Дело №2а-598/2021
24RS0031-01-2021-000330-50
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Р.п.Курагино 16 июля 2021 года
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Рукосуевой Е.В.,
при секретаре - Городецкой А.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Карепова П.В. к Курагинскому отделу Управления Росреестра по Красноярскому краю о признании недействующим предписания от 29.09.2020 года об устранении выявленного нарушения по делу № 29.23-ГР/19-25-61 в части срока устранения нарушения-до 29.03.2021 года и требования о приведении земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, суд
УСТАНОВИЛ:
Карепов П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Курагинскому отделу Управления Росреестра по Красноярскому краю о признании недействующим предписания от 29.09.2020 года об устранении выявленного нарушения по делу № 29.23-ГР/19-25-61 в части срока устранения нарушения-до 29.03.2021 года и требования о приведении земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, мотивируя свои требования тем, что ему предоставлен земельный участок с кадастровым номером 24:23:0000000:9509, площадью 7006 кв.м.. категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование- для сельскохозяйственного производства, в аренду на основании договора аренды №6 от 15.02.2016 года, сроком на 49 лет. На данном участке административный истец производил разделку древесины для нужд сельского строительства. 30.10.2020 года он получил предписание от 29.09.2020 года Курагинского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю об устранении выявленного нарушения по делу № 29.23-ГР/19-25-61 до 16 марта 2020 года. Суть нарушения административный истец не оспаривает, штраф оплачен. Предписанием от 17.10.2019 года было предложено два варианта устранения нарушения: приведением земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, либо путем оформления перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности с установлением соответствующего вида разрешенного использования. 12.03.2020 года он обратился к Управление Росреестра с ходатайством о продлении срока устранения нарушений. В сентябре 2019 года административный истец начал процесс перевода земельного участка в земли промышленности, 12.11.2019 года Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района сообщило, что спорный земельный участок сформирован с нарушениями, имеет пересечение границы с границей населенного пункта и расположен в двух категориях -земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения. Для устранения данного нарушения требуется изменение границ сельского поселения Черемшанка, что займет очень большой промежуток времени. В марте 2020 года Управлением Росреестра был продлен срок устранения нарушений до 16.09.2020 года. Однако 16.03.2020 года вновь выдано предписание об устранении нарушения. 12.09.2020 года он вновь обратился с ходатайством о продлении срока устранения нарушения до 01 года. В удовлетворении данного ходатайства ему было отказано, указано, что срок предписания, не может превышать срок ранее выданного предписания, и что ходатайство не содержит доказательств предпринятия мер по оформлению участка в период с 16.03.2020 года по 16.09.2020 года. В связи с чем, 29.09.2020 года была назначена внеплановая проверка, по результатам которой составлен протокол № 2020ФЛ-52 от 30.09.2020 год об административном правонарушении, предусмотренного ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ. 29.09.2020 года вынесено третье предписание об устранении нарушений, установлен срок до 29.03.2021 года. До настоящего времени администрация района до настоящего времени не провела публичные слушая по Ген. плану с. Черемшанка, в связи с чем административный истец не может изменить категорию арендованного участка. Просит восстановить срок для обращения в суда с данным заявлением, признать недействующим Предписание Управления Росреестра от 29.09.2020 года об устранении выявленного нарушения по делу № 29.23-ГР/19-25-61 в части срока устранения нарушения- до 29.03.2021 года и требования приведения земельного участка в состояние, пригодное для использовании, обязать административного ответчика принять решение об установлении срока устранения нарушения не менее 01 года.
В судебном заседании административный истец Карепов П.В. не явился, извещен надлежащим образом, направил представителя Андианова С.А, который судом не был допущен к участию в деле, поскольку в нарушении требований ст. 55 КАС не имеет высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Представитель административного ответчика- Шапорева Т.Н. в судебном заседании с требованиями истца не согласилась.
Согласно отзыва Росреестра в отношении доводов Карепова П.В. об увеличении срока предписанием № 29.23-ГР/19-25-61 от 29.09.2020 не менее чем до 1 года, сообщаем следующее. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания № 29.23-ГР/19-25-61 от 29.09.2020 поступило в Управление 25.03.2021 вх. № 18/255/21.
В соответствии с п. 132 Приказа Росреестра от 18.06.2019 № П/0240 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора» (далее - Административный регламент) срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более шести месяцев.
Указанный в предписании срок устранения нарушения может быть продлен на срок не более шести месяцев на основании ходатайства лица, которому выдано предписание об устранении нарушения законодательства, решением уполномоченного должностного лица Росреестра (территориального органа) в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока устранения выявленного нарушения.
В обоснование ходатайства о продлении срока исполнения предписания Кареповым П.В., в том числе, представлен ответ от 15.10.2020 № 3834 и.о. Главы Курагинского района, согласно которому с целью недопущения дальнейших нарушений земельного законодательства Карепову П.В. рекомендовано принять меры по исполнению предписаний надзорных органов.
26.03.2021 по делу № 29.23-ГР/19-25-61 вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства, в соответствии с требованиями п.п. 128-132 Административного регламента, в связи с отсутствием документально подтвержденных оснований необходимости продления срока устранения выявленного нарушения.
Кроме того, при рассмотрении данного дела необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учетом положений части 2 статьи 64 КАС РФ, и разъяснений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П, следует, что преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Мировым судьей судебного участка № 150 в Курагинском районе Красноярского края Мироновой Л.В. по делу № 5-335/105/2021 вынесено постановление об административном правонарушении от 28.06.2021, которым судья постановил, действия Карепова П.В. переквалифицировать с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ на ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ. Карепова П.В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, по которой назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
При этом судом сделаны выводы о законности вынесенного Управлением предписания № 29.23-ГР/19-25-61 от 29.09.2020 со сроком исполнения до 29.03.2021 с требованием устранить ненадлежащее использование земельного участка площадью 7006 кв.м/, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Черемшанский сельсовет, урочище Каланча, контур № 9, с кадастровым номером 24:23:0000000:9509, предназначенного для сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, который используется не по целевому назначению, а именно для хозяйственной деятельности, не связанной с сельскохозяйственным использованием.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что оспариваемое административным истцом предписание государственным инспектором Курагинского района Красноярсокго края по использованию и охране земель выдано по результатам плановой проверки соблюдения Кареповым П.В. земельного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
Согласно абзацу 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Государственный земельный надзор осуществляется, в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1 "Об утверждении Положения о земельном надзоре").
Из смысла пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.
Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (пункт 1).
Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок; требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (пункт 2, подпункты "а", "з" пункта 3).
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 99 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 июня 2019 г. N П/0240 (далее - Административный регламент), закреплено право государственного инспектора по использованию и охране земель выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 851.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) уполномоченных должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальных органов при осуществлении государственного земельного надзора определяются названным выше Административным регламентом.
В силу пункта 11 Административного регламента при проведении проверки руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуальный предприниматель, гражданин, их уполномоченный представитель, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному земельному надзору, имеют также право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку.
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 129 Административного регламента).
При этом предписание в силу приведенных правовых норм, а также учитывая то, что за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный земельный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должно содержать только законные требования, на лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
На основании пункта 8 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Минэкономразвития России от 26 декабря 2014 г. N 851 утверждена форма предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, согласно которой предписание, наряду с прочим, должно содержать сведения о его вручении или направлении лицу, в отношении которого вынесено предписание.
Судом установлено, что на основании договора №6 от 15. февраля 2016 года Карепову П.В. передан в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:23:0000000:9509, площадью 7006 кв.м., категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование- для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу6 Красноярский край, Курагинский район, Черемшанский сельсовет, урочище Каланча, контур №9, сроком 49 лет.
В период с 07 октября 2019 года по 17 октября 2019 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований земельного законодательства Кареповым П.В., в результате которой установлено: ненадлежащее использовании земельного участка с кадастровым номером 24:23:0000000:9509, площадью 7006 кв.м., категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование- для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу6 Красноярский край, Курагинский район, Черемшанский сельсовет, урочище Каланча, контур №9, не по целевому назначению: для хозяйственной деятельности, не связанной с сельскохозяйственным использованием- складирование древесины и, установлено строение, расположена грузовая техника и отходы строительных материалов.
17 октября 2019 года выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства № 29.23-ГР/19-25-61, согласно которого в срок до 17 апреля 2020 года Карепову П.В. необходимо устранить нарушение.
Постановлением от 21.11.2019 года Карепов П.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
16 марта 2020 года Карепов П.В. обратился в Курагинский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю с ходатайством о продлении срока устранения нарушения по делу 29.23-ГР/19-25-61 от 16.03.2020 года на 06 месяцев, то есть до 17.10.2020 года. 16 марта 2020 года заместителем главного государственного инспектора Курагинского и Каратузского районов по использованию и охране земель, ведущим специалистом-экспертом межмуниципального Курагинсокго отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю Шапоревой Т.Н. ходатайство Карепова П.В. удовлетворено, срок продлен.
Поскольку Карепов П.В. обратился с ходатайством о продлении срока устранения нарушения, 16 марта 2020 года выдано определение, согласно которого в срок до 16 сентября 2020 года Карепову П.В. необходимо устранить нарушение.
12 сентября 2020 года Карепов П.В. обратился в Курагинский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю с ходатайством о продлении срока устранения нарушения по делу 29.23-ГР/19-25-61 от 16.03.2020 года на 12 месяцев, то есть до 16.09.2021 года.
В связи с тем, что в своем ходатайстве от 29.09.2020 года о продлении срока исполнения предписания Карепов П.В. не привел каких-либо подтверждений тому, что им предпринимались меры для исполнения предписания от 29.09.2020 года, административный орган пришел к правильному и обоснованному выводу о правомерности отказа в удовлетворении его ходатайства.
При этом, в качестве соответствующих мер для исполнения требований, изложенных в предписании должностного лица административного органа не могут быть признаны неоднократные обращения Карепова П.В. в администрацию Курагинского района с заявлениями о новых сроках проведения публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, все эти обращения были направлены лишь на то, чтобы муниципальный орган провел публичные слушания, а не направлены на выполнение требований, указанных в предписании.
Кроме того, на протяжении на протяжении двух лет административный истец не предпринимает какие-либо попытки очистить земельный участок от мусора и использовать его по назначению.
Судом на основании исследованных доказательств установлено, что административным истцом земельный участок с кадастровым номером 24:23:0000000:9509 используется не в соответствии с его назначением - для сельскохозяйственного производства, поэтому Управлением Росреестра по Курагинскому району в адрес административного истца были правомерно вынесены предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.
29 сентября 2020 года при проведении внеплановая проверки установлено, что требования предписания от 16.03.2020 года не выполнены, на участке складируется необработанный лесоматериал, так же брус и доски, горбыль, установлено строение обшитое металлическим профилем, расположена грузовая техника и отходы строительных материалов, строительный вагончик, куча мусора в центре участка, что подтверждается актом проверки № 44-ВН/2020ФЛ и фототаблицей.
Поскольку предписание не исполнено, составлен акт, и 29.09.2020 года выдано новое предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства № 29.23-ГР/19-25-61, согласно которого в срок до 29 марта 2021 года Карепову П.В. необходимо устранить нарушение.
28 октября 2020 года мировым судьей судебного участка №150 в Курагинском районе Карепов П.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.25 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировой судья сделал выводы о законности вынесенного Управлением предписания № 29.23-ГР/19-25-61 от 29.09.2020 со сроком исполнения до 29.03.2021 с требованием устранить ненадлежащее использование земельного участка площадью 7006 кв.м/, расположенного по адресу: Красноярский край, Курагинский район, Черемшанский сельсовет, урочище Каланча, контур № 9, с кадастровым номером 24:23:0000000:9509, предназначенного для сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, который используется не по целевому назначению, а именно для хозяйственной деятельности, не связанной с сельскохозяйственным использованием.
25 марта 2021 года Карепов П.В. обратился в Курагинский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю с ходатайством о продлении срока устранения нарушения по делу 29.23-ГР/19-25-61 от 29.09.2020 года на 12 месяцев, то есть до 24.03.2022 года.
26 марта 2021 года было отказано в продлении срока, поскольку заключая договор аренды земельного участка административный истец был осведомлен о целевом назначении использования земельного участка.
22 апреля 2021 года при проведении внеплановая проверки установлено, что требования предписания от 29.09.2020 года не выполнены, на участке складируется необработанный лесоматериал, так же брус и доски, горбыль, установлено строение обшитое металлическим профилем, расположена грузовая техника и отходы строительных материалов, строительный вагончик, куча мусора в центре участка, что подтверждается актом проверки № 12-ВН/2021ФЛ и фототаблицей.
Поскольку предписание от 29.09.2020 года не исполнено, составлен акт №12-ВН/2021ФЛ от 22.04.2021года, и 22.04.2021 года выдано новое предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства № 29.23-ГР/19-25-61, согласно которого в срок до 22 октября 2021 года Карепову П.В. необходимо устранить нарушение.
В настоящее время обжалуемое предписание 29.23-ГР/19-25-61 от 29.09.2020 года отменено, административному истцу выдано новое предписание 29.23-ГР/19-25-61 от 22.04.2021 года. Суд считает правильным отказать в удовлетворении требований, поскольку объект обжалования отсутствует.
Оценивая обстоятельства дела в совокупности с нормами вышеприведенных законоположений, суд приходит к выводу, что исковые требования Карепова П.В. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Карепова П.В. к Курагинскому отделу Управления Росреестра по Красноярскому краю о признании недействующим предписания от 29.09.2020 года об устранении выявленного нарушения по делу № 29.23-ГР/19-25-61 в части срока устранения нарушения-до 29.03.2021 года и требования о приведении земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Курагинский районный суд в срок месяц с момента вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 19 июля 2021 года.
Председательствующий Е.В. Рукосуева