Решение по делу № 33-3690/2024 от 29.02.2024

Судья Шпигарь Ю.Н.

Дело № 33-3690/2024

№ 2-3721/2023 (УИД 59RS0004-01-2023-003756-60)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 9 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Цыбиной И.Н.,

судей Журавлевой В.М., Орловой А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуляевой Надежды Александровны к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании распоряжения незаконным, признании права, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Гуляевой Надежды Александровны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Журавлевой В.М., пояснения Гуляевой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Гуляева Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 08.06.2023 №833 незаконным, признании права Гуляевой Н.А. на включение в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Перми, с 12.06.1984, возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации г. Перми включить Гуляеву Н.А. в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Перми с даты возникновения права.

В обоснование исковых требований указано, что согласно справке Муниципального образовательного учреждения школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.07.2022 Ч. Н.А., ** года рождения, в период с 06.08.1976 по 12.06.1984 воспитывалась в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. ****, на основании статей 37, 65 Жилищного кодекса РСФСР по окончании пребывания приобрела право на получение жилого помещения вне очереди. Согласно справке от 03.08.2016 №813 Дзержинского отдела управления ЗАГС администрации г. Перми ** Ч. Н.А. вступила в брак, ей была присвоена фамилия Гуляева, на дату выдачи справки брак расторгнут. Решение о снятии Ч. (Гуляевой) Н.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в адрес заявителя не поступало, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма либо государственного или общественного жилищного фонда как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявителю не предоставлялось. В целях реализации права на получение жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в качестве лица из числа детей-сирот Гуляева Н.А. обратилась с заявлением в Управление жилищных отношений администрации г. Перми о включении её в соответствующий список по г.Перми. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 08.06.2023 №833 истцу отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот, которые достигли возраста 23-х лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями. Основанием для отказа во включении истца в список лиц из числа детей-сирот для обеспечения жилыми помещениями указано на отсутствие у Гуляевой Н.А. права, установленного законодательством на предоставление жилого помещения. Истец с указанным распоряжением не согласна, поскольку проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении – комнате, общей площадью 19 кв.м, по адресу: г. Пермь, ул. ****, находящемся в аварийном состоянии, вместе с ней проживает её сын. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 22.10.2020 №059-11-01-04-523 многоквартирный дом №** по ул. **** Дзержинского района г. Перми признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 12.09.2023 в удовлетворении исковых требований Гуляевой Н.А. отказано.

Истец Гуляева Н.А., не согласившись с постановленным решением, обратилась с апелляционной жалобой о его отмене по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неприменением закона, подлежащего применению, неправильным истолкованием закона, указав, что суд первой инстанции не принял во внимание абзац 2 части 6 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, оставил без внимания и должной правовой оценки пункт 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец Гуляева Н.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Ответчик Управление жилищных отношений администрации г. Перми о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуляевой Н.А. без удовлетворения.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1, 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из предусмотренных указанной нормой обстоятельств.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений следующим категориям граждан:

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

В силу части 6 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, по достижении ими возраста 14 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, которые достигли возраста 23 лет), и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397 утверждены Правила формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, согласно пункту 3 которого в список включаются: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации; лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 или после 1 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 10.03.2023 Гуляева Н.А. (до заключения брака Ч.), ** года рождения, в возрасте 53 года, обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 65 оборот - 66).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № 833 от 08.06.2023 Гуляевой Н.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонд по договорам найма специализированных жилых помещений, ввиду отсутствия у Гуляевой Н.А. права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения в связи с достижением возраста 23 лет (л.д. 15, 52).

Согласно свидетельству о рождении матерью Ч. Н.А. (после заключения брака ** – Гуляева), ** года рождения, является Ч. Л.В., сведения об отце отсутствуют (л.д. 81, 82, 94).

Как следует из архивной справки, в списке воспитанников Пешнигортского детского дома Кудымкарского района Пермской области за 1972-1975 года значится Ч. Н.А., ** года рождения, дата приема в детский дом: 02.03.1972 из ****, данные о родителях: мать-одиночка: Ч1., в заключении (так в документе) (л.д. 53).

Согласно справке, выданной Ч. Н.А. 26.07.1994, с ** по ** Чугаева Н.А. обучалась в **** школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 83 оборот).

Согласно справке Муниципального образовательного учреждения школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.07.2002, в период с 06.08.1976 по 12.06.1984 Ч. Н.А. была воспитанницей школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кудымкара, находилась на полном государственном обеспечении, сведения об имуществе: нет, сведения о жилье: не имеет, на основании статей 37 и 60 Жилищного кодекса РСФСР имеет право на получение жилья вне очереди, справка дана для предъявления в жилищный комитет администрации Дзержинского района г. Перми (л.д. 11, 84).

На основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан № 21 от 22.01.2016 Гуляевой Н.А. принадлежит на праве собственности жилое помещение, площадью 19 кв.м, по адресу: **** (л.д. 16, 56-57).

Распоряжением начальника жилищных отношений администрации г.Перми № 059-11-01-04-523 от 22.10.2020 многоквартирный дом № ** по ул.**** Дзержинского района г. Перми признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 13).

Разрешая исковые требования Гуляевой Н.А. о признании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 08.06.2023 № 833 незаконным, признании права Гуляевой Н.А. на включение в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Перми с 12.06.1984, возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации г. Перми включить Гуляеву Н.А. в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Перми с даты возникновения права, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Пермского края от 08.10.2007 №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», принимая во внимание разъяснения, изложенные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, суд первой инстанции, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств, что в период с 18 до 23 лет истец обращалась в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования «Город Пермь», иной уполномоченный орган какого-либо муниципального образования Пермского края по вопросу постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и ранее не имела возможности обратиться с таким заявлением и пропустила срок по уважительным причинам, а также что в период с 18 до 23 лет истец признавалась недееспособной, находилась на длительном стационарном лечении в связи с тяжелым заболеванием, находилась в местах лишения свободы и т.д., в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Суд первой инстанции также отметил, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При этом Гуляева Н.А. впервые обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении только в 2023 году по достижении 53 летнего возраста, обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, по которым истец была лишена возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, стороной истца не указано, и судом при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции. Требование истца о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть удовлетворено в случае признания причин обращения истца с заявлением о включении его в список уважительными. Истец Гуляева Н.А. не представила суду первой инстанции уважительности причин, по которым она не обратилась до достижения ею 23 летнего возраста с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец должен быть поставлен на соответствующий учет со ссылкой на Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, а также на положения Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, поскольку в указанных нормах возрастные ограничения отсутствуют, являются несостоятельными.

Основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, по достижении ими возраста 14 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, которые достигли возраста 23 лет), и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Органы местного самоуправления Пермского края осуществляют формирование списка на основании заявлений и документов, прилагаемых к заявлению, установленных в соответствии с частью 6.1 настоящей статьи.

Как верно указано судом первой инстанции, предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как ошибочно полагает апеллянт, положения части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, не свидетельствуют о безусловном включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц старше 23-х лет, которые по каким-либо причинам не были включены в соответствующий список ранее, но обладали таким правом.

Поскольку Гуляева Н.А. обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении только 10.03.2023 по достижении 53-летнего возраста, доказательств исключительных причин, препятствовавших ее обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет и включения в Список, материалы дела не содержат, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Сведений о том, что Гуляева Н.А. нуждалась в жилом помещении, а органами опеки необоснованно не была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в материалах дела не имеется.

Судом первой инстанции проанализированы все доводы истца, уважительности причин не обращения истца с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях не установлено, с чем суд апелляционной инстанции соглашается.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуляевой Надежды Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.04.2024

Судья Шпигарь Ю.Н.

Дело № 33-3690/2024

№ 2-3721/2023 (УИД 59RS0004-01-2023-003756-60)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 9 апреля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Цыбиной И.Н.,

судей Журавлевой В.М., Орловой А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуляевой Надежды Александровны к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании распоряжения незаконным, признании права, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Гуляевой Надежды Александровны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 сентября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Журавлевой В.М., пояснения Гуляевой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Гуляева Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о признании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 08.06.2023 №833 незаконным, признании права Гуляевой Н.А. на включение в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Перми, с 12.06.1984, возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации г. Перми включить Гуляеву Н.А. в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Перми с даты возникновения права.

В обоснование исковых требований указано, что согласно справке Муниципального образовательного учреждения школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.07.2022 Ч. Н.А., ** года рождения, в период с 06.08.1976 по 12.06.1984 воспитывалась в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. ****, на основании статей 37, 65 Жилищного кодекса РСФСР по окончании пребывания приобрела право на получение жилого помещения вне очереди. Согласно справке от 03.08.2016 №813 Дзержинского отдела управления ЗАГС администрации г. Перми ** Ч. Н.А. вступила в брак, ей была присвоена фамилия Гуляева, на дату выдачи справки брак расторгнут. Решение о снятии Ч. (Гуляевой) Н.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в адрес заявителя не поступало, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма либо государственного или общественного жилищного фонда как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявителю не предоставлялось. В целях реализации права на получение жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в качестве лица из числа детей-сирот Гуляева Н.А. обратилась с заявлением в Управление жилищных отношений администрации г. Перми о включении её в соответствующий список по г.Перми. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 08.06.2023 №833 истцу отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот, которые достигли возраста 23-х лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями. Основанием для отказа во включении истца в список лиц из числа детей-сирот для обеспечения жилыми помещениями указано на отсутствие у Гуляевой Н.А. права, установленного законодательством на предоставление жилого помещения. Истец с указанным распоряжением не согласна, поскольку проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении – комнате, общей площадью 19 кв.м, по адресу: г. Пермь, ул. ****, находящемся в аварийном состоянии, вместе с ней проживает её сын. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 22.10.2020 №059-11-01-04-523 многоквартирный дом №** по ул. **** Дзержинского района г. Перми признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 12.09.2023 в удовлетворении исковых требований Гуляевой Н.А. отказано.

Истец Гуляева Н.А., не согласившись с постановленным решением, обратилась с апелляционной жалобой о его отмене по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неприменением закона, подлежащего применению, неправильным истолкованием закона, указав, что суд первой инстанции не принял во внимание абзац 2 части 6 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, оставил без внимания и должной правовой оценки пункт 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец Гуляева Н.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Ответчик Управление жилищных отношений администрации г. Перми о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуляевой Н.А. без удовлетворения.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1, 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из предусмотренных указанной нормой обстоятельств.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений следующим категориям граждан:

1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

В силу части 6 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, по достижении ими возраста 14 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, которые достигли возраста 23 лет), и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 №397 утверждены Правила формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, согласно пункту 3 которого в список включаются: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации; лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 или после 1 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 10.03.2023 Гуляева Н.А. (до заключения брака Ч.), ** года рождения, в возрасте 53 года, обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 65 оборот - 66).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № 833 от 08.06.2023 Гуляевой Н.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонд по договорам найма специализированных жилых помещений, ввиду отсутствия у Гуляевой Н.А. права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения в связи с достижением возраста 23 лет (л.д. 15, 52).

Согласно свидетельству о рождении матерью Ч. Н.А. (после заключения брака ** – Гуляева), ** года рождения, является Ч. Л.В., сведения об отце отсутствуют (л.д. 81, 82, 94).

Как следует из архивной справки, в списке воспитанников Пешнигортского детского дома Кудымкарского района Пермской области за 1972-1975 года значится Ч. Н.А., ** года рождения, дата приема в детский дом: 02.03.1972 из ****, данные о родителях: мать-одиночка: Ч1., в заключении (так в документе) (л.д. 53).

Согласно справке, выданной Ч. Н.А. 26.07.1994, с ** по ** Чугаева Н.А. обучалась в **** школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 83 оборот).

Согласно справке Муниципального образовательного учреждения школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.07.2002, в период с 06.08.1976 по 12.06.1984 Ч. Н.А. была воспитанницей школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кудымкара, находилась на полном государственном обеспечении, сведения об имуществе: нет, сведения о жилье: не имеет, на основании статей 37 и 60 Жилищного кодекса РСФСР имеет право на получение жилья вне очереди, справка дана для предъявления в жилищный комитет администрации Дзержинского района г. Перми (л.д. 11, 84).

На основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан № 21 от 22.01.2016 Гуляевой Н.А. принадлежит на праве собственности жилое помещение, площадью 19 кв.м, по адресу: **** (л.д. 16, 56-57).

Распоряжением начальника жилищных отношений администрации г.Перми № 059-11-01-04-523 от 22.10.2020 многоквартирный дом № ** по ул.**** Дзержинского района г. Перми признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 13).

Разрешая исковые требования Гуляевой Н.А. о признании распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 08.06.2023 № 833 незаконным, признании права Гуляевой Н.А. на включение в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Перми с 12.06.1984, возложении обязанности на Управление жилищных отношений администрации г. Перми включить Гуляеву Н.А. в список из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Перми с даты возникновения права, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Пермского края от 08.10.2007 №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края», Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», принимая во внимание разъяснения, изложенные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, суд первой инстанции, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств, что в период с 18 до 23 лет истец обращалась в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования «Город Пермь», иной уполномоченный орган какого-либо муниципального образования Пермского края по вопросу постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и ранее не имела возможности обратиться с таким заявлением и пропустила срок по уважительным причинам, а также что в период с 18 до 23 лет истец признавалась недееспособной, находилась на длительном стационарном лечении в связи с тяжелым заболеванием, находилась в местах лишения свободы и т.д., в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Суд первой инстанции также отметил, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При этом Гуляева Н.А. впервые обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении только в 2023 году по достижении 53 летнего возраста, обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, по которым истец была лишена возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, стороной истца не указано, и судом при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции. Требование истца о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть удовлетворено в случае признания причин обращения истца с заявлением о включении его в список уважительными. Истец Гуляева Н.А. не представила суду первой инстанции уважительности причин, по которым она не обратилась до достижения ею 23 летнего возраста с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец должен быть поставлен на соответствующий учет со ссылкой на Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, а также на положения Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, поскольку в указанных нормах возрастные ограничения отсутствуют, являются несостоятельными.

Основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, по достижении ими возраста 14 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, которые достигли возраста 23 лет), и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Органы местного самоуправления Пермского края осуществляют формирование списка на основании заявлений и документов, прилагаемых к заявлению, установленных в соответствии с частью 6.1 настоящей статьи.

Как верно указано судом первой инстанции, предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как ошибочно полагает апеллянт, положения части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, не свидетельствуют о безусловном включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц старше 23-х лет, которые по каким-либо причинам не были включены в соответствующий список ранее, но обладали таким правом.

Поскольку Гуляева Н.А. обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении только 10.03.2023 по достижении 53-летнего возраста, доказательств исключительных причин, препятствовавших ее обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет и включения в Список, материалы дела не содержат, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Сведений о том, что Гуляева Н.А. нуждалась в жилом помещении, а органами опеки необоснованно не была принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в материалах дела не имеется.

Судом первой инстанции проанализированы все доводы истца, уважительности причин не обращения истца с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях не установлено, с чем суд апелляционной инстанции соглашается.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуляевой Надежды Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.04.2024

33-3690/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Журавлева Венера Мубаракзяновна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.02.2024Передача дела судье
09.04.2024Судебное заседание
11.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2024Передано в экспедицию
09.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее