Дело № 21-460/2023
РЕШЕНИЕ
«4» октября 2023 года г. Воронеж
Судья Воронежского областного суда Сухов Ю.П.,
с участием представителя ООО «НАВАСТРОЙ» - Турковой Д.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. на решение судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 1 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО «НАВАСТРОЙ»,
(судья районного суда Оробинская О.В.)
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. № 36/3-23-22-ПВ/12-12815-И/04-245
от 1 марта 2023 года ООО «НАВАСТРОЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 6-10).
Решением судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 1 июня 2023 года постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. № 36/3-23-22-ПВ/12-12815-И/04-245 от 1 марта 2023 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Воронежской области (л.д. 64-66).
В жалобе главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильин А.А. просит решение судьи Коминтерновского районного суда
г. Воронежа от 1 июня 2023 года отменить, постановление должностного лица оставить без изменения (л.д. 69-75).
Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильин А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в установленном порядке, в связи с чем нахожу возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО «НАВАСТРОЙ» - Туркова Д.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы.
К материалам дела были приобщены надлежащим образом заверенные копии решений Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 1 июня 2023 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 5.27.1 и частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «НАВАСТРОЙ».
Проверив в полном объеме материалы дела, проанализировав доводы жалоб, заслушав пояснения представителя ООО «НАВАСТРОЙ» - Турковой Д.В., прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить, в том числе: создание и функционирование системы управления охраной труда; систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с. вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В силу статьи 218 Трудового кодекса Российской Федерации при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков. Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Выявление опасностей осуществляется путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Опасности подлежат обнаружению, распознаванию и описанию в ходе проводимого работодателем контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм).
Из протокола об административном правонарушении следует, что в ходе расследования группового несчастного случая, проведенного в период с 7 сентября 2022 года по 6 февраля 2023 года, в ООО «НАВАСТРОЙ» установлено, что согласно трудового договора №5
от 7 февраля 2022 года ФИО4 был принят на работу в ООО «НАВАСТРОЙ» на должность водителя автомобиля с 7 февраля 2022 года. Трудовым договором ФИО4 установлен следующий режим рабочего времени: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, рабочий день продолжительностью 8 часов (с 08-00 час. до 17-00 час.), перерыв с 12-00 час. до 13-00 час. Приказом №158 от 5 августа 2022 года ФИО4 был привлечен к работе в выходной день 7 августа 2022 года с его письменного согласия
(л.д. 11-15).
По результатам проведения дополнительного расследования несчастного случая главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильиным А.А. принято заключение от 6 февраля 2023 года, а также выдано предписание № 36/10-479-23-И, которым на ООО «НАВАСТРОЙ» возложены следующие обязанности: в соответствии с заключением главного государственного инспектора труда Ильина А.А. от 6 февраля 2023 года оформить Акт формы Н-1 несчастного случая с легким исходом, произошедшего с работником ФИО4 (статья 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации); представить в Государственную инспекцию труда в Воронежской области решение об отмене акта Н-1 от 11 августа 2022 года о несчастном случае на производстве, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с работником ФИО4 Экземпляры переоформленного акта Н-1 вручить пострадавшему, представить в Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственную инспекцию труда в Воронежской области.
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> Ильина А.А. № 36/3-23-22-ПВ/12-12815-И/04-245
от 1 марта 2023 года ООО «НАВАСТРОЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 6-10).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Отменяя постановление должностного лица № 36/3-23-22-ПВ/12-12815-И/04-245
от 1 марта 2023 года, и направляя дело на новое рассмотрение, судья районного суда, проанализировав обстоятельства дела, а также положения статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу о наличии существенных процессуальных нарушений, допущенных должностным лицом при рассмотрении материала, которые не позволили полно, всесторонне, объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Суд указал, что проведение Государственным инспектором труда расследования несчастного случая имеет иные основания, чем проведение проверки работодателя на предмет соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Кроме того, суд отметил, что при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлено, что проведение проверки работодателя на предмет соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права организовано не было, что в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» можно отнести к грубым к грубым нарушениям требований законодательства.
Доводы жалобы главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. заслуживают внимания.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела копий постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. № 36/3-23-22-ПВ/12-9722-И/04-245 от 1 марта 2023 года, постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. № 36/6-168-22-ИЗ/12-8396-И/04-245 от 1 марта 2023 года следует, что
ООО «НАВАСТРОЙ» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно (л.д. 16-25).
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 1 июня 2023 года отменено постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. № 36/6-168-22-ИЗ/12-8396-И/04-245 от 1 марта 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «НАВАСТРОЙ» прекращено за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 1 июня 2023 года отменено постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. № 36/3-23-22-ПВ/12-9722-И/04-245 от 1 марта 2023 года, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО «НАВАСТРОЙ», возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Воронежской области.
По общим правилам назначения административного наказания, предусмотренным частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 4.4 данного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения (часть 5 статьи 4.4).
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Государственной инспекции труда в Воронежской области проведенного в период с 7 сентября 2022 года
по 6 февраля 2023 года проверки выполнения обязательных для исполнения предписаний, представлений Федеральной службы по труду и занятости, государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации в деятельности ООО «НАВАСТРОЙ» выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1 и частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства не были учтены должностным лицом при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1
статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «НАВАСТРОЙ».
Между тем, выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение по данному делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Поскольку указанные существенные нарушения процессуальных требований не позволили должностному лицу полно и объективно рассмотреть дело, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. № 36/3-23-22-ПВ/12-12815-И/04-245 от 1 марта 2023 года не могло быть признано законным и обоснованным, правомерно отменено в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. не могут повлечь за собой отмену оспариваемого решения, поскольку имеются процессуальные основания для отмены постановления и направлении дела на новое рассмотрение.
Таким образом, оснований для отмены вынесенного по делу об административном правонарушении решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
РЕШИЛ:
решение судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 1 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО «НАВАСТРОЙ», оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А. –
без удовлетворения.
Судья областного суда Ю.П. Сухов