2018. В связи с неисполнением должником указанных в исполнительных документах 15.02.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Хабаровскому краю вынесено постановление №27005/21/49287-ИП о взыскании с должника МТУ исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Должник от исполнения требований исполнительного документа не уклоняется, им принимаются всевозможные меры для исполнения решения суда, а именно регулярно запрашивается дополнительное финансирование, что подтверждается письмами МТУ от 25.12.2017 исх. № 1136.1-07, от 31.01.2018 г. № 717.1-07, от 11.01.2019 № 00106.1-07, от 20.01.2020 исх. № 359.1-07. МТУ является бюджетной организацией, финансирование которой осуществляется за счет средств федерального бюджета, в результате чего денежные средства при взыскании исполнительского сбора, в соответствии с ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве, вновь будут зачислены в федеральный бюджет. Просит освободить МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Административный истец МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Е.М., представитель административного ответчика ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска, представитель административного ответчика УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, заинтересованное лицо Прокуратуру Краснофлотского района г. Хабаровска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
От представителя административного ответчика ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на административное исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворения данного заявления.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, неявка которых не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы административного иска, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ч. 1 ст. 13 Закона № 118-ФЗ).
Условия и порядок исполнения судебных актов регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
По правилам ч. 1 ст. 30 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим названным Законом.
В силу ч. 11 ст. 30 этого же Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 229-ФЗ в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Частью 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на основании решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 28.03.2018 по делу № 2а-2936/2018 выдан исполнительный лист от 25.06.2018 серии ФС № 024620848, предметом исполнения которого является: Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области в течение 12 месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу обеспечить надлежащее состояние, постоянную готовность защитного сооружения, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Уборевича, 76, к переводу на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в нем.
14.05.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Е.М. возбуждено исполнительное производство №42598/20/27005-ИП в отношении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок с момента получения должником копии постановления.
Данное постановление получено МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, что и не отрицает сам должник.
Требование, содержащееся в исполнительном документе, по которому было возбуждено исполнительное производство, в установленный 5-дневный срок со дня его получения должником исполнено не было, доказательств исполнения требований исполнительного документа в Отдел судебных приставов не представлено.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 18.06.2019 МТУ предоставлена отсрочка исполнения решения Центрального районного суда по делу №2-2936/2018 до 30.05.2020.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Е.М. от 02.06.2020 исполнительные действия по исполнительному производству № 42598/20/27005-ИП отложены с 02.06.2020 по 17.06.2020 включительно.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Е.М. от 25.06.2020 исполнительные действия по исполнительному производству № 42598/20/27005-ИП отложены с 25.06.2020 по 09.07.2020 включительно.
Определением Центрального районного суда от 03.07.2020 МТУ предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 15.01.2021.
19.01.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Е.М. должнику направлено требование об исполнении решения суда в срок до 12.02.2021 и предоставлении 15.02.2021 судебному приставу-исполнителю заключенный муниципальный контракт, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2.
Требование должником исполнено не было, доказательств исполнения требований исполнительного документа в Отдел судебных приставов не представлено.
15.02.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Е.М. вынесено постановление о взыскании с должника МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель действовал в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О судебных приставов», нарушений требований закона в действиях судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора не установлено.
В соответствии с ч.6 ст.112 Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).
Как разъяснено в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве и решении вопроса об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО принимаются меры для исполнения решения суда, должник обращался за установлением стоимости услуг о передаче отходов.
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить размер исполнительского сбора, освободить должника от взыскания исполнительного сбора принадлежит суду.
Учитывая, что административный истец при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, принял все меры для надлежащего исполнения обязательства, суд приходит к выводу о том, что общество должно быть освобождено от взыскания исполнительского сбора, поскольку его вина в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа отсутствует, в связи с чем, требования административного истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области к судебному приставу-исполнителю ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Екатерине Михайловне, ОСП по Краснофлотскому району города Хабаровска об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Краснофлотскому району г. Хабаровска Нестеренко Е.М. от 15.02.2021 по исполнительному производству № 42598/20/27005-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения 01 июня 2021 года.
Судья Н.В. Владимирова