Дело № <номер>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2024 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Праксина А.А.,
при секретаре Трущенковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ», Министерству здравоохранения Смоленской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смоленского района Смоленской области, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ», Министерству здравоохранения Смоленской области о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что в целях реализации национального проекта «Здравоохранение» прокуратурой Смоленского района Смоленской области проведена проверка соблюдения прав граждан на доступность и качество медицинской помощи. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 323- ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение вязанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению. На основании п.п. 2, 7 Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями. Первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно, в том числе в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента; по месту выезда мобильной медицинской бригады. Согласно п.10 Положения первичная медико-санитарная помощь включает в том числе первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья. Проведенной прокуратурой Смоленского района Смоленской области проверкой с привлечением контролирующих органов установлено, что здание Апольнинского ФАП не соответствует требованиям, предъявляемым к медицинским организациям и их структурным подразделениям. С 28.02.2013 Апольинский ФАП не функционирует по причине вакантной должности фельдшера до настоящего времени. Невыполнение ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» функций по организации первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерских пунктах влечет невыполнение функций по оказанию медицинской помощи населению, проживающему на территории вышеназванных населённых пунктов.
Просит возложить на Министерство здравоохранения <адрес> обеспечить до <дата> финансирование мероприятий по организации и обеспечению деятельности фельдшерско-акушерского пункта в д. <адрес> в соответствии с требованиями законодательства. Возложить на ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» организовать и обеспечить деятельность фельдшерско-акушерского пункта в д. <адрес> в соответствии с требованиями законодательства.
Представитель истца - помощник прокурора Смоленского района Смоленской области Шкуратова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Министерству здравоохранения Смоленской области Деревцова М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика – ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управление капитального строительства Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрение дела в его отсутствие.
Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение вязанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
В соответствии с пунктами 2, 4 ч. 1 ст. 37 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 79 Закона № 323-ФЗ медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
На основании ст. 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения, исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том, числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со ст. 33 Закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 вышеназванного Федерального закона.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
На основании п.п. 2, 7 Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями. Первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно, в том числе в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента; по месту выезда мобильной медицинской бригады.
Согласно п.10 Положения первичная медико-санитарная помощь включает в том числе первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья.
Согласно приказу главного врача ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» № 213 от 30.06.2016 в структуру медицинского учреждения входит фельдшерско-акушерский пункт в д. Аполье, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
На обслуживании фельдшерско-акушерского пункта в д. Аполье ранее обслуживал граждан поживающих в <адрес> Численность прикрепленного населения - 310 человек.
С 28.02.2013 Апольинский ФАП не функционирует по причине вакантной должности фельдшера до настоящего времени.
Невыполнение ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» функций по организации первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в фельдшерско-акушерских пунктах влечет невыполнение функций по оказанию медицинской помощи населению, проживающему на территории вышеназванных населённых пунктов.
В соответствии подп. 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопроса по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 83 Закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется в том числе за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования.
Постановлением Администрации Смоленской области №215 от 29.08.2002 утверждено Положение о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, в соответствии с которым Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области.
К основным задачам данного органа исполнительной власти отнесено обеспечение проведения государственной политики в сфере здравоохранения, вопросы организации медицинской и лекарственной помощи населению Смоленской области; разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь; совершенствование в пределах своей компетенции системы контроля качества медицинской помощи.
Департамент Смоленской области по здравоохранения наделен полномочия по организационно-методическому руководству медико-санитарным обеспечением населения.
ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» создано в форме государственного бюджетного учреждения, и в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом.
В соответствии с положениями указанной статьи государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Согласно п. 1.4 Устава ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ», утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от 30.12.2010 № 2013-р/адм, учредителем и собственником имущества ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» является Смоленская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент Смоленской области по здравоохранению. Учреждение является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Смоленской области, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. В соответствии с п.п. 2.1-2.5 Устава ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» основным видом деятельности является медицинская деятельность. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с государственным заданием, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, относящимся к его основным видам деятельности. Государственное задание для Учреждения формирует и утверждает Учредитель. Финансовое выполнение установленного Учреждению государственного задания осуществляется на основании бюджетной сметы, а после принятия Учредителем решения о предоставлении субсидий в виде субсидий из областного бюджета.
Таким образом, Департамент Смоленской области по здравоохранению как главный получатель и распорядитель средств областного бюджета в соответствующей сфере деятельности и компетенции, осуществляющий материально-техническое и финансовое обеспечение подведомственных ему учреждений, обязан выделить бюджетные средства для устранения выявленных нарушений.
Проведенной прокуратурой Смоленского района Смоленской области проверкой с привлечением контролирующих органов установлено, что здание Апольнинского ФАП не соответствует требованиям, предъявляемым к медицинским организациям и их структурным подразделениям.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата> № <номер> (СП <дата>-20).
В соответствии с п. 4.3 СП 2.13678-20 к внутренней отделке помещений медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
- в вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию. Полы в вентиляционных камерах должны иметь покрытие, не образующее пыль в процессе его эксплуатации;
- материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.
Пункт 4.4 СП 2.13678-20 устанавливает, что к водоснабжению и канализации зданий медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
- при невозможности оборудования водопровода в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, здравпунктах, поликлиниках, поликлинических подразделениях медицинских организаций, отделениях медицинской профилактики, центрах здоровья используется бутилированная вода;
- для медицинских организаций на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение.
В качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства;
- во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями;
- умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков оборудуются: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах;
- в кабинетах, где проводится обработка инструментов, должна быть отдельная раковина для мытья рук или двугнездная раковина (мойка);
- туалеты обеспечиваются туалетной бумагой, средствами для мытья и сушки рук.
Согласно п. 4.5 СП 2.13678-20 к системам отопления, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений медицинских организаций предъявляются следующие требования:
- нагревательные приборы должны иметь поверхность, исключающую абсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов. При устройстве ограждений отопительных приборов должен быть обеспечен свободный доступ для текущей эксплуатации и уборки;
- здания, строения, сооружения медицинских организаций должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением;
- вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений класса чистоты А, должно быть предусмотрено естественное проветривание через форточки, фрамуги или отверстия в оконных створках;
- в помещениях, в которых осуществляются манипуляции с нарушением целостности кожных покровов или слизистых, используются ультрафиолетовые бактерицидные облучатели или другие устройства и оборудование для обеззараживания воздуха.
В соответствии с п. 4.6 СП 2.13678-20 к естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования
Проверкой установлено, что в помещении Апольинского ФАП водоснабжение, канализация, кабинеты приема граждан находятся в неудовлетворительном состоянии (сколы стен, плесень, грязь, следы течи), гнилой пол, имеются дефекты обшивки здания, отсутствует необходимое медицинское оборудование.
Каких - либо мер, направленных на приведение Апольинского ФАП в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, ОГБУЗ «Смоленская ЦРБ» не принято.
Выявленные нарушения прав неопределенного круга лиц на доступность и качество медицинской помощи могут повлечь вред здоровью и жизни граждан.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.204, ГПК РФ, с учетом обстоятельств дела, необходимостью проведения определенного комплекса работ, суд определяет срок исполнения решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░,– ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 01.02.2025 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░.