Решение по делу № 2-945/2017 от 11.01.2017

Дело № 2-945/2017                                                                                           

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2017 года                     г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Е.Ю., с участием истицы Малеевой Э.Н., представителя ответчика - Ивановой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малеевой ФИО8 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг незаконным и о возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг,

установил:

Малеева Э.Н. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг от дата незаконным и о возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг, указав в нем, что дата она обратилась в отдел социальной защиты администрации Калининского района г.Чебоксары с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Через несколько дней ей позвонил сотрудник названного отдела и спросил на какие средства она приобрела квартиру. Она сообщила, что ------. оплачено за счет кредитных средств, предоставленных ПАО «------», ------. за счет средств материнского капитала, ------. она заняла у родственницы, а оставшуюся сумму - ------. она скопила сама. Однако через несколько дней она получила отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, что привело к нарушению ее жилищных прав. В подтверждение своих доводов истица ссылается на то, что она в установленном законом порядке была признана малоимущей и имеет права на льготы, установленные ст. 159 ЖК РФ. Истица также указывает, что она представила ответчику полный пакет документов.

В судебном заседании истица данный иск поддержала по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду, пояснив также, что ее семья в момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии имела статус малоимущей, ей помогают родители, а ответчик отказывает ей в предоставлении субсидии. Кредитные средства ей были предоставлены потому, что созаемщиком по заключенному с ней кредитному договору выступает ее отец, который имеет необходимый источник дохода. В телефонной беседе работник социальной защиты беседовал с ней грубо и не объяснил, какие документы она должна представить. Часть денежных средств ей предоставила тетя в заем с условием возврата, когда она сможет. О необходимости предоставления указанных сведений ей не сообщили.

Представитель ответчика просил в удовлетворении данного иска отказать по изложенным в письменном отзыве основаниям, пояснив также, что ни о какой расписке в телефонной беседе с работником отдела социальной защиты истица не упоминала Напротив, она сообщила, что внесенную за счет собственных средств сумму на покупку квартиры ей подарили родители. К заявлению о предоставлении субсидии документы, подтверждающие наличие отношений по займу с физическим лицом, истица не прикладывала. Не были представлены эти документы и после беседы с социальным работником.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменный отзыв.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 данной статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Частью 7 данной правовой нормы предусмотрено, что порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (далее - Правила).

Из положений п.2 Правил следует, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно подп. "д" п. 8 Правил для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

При этом, пункт 36 Правил, предусматривает право граждан на добровольное декларирование заявлений о доходах, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, в случае невозможности их документального подтверждения, а также то, что такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Указанный пункт принят Правительством Российской Федерации именно в интересах граждан, в целях соблюдения цели и порядка предоставления субсидий.

В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Согласно п.34 данных Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе наследуемые и подаренные денежные средства (абз. 11 пп. "ж").

В соответствии со ст. 2 ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Как установлено судом, квартира № ----- дома № ----- адрес, по которой истица просит предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг, принадлежит ей и ее детям - ФИО5 и ФИО6 на праве общей собственности в равных долях на основании договора купли-продажи от дата.

Из условий данного договора следует, что квартира была приобретена по цене ------., из которых за счет собственных средств оплачено ------., ------. - за счет средств материнского капитала, а ------. за счет заемных средств, предоставленных ПАО «------» по кредитному договору ----- от дата.

При обращении с заявлением в отдел социальной защиты населения администрации Калининского района г. Чебоксары наряду с перечнем указанных в приложении документов, истица также представила письменное объяснение о размере ежемесячной платы по кредитному договору и источнике денежных средств, за счет которых производится выплата кредита, а также в устной форме сообщила сотруднику отдела соцзащиты, что денежные средства в сумме ------., оплаченные в качестве собственного взноса при получении средств ипотечного займа, ей подарили родители. Данное обстоятельство в судебном заседании истица не оспаривала и каких-либо документов, подтверждающих иное происхождение указанной суммы, ни ответчику, ни суду не представила.

На основании поступившей от истицы информации о том, что данные денежные средства ей были подарены родителями, ответчик произвел расчет совокупного дохода с учетом указанных средств, что соответствовало требованиям абз. 11 пп. "ж" п.1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Поскольку среднедушевой доход истицы исходя из сведений, представленных ею в отдел социального обеспечения граждан, превышал установленный в Чувашской Республики в третьем квартале дата года прожиточный минимум, в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг ей было отказано.

Кроме того, Правила предоставляют органу, принимающему решение о предоставлении субсидии, возможность оценивать полноту и достоверность представленных заявителем сведений. Т.е. определение полноты и достоверности представленных гражданами документов является одной из функций уполномоченных органов по организации предоставления субсидий и по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Как следует из материалов дела при рассмотрении заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, истица представила объяснение из которого следует, что оплата кредита за квартиру, ежемесячный размер которого составляет ------., она оплачивает за счет пособия по уходу за ребенком, размер которого ------.

В судебном заседании истица признала, что ей оказывают материальную помощь родители. Действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит признанные стороной факты (ст. 68 ГПК РФ). Однако сведения о получении материальной помощи истица при обращении с заявлением в отдел социальной защиты населения не сообщила. Сопоставляя доходы истца с его расходами, у ответчика были все основания признать, что представленные им сведения являются неполными и недостоверными. Неполнота сведений о доходах в силу ст. 9 ФЗ "О государственной социальной помощи" служит самостоятельным основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи.

Кроме того, согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 10.06.1994 № 1180 "О жилищных кредитах" жилищное кредитование осуществляется при соблюдении основных принципов кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Подтверждением возвратности является предоставление заемщиком документов о его платежеспособности.

Таким образом, банк-кредитор предоставляет ипотечные жилищные кредиты в случае соответствия кандидатуры заявителя требованиям платежеспособности, установленным банком.

Применительно к данному спору предоставление кредита по договору ----- от дата означает, что кандидатура истицы соответствовала указанному требованию. В связи с чем ее доводы о том, что после уплаты взноса по кредитному договору ее семья фактически остается без средств к существованию, нельзя признать обоснованными.

Учитывая превышение среднедушевого дохода, рассчитанного исходя из представленных истцом сведений о доходах, относительно прожиточного минимума, а также предоставление неполных сведений о доходах, доводы истца о том, что решение ответчика об отказе в предоставлении данной субсидии является незаконным, нельзя признать обоснованными. При указанных обстоятельствах в действиях ответчика, связанных с отказом в предоставлении истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствуют нарушения действующего законодательства, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Малеевой ФИО9 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг от дата незаконным и о возложении обязанности предоставить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья      Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 17 февраля 2017 года.

2-945/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Малеева Э.Н.
Ответчики
КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
Другие
отдел социальной защиты населения администрации Калининского района г.Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
11.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2017Передача материалов судье
16.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2017Судебное заседание
17.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее