Решение по делу № 33-16909/2023 от 06.06.2023

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-16909/202378RS0015-01-2022-003826-37 Судья: Ерунова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                    15 августа 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Аносовой Е.А.
судейпри секретаре Ковалевой Е.В., Ягубкиной О.В., Беребневе В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5864/2022 по апелляционной жалобе Родченковой Е. А. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2022 года по иску Родченковой Е. А., Новик О. В. к администрации Невского района Санкт-Петербурга, Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании отказов незаконными, обязании произвести назначить ЕДВ, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Аносовой Е.А., объяснения представителя ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Яковлева Ю.С., действующего на основании доверенности от 17 января 2023 года, сроком действия по 31 декабря 2023 года, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

УСТАНОВИЛА:

Истцы Родченкова Е.А., Новик О.В. обратились в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчикам, в котором просили:

- признать незаконным и отменить отказ администрации Невского района от 30.08.2021;

- признать незаконным и отменить отказ Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № Р-9162-5613/13085-22;

- восстановить нарушенное право Родченковой Е.А., как члена семьи умершего ветерана ВОВ, инвалида 1 гр. Медведева Г. Е., находящейся на его иждивении и осуществляющей уход за ним на льготы, установленные ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах»;

- восстановить нарушенное право Новик О.В., как члена семьи умершего ветерана ВОВ, инвалида 1 гр. Медведева Г. Е., состоящей на его иждивении на льготы, установленные ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах»;

- обязать администрацию Невского района Санкт-Петербурга назначить Родченковой Е.А., Новик О.В. ЕДВ и меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилого помещения;

- взыскать с администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Родченковой Е.А., Новик О.В. в равных долях компенсацию в размере 1 000 000 руб. за причиненные моральные и нравственные страдания, связанные с длительным препятствием в реализации законных прав;

- взыскать с Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Родченковой Е.А., Новик О.В. в равных долях компенсацию в размере 1 000 000 руб. за причиненные моральные и нравственные страдания, связанные с длительным препятствием в реализации законных прав;

- взыскать с администрации Невского района Санкт-Петербурга, Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области солидарно в пользу Родченковой Е.А., Новик О.В. в равных долях государственную пошлину 300 руб.

Исковое заявление мотивировано тем, что Родченкова Е.А., Новик О.В. обратились 21.07.2021 в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении их семье ЕДВ, как членам семьи умершего ветерана ВОВ, инвалида войны 1 группы Медведева Г.Е., и предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах». Истцами был предоставлен полный пакет документов.

Однако 30.08.2021 истцами был получен от администрации Невского района Санкт-Петербурга отказ в выплате субсидий. Истцы обжаловали данный отказ через портал Госуслуг, обжалование осталось без ответа. Истцы повторно обжаловали бездействие администрации Невского района Санкт-Петербурга; между тем, 11.03.2022 истцы получили ответ по почте от Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором причиной отказа указано не предоставление документов, подтверждающих право на льготы.

Истцы полагали действия администрации Невского района Санкт-Петербурга, Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области являются незаконными, необоснованными и нарушающими их права. Истцы являлись членами семьи Медведева Г.Е., который Родченковой Е.А. приходился дедом, а ее дочери Новик О.В. прадедом. Истцы находились на его иждивении поскольку, Родченкова Е.А. осуществляла за ним уход, а ее дочь Новик О.В. была несовершеннолетней.

Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2022 года исковые требования Родченковой Е.А., Новик О.В. к администрации Невского района Санкт-Петербурга, Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области оставлены без удовлетворения в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, истец Родченкова Е.А. подал апелляционную жалобу, в которой полагает решение суда подлежащим отмене, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Ответчиком решение суда в апелляционном порядке не обжалуется.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полагал решение суда законным и обоснованным.

Истцы Родченкова Е.А., Новик О.В., представитель ответчика администрации Невского района Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах»).

Из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 1106-О от 25.04.2019, следует, что Федеральный закон «О ветеранах», исходя из конституционных предписаний, предопределяющих обязанности государства по отношению к своим гражданам, исполнившим долг и обязанность по защите Отечества, и в целях признания особых заслуг перед обществом закрепляет правовые гарантии их социальной защиты и условия, соблюдение которых необходимо для наделения гражданина определенным статусом, а следовательно, приобретения им права на соответствующие меры социальной поддержки.

Меры социальной поддержки для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны установлены ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах»).

Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в подпунктах 1 - 15 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий согласно статье 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 № 519, удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (далее соответственно - член семьи погибшего (умершего), удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в ст. 21 Закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.

Данным постановлением утверждены бланк удостоверения и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений.

Порядок и условия реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» определяются Инструкцией «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах» утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69 (далее Инструкция от 11 октября 2000 года № 69).

Согласно пункту 2.16 Инструкции от 11 октября 2000 года № 69, права и льготы, установленные Законом «О ветеранах», предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в ст. 21 Закона «О ветеранах», - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 №209.

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом п. 2 ст. 21 Закона «О ветеранах»).

Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: «Вдова (мать, отец) погибшего воина», а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.

Пунктом 2.7 указанной Инструкции предусмотрено, что права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 настоящей Инструкции, и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

Таким образом, из изложенного нормативного регулирования следует, что для получения членами семьи погибшего участника Великой Отечественной войны мер социальной поддержки необходимо наличие одновременно всех обязательных условий:

1) нетрудоспособность,

2) нахождение на иждивении и получение членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны пенсии по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение), в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Исключение из этого правила предусмотрено пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в котором предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

Документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки, является удостоверение члена семьи погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Родченкова Е.А. 21.07.2021 года обратилась в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением и документами о предоставлении государственной услуги - о предоставлении ЕДВ и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением администрации Невского района Санкт-Петербурга от 30.08.2021 года Родченковой Е.А. отказано в предоставлении государственной услуги - о предоставлении ЕДВ и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием у заявителя права на получение такой госуслуги, а именно в связи с тем, что она по состоянию на 29.03.2021 имеет трудовой стаж 30 лет 4 месяца 21 день (период учебы не включается), из них трудовой стаж в Санкт-Петербурге – 18 лет 9 месяцев 14 дней, а, следовательно, отсутствуют основания для предоставления государственной услуги в соответствии с требованиями статьи 63 Социального кодекса.

Родченкова Е.А. и Новик О.В. 28.03.2022 обратились в администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением и документами о предоставлении государственной услуги - выдаче удостоверения о праве на льготы членам семей погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Ответственной войны, ветерана боевых действий.

Решением администрации Невского района Санкт-Петербурга от 26.04.2022 года Родченковой Е.А. и Новик О.В. отказано в выдаче удостоверений о праве на льготы членам семей погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой отечественной войны, ветерана боевых действий в связи с отсутствием у заявителей права на получение такой госуслуги, а именно в связи с тем, что они не относятся к категории граждан, которым предусмотрены меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий погибших, определенные ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В материалы дела представлены копия удостоверения на имя Медведева Г. Е., из которого следует, что предъявитель данного удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны.

Также в материалы дела представлены справка от 28.03.2001 года из Центрального архива МО СССР и справка из Военного комиссариата Московского района СПб от 22.11.2000, из которых следует, что Медведев Г. Е., рядовой, являлся участником Великой Отечественной войны, в действующей армии с июня 1941 года по март 1948 года, входил в состав действующей армии.

Для подтверждения родства с Медведевым Г. Е. истцами представлены:

- решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18.04.2005 по гражданскому делу № 2-2014/05 об устранении нарушения прав, постановке на учет по улучшению жилищных условий,

- решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21.09.2005 по гражданскому делу № 2-3483/05 о признании незаконной даны по постановке на учет и обязании предоставить жилую площадь.

Кроме того, предоставлены:

- диплом серии ЦВ № 367293 на имя Новик Е.А. о прохождении ею обучения в период с 1993 года по 1996 год;

- справка № 54/1 от 03.03.2021 Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов, что Родченковой Е.А. статус адвоката приостановлен с 30.05.2016;

- справка о расторжении брака 17.02.2000 Родченковой (Новик) Е.А., после расторжения брака присвоена фамилия Родченкова;

- копия трудовой книжки Родченковой Е.А.;

- справка о регистрации формы – 9.

Суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств и положений Федерального закона 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», при разрешении заявленных требований исходил из того, что для признания за Родченковой Е.А., Новик О.В. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» по указываемому ими основанию необходимо наличие совокупности условий:

1) являются членом семьи погибшего (умершего) участника ВОВ, имеющим право на меры социальной поддержки,

2) нетрудоспособность, нахождение на иждивении умершего участника Великой Отечественной войны,

3) получение пенсии по случаю потери кормильца (или наличие права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Между тем, указанная совокупность требуемых условий, как обоснованно указано судом, в данном случае отсутствует.

Из материалов дела следует, что Родченкова Е.А., Новик О.В. не являются нетрудоспособными членами семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, состоявшим на его иждивении и получающими пенсию по случаю потери кормильца (имеющими право на ее получение).

Истец Родченкова Е.А. приходится умершему Медведеву Г.Е. внучкой, и истец Новик О.В. правнучкой.

Медведев Г.Е. умер 02.11.2009.

На момент смерти деда (прадеда) Родченковой Е.А. исполнилось 45 года, Новик О.В. 21 год.

Истцы инвалидами с детства не являются, также не являются членами семьи Медведев Г.Е., согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Более того, Родченкова Е.А. состояла в браке с 29.07.1986 по 27.10.1997 г.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, приняв во внимание, что для получения мер социальной поддержки у истцов отсутствует совокупность вышепоименованных условий, пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 26.04.2022 года, которым Родченковой Е.А. и Новик О.В. отказано в выдаче удостоверений о праве на льготы членам семей погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой отечественной войны, ветерана боевых действий в связи с отсутствием у них права на получение такой госуслуги, соответствует изложенному правовому регулированию.

Суд учёл, что каких-либо доказательств, что Родченкова Е.А. и Новик О.В. в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеют право на получения мер социальной поддержки не представлено, в том числе и документов, подтверждающих наличие родственных отношений.

При этом внук (внучка), правнук (правнучка) не поименованы в п. 2 ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в качестве лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с данной правовой нормой.

Учитывая указанное, суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Родченковой Е.А. и Новик О.В. о возложении на администрацию Невского района Санкт-Петербурга обязанности выдать им удостоверения как членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, которые заявлены истцами в качестве способа восстановления нарушенных прав.

По аналогичным основаниям не подлежали удовлетворению требования истцов о признании незаконным решения Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № Р-9162-5613/13085-22, которым отказано в удовлетворении заявления о предоставлении ЕДВ и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах», в связи с не представлением документов, подтверждающих право истцов на требуемые меры социальной поддержки.

Проверяя законность оспариваемого решения администрации Невского района Санкт-Петербурга от 30.08.2021 года, которым Родченковой Е.А. отказано в предоставлении государственной услуги - о предоставлении ЕДВ и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием у заявителя права на получение такой госуслуги, судебная коллегия учитывает следующее.

В соответствии с п. 1, 2, 4 ст. 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены настоящим Кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором они зарегистрированы по месту жительства.

Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.

В соответствии со ст. 5 Социального кодекса Санкт-Петербурга право на социальную поддержку в соответствии с настоящим Кодексом имеют в том числе получатели пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - пенсионеры.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 60 Социального кодекса Санкт-Петербурга, согласно главе 14 Социального кодекса, меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются следующим категориям граждан, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства: гражданам, являющиеся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий.

В соответствии с п. 1 ст. 63 Социального кодекса Санкт-Петербурга гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшим в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет, и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, предоставляются, среди прочего, следующие дополнительные меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата в размере 707 рублей;

2) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и(или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, в том числе занимаемой членами семей лиц указанных категорий, совместно с ними проживающими, являющимися нетрудоспособными и находящимися на иждивении;

взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Санкт-Петербурга, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, в том числе занимаемой членами семей лиц указанных категорий, совместно с ними проживающими, являющимися нетрудоспособными и находящимися на иждивении;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, установленных в Санкт-Петербурге. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в Санкт-Петербурге.

В соответствии с п. 1 ст. 71 Социального кодекса Санкт-Петербурга порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан определяется Правительством Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2016 г. № 385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты (далее Порядок 1).

Согласно п. 1.1 Порядка 1 ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге.

Согласно п. 2.1 Порядка 1 ежемесячная денежная выплата предоставляется на основании заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты (далее в настоящем разделе - заявление) по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет), поданного: гражданином, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, - в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства гражданина.

Согласно п. 2.5 Порядка 1 основанием для отказа в предоставлении (возобновлении предоставления) ежемесячной денежной выплаты является: отсутствие у гражданина права на ежемесячную денежную выплату; представление гражданином неполных и(или) недостоверных сведений и документов, необходимых для предоставления ежемесячной денежной выплаты.

Согласно Перечню документов, необходимых для предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты, к заявлению о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки прилагаются:

документ, удостоверяющий личность гражданина, содержащий сведения о возрасте, гражданстве, месте жительства гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности, выданное на период его замены);

документы, содержащие сведения о месте жительства гражданина в Санкт-Петербурге (справка о регистрации по месту жительства граждан (форма 9) или решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге);

документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя гражданина (при подаче документов представителем гражданина);

документы, подтверждающие назначение (получение) гражданином пенсии в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Поскольку принимая оспариваемое решение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 30.08.2021 года, которым Родченковой Е.А. отказано в предоставлении государственной услуги - о предоставлении ЕДВ и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установлено отсутствие у заявителя права на получение требуемых мер социальной поддержки в связи с тем, что по состоянию на 29.03.2021 Родченкова Е.А. имеет трудовой стаж 30 лет 4 месяца 21 день (период учебы не включается), из них трудовой стаж в Санкт-Петербурге – 18 лет 9 месяцев 14 дней; учитывая, что положениями статьи 63 Социального кодекса Российской Федерации регламентировано, что предоставляются вышеперечисленные региональные меры социальной поддержки гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет или проработавшим в Ленинградской области и Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет, из которых трудовой стаж в календарном исчислении в Санкт-Петербурге (Ленинграде) составляет не менее 10 лет; судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для предоставления Родченковой Е.А. требуемой государственной услуги в виде предоставления испрашиваемых мер социальной поддержки соответствии с требованиями статьи 63 Социального кодекса отсутствовали, в связи с чем оспариваемое решение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 30.08.2021 года является законным и обоснованным.

Разрешая требования истцов о возложении на администрацию Невского района Санкт-Петербурга обязанности назначить Родченковой Е.А., Новик О.В. ЕДВ и меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, с чем также соглашается судебная коллегия.

Из положений ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами адрес, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают; родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

Суд верно указал на то, что Родченкова Е.А., Новик О.В. не относятся к категории лиц, поименованных в ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах дательного исполнения РФ, и их семей», имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца.

Истцы не являются нетрудоспособными членами семьи умершего (погибшего) лица, указанного в статье 1 вышепоименованного Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, состоявшими на его иждивении.

К категории иных лиц, поименованных в данном нормативном правовом акте и имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, Родченкова Е.А., Новик О.В. также не относятся.

Ссылки Родченковой Е.А., Новик О.В. на то, что на момент гибели деда (прадеда) они, несмотря на обстоятельства, находились фактически на его иждивении, имели сложное материальное положение, основанием для удовлетворения иска не являются; обоснованность данных ссылок не подтверждена. Доказательств нахождения на иждивении своего деда не истцами представлено, оснований полагать, что доход, получаемый дедом, являлся единственным источником средств к существованию истцов, не имеется.

При этом субъективная оценка истцов относительно содержания действующего нормативного регулирования в области социального обеспечения, отражающая их авторскую, желаемую оценку, не свидетельствует о незаконности оспариваемых решений администрации Невского района Санкт-Петербурга, Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которые приняты обоснованно и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Не установив нарушения прав и законных интересов Родченковой Е.А. и Новик О.В., суд правильно указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований, предъявленных к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, администрации Невского района Санкт-Петербурга, о взыскании в пользу истцов денежной компенсации морального вреда.

Поскольку суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении заявленных материально-правовых требований истцов, то не подлежали и удовлетворению требования истцов о распределении судебных расходов в части взыскания в их пользу с администрации Невского района Санкт-Петербурга, Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области солидарно в равных долях государственной пошлины в размере 300 руб.

Доводы апелляционной жалобы о наличии преюдициального значения решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18.04.2005 по гражданскому делу № 2-2014/05, решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от 21.09.2005 по гражданскому делу № 2-3483/05, основанием для отмены решения суда не является, поскольку данными судебными актами разрешены споры об устранении нарушения прав истцов по постановке их на учет по улучшению жилищных условий, о признании незаконной даты по постановке на учет и обязании предоставить жилую площадь соответственно.

Довод апелляционной жалобы о том, что в обжалуемом решении судом неверно указан возраст истца Родченковой Е.А. на момент смерти Медведева Г.Е., а именно указано 54 года, тогда как Родченковой Е.А. исполнилось 45 лет, а также о неверном указании возраста Новик О.В. (указано 31 год), тогда как ей исполнилось 21 год, основанием для отмены решения суда также не являются, свидетельствует о наличии описок в тексте обжалуемого судебного акта, не порождает право истцов получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Родченковой Е. А. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 августа 2023 года.

33-16909/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Новик Олеся Владимировна
Родченкова Елена Алексеевна
Ответчики
Администрация Невского района Санкт-Петербурга
ГУ- отделение ПФР РФ пр Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Аносова Екатерина Александровна
Дело на странице суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
06.06.2023Передача дела судье
15.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Передано в экспедицию
15.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее