ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-21320/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 октября 2020 года город Самара
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Алексеева Д.В., Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самсонова Валерия Викторовича на решение Кировского районного суда города Самары от 14 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 9 июня 2020 года по административному делу № 2а-419/2020 по административному исковому заявлению Самсонова Валерия Викторовича к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность без проведения торгов по договору купли-продажи.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Самсонова В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Департамента градостроительства городского округа Самара – Арчхоева А.С., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Кировского районного суда города Самары от 14 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 9 июня 2020 года, уточнённые административные исковые требования Самсонова В.В. о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара № РД -2191 от 6 ноября 2019 года и возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату по договору купли-продажи без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером № оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Самсонов В.В. в кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 9 сентября 2020 года, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что действующее законодательство не предусматривает зависимость предоставления земельного участка в собственность за плату по договору купли-продажи без проведения торгов от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
В статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» провозглашено право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Судами установлено, что Самсонов В.В., 3 ноября 1955 года рождения, является инвалидом третьей группы, инвалидность установлена бессрочно, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
14 июля 2017 года, ссылаясь на положения Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Земельного кодекса Российской Федерации, административный истец обратился к Главе городского округа Самара с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 718,00 кв.м, для садоводства.
Письмом от 29 ноября 2017 года Департамент градостроительства городского округа Самара отказал в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка ранее уже было подано заявление иного гражданина о предварительном согласовании его предоставления, следовательно, реализация права Самсонова В.В. на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Земельным кодексом Российской Федерации не может быть осуществлена, поскольку Департаментом градостроительства городского округа Самара ведётся работа по образованию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в целях проведения аукциона по его продаже. Самсонову В.В. рекомендовано обратиться в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного на иной территории.
Решением Кировского районного суда города Самары от 18 июля 2018 года признаны незаконными действия (бездействие) Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившиеся в нарушение порядка рассмотрения заявления Самсонова В.В. о предоставлении земельного участка в собственность без проведения аукциона за плату по договору купли-продажи от 14 июля 2017 года, на Департамент градостроительства городского округа Самара возложена обязанность по рассмотрению названного заявления Самсонова В.В. по существу.
Распоряжением № РД-2191 от 6 ноября 2019 года Департаментом градостроительства городского округа Самара административному истцу отказано в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 718,00 кв.м для садоводства. Основаниями для отказа указаны пункты 1,13,19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункты 1,13,18 пункта 2.14 Административного регламента.
Отказывая в удовлетворении требований Самсонова В.В. и признавая оспариваемое распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара соответствующим нормативным правовым актам, суды исходили из того, что правые основания для предоставления Самсонову В.В. земельного участка для садоводства в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на испрашиваемом праве без проведения торгов отсутствуют.
Довод кассационной жалобы о необоснованном отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка по основанию отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий при том, что земельный участок испрашивался для садоводства, заслуживает внимания.
Оценивая названные выше положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, вопрос о предоставлении земельного участка для садоводства не может быть поставлен в зависимость от отсутствия факта постановки гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Между тем, как обоснованно указано в оспариваемом правовом акте органа местного самоуправления, право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для садоводства, предусмотренное статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не подлежит реализации путём продажи земельного участка без проведения торгов.
Вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы положениями Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены различные процедуры, осуществляемые исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в целях предоставления земельных участков, и различные виды права, на котором предоставляются земельные участки гражданам и организациям.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьёй 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно (пункт 6).
При этом, пунктами 1, 4 - 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, в силу положений пункта 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учётом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Следовательно, в силу взаимосвязанных приведённых норм права предоставление земельных участков для садоводства на праве собственности путём продажи без применения положений статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей проведение торгов (аукциона), не допускается.
К категориям лиц, установленным статьёй 39.19 Земельным кодексом Российской Федерации и статьёй 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле», имеющим право на бесплатное предоставление земельного участка, административный истец не отнесён.
Следует принять во внимание, что особенности предоставления земельных участков, предусмотренные статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, распространяются не все случаи предоставления земельных участков. Так, согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
То есть, в случае предоставления земельных участков в аренду лицам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, порядок предоставления земельных участков, предусмотренный положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, не применяется.
К тому же случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов предусмотрены не только федеральным законодательством. Статья 9.1 названного выше регионального закона предусматривает дополнительные случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в первоочередном порядке.
Таким образом, анализ приведённых законоположений во взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что продажа земельных участков для садоводства без проведения торгов при реализации прав инвалидов, предусмотренных статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», действующим законодательством не предусмотрена.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации допускается отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, (п. 1); предоставление указанного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19).
При таких обстоятельствах отказ в продаже земельного участка без проведения торгов является законным, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
С учётом приведённых положений закона оснований для удовлетворения административного искового заявления Самсонова В.В. у судебных инстанций не имелось.
Оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке также не установлено.
Несмотря на необоснованное указание судебных инстанций на необходимость условия нуждаемости в жилом помещении, вывод об отсутствии правовых оснований для предоставления административному истцу земельного на испрашиваемом праве без проведения торгов является правильным.
Ссылки Самсонова В.В. в кассационной жалобе на наличие у него права на первоочередное получение названного земельного участка в собственность на основании договора купли - продажи без проведения торгов для садоводства, предусмотренное статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не могут быть приняты во внимание по мотивам, приведённым выше.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Самары от 14 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 9 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Самсонова В.В. – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 23 октября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи: