Решение по делу № 2а-2298/2020 от 17.03.2020

Дело № 2а-2298/2020

                                                                       УИД: 16RS0050-01-2020-002409-71

Учет № 173а

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

2 апреля 2020 года

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Д.И. Саматовой,

при секретаре судебного заседания Э.Э. Тухбатуллиной,

с участием заместителя Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях И.В. Набиуллина,

представителя административного истца А.Н. Ибрагимова,

административного ответчика С.А. Гепнер,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием системы видеоконференцсвязи, административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан» к С.А. Гепнеру об установлении административного надзора,

установил:

федеральное казенное учреждение исправительная колония № 19 Управления федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан (далее – ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ) обратилась в суд с административным исковым заявлением к С.А. Гепнеру об установлении административного надзора, мотивируя тем, что административный ответчик имеет непогашенную судимость, за совершение преступления при опасном рецидиве. С.А. Гепнер осужден ДД.ММ.ГГГГ Тукаевским районным судом Республики Татарстан по части 3 статьи 69, статьи 70, пунктам «б,в» части 2 статьи 158, пункту «а» части 3 статьи 158, части 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. С.А. Гепнер характеризуется положительно, за время отбывания наказания допустил пять нарушений режима содержания, имеет шесть поощрений, состоит на облегченных условиях отбывания наказания.

На основании изложенного административный истец просит установить в отношении С.А. Гепнера административный надзор на срок погашения судимости по приговору Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ и административное ограничение: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 06.00 часов, запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В судебном заседании представитель административного истца административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просил его удовлетворить.

Административный ответчик с административным иском не согласен, представил письменное возражение, из которого следует, что установление административных ограничений являются чрезмерно суровыми и преждевременными. С.А. Гепнер указывает, что у него отсутствует место жительство и пребывания.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, мнение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично, исследовав письменные материалы административного дела, обозрев материалы личного дела С.А. Гепнера, суд приходит к следующему.

Положениями статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 указанного Закона административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную и неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при рецидиве преступлений.

Пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления при рецидиве лицом, осужденным к лишению свободы.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Частью первой статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

В соответствии с требованиями пункта 1 части третьей статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.

В силу разъяснений пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Из материалов дела следует, что С.А. Гепнер осужден по приговору Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по статье 70, части 5 статьи 74, пунктам «б,в» части 2 статьи 158, пункту «а» части 3 статьи 158, части 1 статьи 228, пункту «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере 100 000 рублей. Установлен опасный рецидив преступлений.

Приговором Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ С.А. Гепнер признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 69, частью 1 статьи 223, частью 1 статьей 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 2 месяца со штрафом в размере 100 000 рублей. На основании статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации назначенное С.А. Гепнеру основное наказание в виде лишения свободы считать условным и установить испытательный срок – три года, в течение которого осужденный должен своим поведением доказать исправление. В соответствии с частью 5 статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации на осужденного возложены следующие обязанности: не менять постоянное место жительства или место пребывания, а также место работы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции; не покидать постоянное место жительства или место пребывания, если это не связано с выполнением трудовых обязанностей, в период с 22 часов до 06 часов; пройти обследование у нарколога и при наличии показаний пройти курс лечения от алкоголизма.

Приговором Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ С.А. Гепнер был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 69, частью 1 статьи 162, частью 3 статьи 30, пунктом «а» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ приговор Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении С.А. Гепнера изменен, действия по эпизоду от ДД.ММ.ГГГГ переквалифицировано с части 1 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации на пункт «г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначено наказание 2 года 6 месяцев лишения свободы. На основании части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 30, пункту «а» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, окончательно назначено 3 года 6 месяцев лишения свободы.

Административный ответчик отбывает наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ, подлежит освобождению по отбытию срока наказания ДД.ММ.ГГГГ.

Из характеристики, выданной администрацией ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ, следует, что осужденный С.А. Гепнер характеризуется положительно, за весь период отбывания наказания поощрялся администрацией шесть раз, имеет пять взысканий, которые сняты и погашены установленном законом порядке. Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не признавался, в строгие условия не переводился. Состоит в облегченных условиях отбывания наказания с ДД.ММ.ГГГГ. На профилактическом учете не состоит.

Установление административного надзора в отношении С.А. Гепнера соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», предусмотревшей, в том числе, что административный надзор в отношении лица освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную судимость, при наличии опасного рецидива.

При таких обстоятельствах суд находит административное исковое заявление обоснованным, но подлежащим удовлетворению частично, и для предупреждения совершения С.А. Гепнерым преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, с учетом содеянного С.А. Гепнерым, его поведения за весь период отбывания наказания, отношения к труду и мероприятиям воспитательного характера, считает необходимым установить административный надзор в отношении осужденного С.А. Гепнера на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, и определить ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности, либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, либо оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членами его семьи.

Кроме того, суд считает необходимым установить в отношении административного ответчика, не имеющего постоянного места жительства, административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории по избранному месту жительства, либо пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.

Понятия «место жительства» и «место пребывания» определены в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Так, место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Таким образом, местом жительства гражданина, а также местом его пребывания является место его регистрационного учета, в том числе временного.

Учитывая, что поднадзорное лицо, исходя из смысла приведенных выше положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», постоянного места жительства не имеет, суд полагает, что установление С.А. Гепнеру такого вида административного ограничения как запрещение выезда за пределы территории по избранному месту жительства после освобождения из мест лишения свободы, в данном случае является обязательным в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Довод административного ответчика о том, что со стороны ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ вопрос о месте его пребывания не разрешён в связи с чем ограничение в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является преждевременным, суд считает не состоятельными, поскольку правового значения не имеет. Закон не связывает возможность установления административного надзора с наличием у лица регистрации по месту жительства либо с наличием у него права пользования конкретным жилым помещением.

Удовлетворение административного искового заявления полностью суд считает нецелесообразным, поскольку это существенно ограничит конституционные права С.А. Гепнера, не позволит достигнуть должного воздействия на его поведение, и не будет соответствовать целям и задач административного надзора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 272-273, 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                      решил:

административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 19 Управления федеральной службы исполнения наказания по Республике Татарстан» к С.А. Гепнеру об установлении административного надзора, удовлетворить частично.

Установить административный надзор, после отбытия наказания, в отношении С.А, Гепнера, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок погашения судимости по приговору Тукаевского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ.

Срок исчислять с момента постановки осужденного на учёт в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Установить ограничение в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Установить ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением трудовой деятельности, либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, либо оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членам его семьи.

Установить ограничение в виде запрета поднадзорному лицу, выезда за установленные судом пределы муниципального района по избранному месту жительства, либо пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.

В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня принятия судом решения через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан.

Судья                                     Д.И. Саматова

Справка: мотивированное решение суда изготовлено 2 апреля 2020 года.

2а-2298/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Гепнер С.А.
ФКУ ИК-19 УФСИН РФ по РТ
Казанская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Суд
Приволжский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Саматова Д. И.
Дело на странице суда
privolzhsky.tat.sudrf.ru
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2020Регистрация административного искового заявления
17.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее