Дело № 2-2425/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2024 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шабанова В.Ш.,
при секретаре судебного заседания Коротковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Волгодонска Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Волгодонска, муниципальному казенному учреждению «Департамент строительства» об обязании привести жилое помещение муниципального жилищного фонда в надлежащее состояние в соответствии с требованиями санитарно – эпидемиологического законодательства и технических норм,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Волгодонска Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Волгодонска, муниципальному казенному учреждению «Департамент строительства» об обязании привести жилое помещение муниципального жилищного фонда в надлежащее состояние в соответствии с требованиями санитарно – эпидемиологического законодательства и технических норм.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой г. Волгодонска проведена проверка исполнения законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий по содержанию помещений муниципального жилищного фонда.
В ходе проверки установлено, что в комнатах №14, 28, 29 в многоквартирном жилом доме 2 по ул. Портовая в г. Волгодонске необходимо проведение ремонта, для приведения жилых помещений в соответствие с требованиями санитарно – эпидемиологического законодательства и технических норм. Проведенной проверкой в комнате № 14 МКД № 2 по ул. Портовая в г. Волгодонске установлено, что на стенах обои находятся в неудовлетворительном состоянии, порваны, местами отсутствуют, требуется косметический ремонт стен.
В комнате № 28 МКД № 2 по ул. Портовая потолок имеет следы намокания, штукатурка частично отсутствует, требуется ремонт потолка.
В комнате № 29 МКД № 2 по ул. Портовая входная дверь в квартиру находится в неудовлетворительном состоянии: дверь имеет повреждения, требуется замена двери; оконный блок находится в неудовлетворительном состоянии: имеет повреждения, оконные рамы имеют повреждения, требуется замена окна; на стенах обои находятся в неудовлетворительном состоянии, порваны, местами отсутствуют, требуется косметический ремонт стен; полы деревянные, требуется покраска полов; потолок имеет следы намокания, штукатурка частично отсутствует, требуется ремонт потолка.
Опрошенный в прокуратуре г. Волгодонска и.о. директора МКУ «Департамент строительства» г. Волгодонска Гигаури Д.С. пояснил, что в бюджете муниципального образования «Город Волгодонск» на 2024 год денежные средства на проведение ремонтных работ в отношении муниципальных жилых помещений не предусмотрено. До конца 2024 года финансирование ремонтных работ в отношении муниципальных жилых помещений не определено. После составления смет МКУ «Департамент строительства» г. Волгодонска будет направлена информация в Волгодонскую городскую Думу для определения источника финансирования ремонтных работ в отношении муниципальных жилых помещений на 2024 год.
Указанные муниципальные жилые помещения не соответствуют санитарно- гигиеническим требованиям, в том числе и требованиям, предъявляемым к отделке жилых помещений СП 71.13330.2017.
Прокурор г. Волгодонска Ростовской области просил обязать МКУ «Департамент строительства» г. Волгодонска и Администрацию г. Волгодонска провести капитальный ремонт жилого помещения - комнат №№ № в многоквартирном жилом доме № по <адрес> в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, путем:
- <адрес> поклеить обои или покрасить стены;
- <адрес> побелить или покрасить потолок;
- <адрес> заменить входную дверь; заменить или отремонтировать оконный блок; поклеить обои или покрасить стены; покрасить полы или постелить линолеум; побелить или покрасить потолок..
Представитель истца - помощник прокурора г. Волгодонска Зукова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика МКУ «ДС» - Ильин В.П. исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании пояснил, что в исковом заявлении не указаны конкретные санитарно-эпидемиологические требования, которые нарушены МКУ «ДС». Кроме того в качестве нормативного обоснования допущенных нарушений и требований о необходимости ремонта указан весь свод правил СП 71.13330.2017. Представитель ответчика считает, что исковые требования не являются конкретизированными, при том, что решение суда должно быть исполненным. Также данные помещения не подходит ни одному кругу лиц, для предоставления в наем данные жилые помещения, тем самым отсутствуют те лица, в защиту которых действует прокуратура г. Волгодонска. Минимальная площадь жилого помещения составляет для одиноких граждан 33 кв.м., т.е. данные жилые помещения не подходят для предоставления их в наем, таким образом, отсутствуют основания для приведения жилые помещения в соответствующее состояние. В удовлетворении иска прокурору представитель ответчика просит отказать.
Представитель ответчика Администрации г. Волгодонска действующая на основании доверенности Иванищева Т.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила отзыв на исковое заявление. В обоснование своих возражений, представитель пояснила, что нормой предоставления жилой площади является 33 квадратных метра на гражданина. Спорное жилое помещение имеет площадь 9 кв.м., следовательно, Администрация г. Волгодонска не нарушают прав неопределенного круг лиц, список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий строго определен. Неопределенный круг лиц отсутствует. Представитель ответчика полагает, что прокурором не представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц, не представлены доказательства необходимости проведения капитального ремонта.
Выслушав помощника прокурора г. Волгодонска – Зукову Т.А., представителя ответчика – МКУ «ДС» - Ильина В.П., представителя Администрации г. Волгодонска – Иванищеву Т.Ю., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ указано, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно п. 1, п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилое помещение должно отвечать санитарным правилам.
Из письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, объяснений сторон, установлено, что, жилые помещения комнаты № площадью 14,4 кв. метра, № площадью 14,9 кв. метров, № площадью 15 кв. метров, находящиеся по адресу: <адрес>, являются муниципальными жилыми помещениями, что подтверждается реестром свободных муниципальных жилых помещений (л.д. 10 номера 21,22,23), выпиской из ЕГРН (л.д. 38).
Старшим помощником прокурора г. Волгодонска Лихачевой И.А. с участием начальник отдела по работе с муниципальным жилым фондом МКУ «Департамент строительства» г. Волгодонска Зайцевой Н.Н., заведующего Волгодонским сектором территориального отдела ГЖИ Бондаренко М.В. был произведен осмотр муниципального жилищного фонда г. Волгодонск, в ходе которого было установлено, что в комнате № МКД № <адрес> потолок имеет следы намокания, штукатурка частично отсутствует, требуется ремонт потолка.
В комнате № МКД № по <адрес> входная дверь в квартиру находится в неудовлетворительном состоянии: дверь имеет повреждения, требуется замена двери; оконный блок находится в неудовлетворительном состоянии: имеет повреждения, оконные рамы имеют повреждения, требуется замена окна; на стенах обои находятся в неудовлетворительном состоянии, порваны, местами отсутствуют, требуется косметический ремонт стен; полы деревянные, требуется покраска полов; потолок имеет следы намокания, штукатурка частично отсутствует, требуется ремонт потолка, что подтверждается актом по результатам осмотра муниципального жилья от 07.05.2024 г. с фотоматериалами (л.д.12-22).
Необходимость проведения ремонта в жилом помещении стороной ответчика не оспаривается.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, в силу положений ст. 45 и ст. 56 ГПК РФ, прокурор обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основании своих требований.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств, того, что деятельность ответчиков нарушает права неопределенному кругу лиц истцом не представлены.
Прокурор в обоснование заявленного требования ссылается нарушение бездействием Администрации г. Волгодонска прав неопределенного круга лиц, в связи с не предоставлением жилого помещения гражданам нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно Решения Волгодонской городской думы от 22.12.2016 №90 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования» норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в зависимости от состава семьи установлена: - 33 кв.м. - для одиноких граждан, - 42 кв.м. - на семью из 2-х человек, - 18 кв.м, на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
Согласно выписке из ЕГРН площадь жилых помещений которые требует отремонтировать прокурор составляет 14,9 – 15,0 кв.м., что меньше установленной нормы для предоставления жилого помещения.
Таким образом, указанные жилые помещения не могут быть предоставлены по договору социального найма гражданам нуждающемся в улучшении жилищных условий, и как следствие их состояние не затрагивает их права и законные интересы третьих лиц.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта. Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (п. 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2).
Возлагая на собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанность произвести капитальный ремонт имущества, прокурор не указал, какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнил собственник, либо чем именно нарушены права и охраняемые законом интересы этого неопределенного круг лиц, а также, почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено именно путем осуществления ремонта собственником своего имущества.
Возложение на ответчиков обязанности на проведение капитального ремонта является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления.
В связи с тем, что истец не обосновал обязанность ответчиков произвести капитальный ремонт принадлежащего им имущества, не мотивировал, почему восстановление прав неопределенного круга лиц возможно путем осуществления именно капитального ремонта, не определил его целесообразность, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать прокурору г. Волгодонска Ростовской области в удовлетворении исковых требований заявленных в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Волгодонска, муниципальному казенному учреждению «Департамент строительства» об обязании привести жилые помещения муниципального жилищного фонда в надлежащее состояние в соответствии с требованиями санитарно – эпидемиологического законодательства и технических норм.
Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волгодонской районный суд.
Решение в окончательной форме составлено 28 августа 2024 г.
Судья подпись В.Ш. Шабанов