Дело № 2а-396/2021
УИД: 05RS0020-01-2020-004532-29
Резолютивная часть решения объявлена – 24 августа 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено – 03 сентября 2021 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года Республика Дагестан,
с. Юбилейное, Кизлярского района
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Л.Н.Бычихиной,
при секретаре А.А.Маньшиной, П.К.Алиевой.
С участием - помощника прокурора г.Кизляра Р.Х.Магомедова,
административного истца Ш.М.Курамагомедова,
административного истца А.Г.Магомедова,
представителя административных истцов – адвоката Д.Ш.Дибирова, действующему по доверенности <адрес>3 от 14.06.2021г. и ордеру № от 14.06.2021г., ордеру № от 07.07.2021г.,
представителя административного ответчика Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан – адвоката ФИО14, действующему по доверенности от 04.06.2021г. и ордеру № от 07.06.2021г.,
соответчика И.А.Шахрурамазанова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курамагомедова ФИО24 и Магомедова ФИО25 к СП "сельсовет Впередовский", Шахрурамазанову ФИО26, Магомедовой ФИО27, Баширову ФИО28 - о признании результатов выборов Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отмене решения № Собрания депутатов сельского поселения «Сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский»; о признании обстоятельств административного иска законными и обоснованными; о признании выборов председателя Собрания МО СП «сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования не законными; о признании выборов Главы муниципального образования (администрации) МО СП «сельсовет Вперёдовский» <адрес> Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования не законными; о признании Решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - № от ДД.ММ.ГГГГ - «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» не законным; о признании Решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - №, от 05.10 2020 - «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы» не законным; о признании гербовой печати, использованной ФИО2 и другими заинтересованными лицами, при составлении официальных документов в период подготовки и по итогам проведения выборов председателя Собрания депутатов и Главы МО СП «сельсовет Впередовский» недействительной и незаконно изготовленной; о признании факта наличия фальсификации доказательств со стороны ответчиков по настоящему административному делу,
У С Т А Н О В И Л:
Курамагомедов Ш.М. и Магомедов А.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к СП "сельсовет Впередовский" о признании незаконным решения о выборах главы СП "сельсовет Впередовский" от ДД.ММ.ГГГГ и отмене указанного решения о выборах главы СП "сельсовет Впередовский".
В обоснование доводов указав на то, что решением Собрания депутатов муниципального образования сельское поселение «сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» незаконно признан избранным на должность главы СП «сельсовет Впередовский» ФИО2.
С данным решением они не согласны, считают его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям: 1) из шести кандидатов на должность главы СП "сельсовет Впередовский", представленных конкурсной комиссией являлись они двое. С ДД.ММ.ГГГГ находились в больнице, и подали в конкурсную комиссию заявления об отложении заседания комиссии в связи с их пребыванием в больнице; 2) собрание представительного органа по избранию главы администрации СП "сельсовет Впередовский" проведено без их участия и с существенными нарушениями норм действующего законодательства, уставных требований, а также их права быть избранными на указанную должность.
Считают, что сессия депутатов Собрания депутатов СП "сельсовет Впередовский" об избрании главы СП "сельсовет Впередовский" проведена без утверждения повестки дня, без избрания секретаря заседания. Кроме того, не создана счетная комиссия для подведения итогов тайного голосования, а избрание главы СП "сельсовет Впередовский" открытым голосованием, противоречит принципам избирательного права.
Просят суд отменить незаконное решение Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.
При подготовке дела к судебному разбирательству административные истцы ФИО5 и А.Г.ФИО8 представили в суд дополнение к административному иску (вх. № от 15.06.2021г.) из которого усматривается, что они просят суд:
Признать обстоятельства указанные в настоящем дополнении к административному иску, а также ранее поданном административном иске – законными и обоснованными.
Признать - выборы председателя Собрания МО СП «сельсовет Впередовский» <адрес>. Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования - не законными.
Признать - выборы главы муниципального образования (администрации) МО СП «сельсовет Вперёдовский» <адрес> Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования - не законными.
Признать - Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - № от ДД.ММ.ГГГГ - «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» - не законным.
Признать - Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - №, от 05.10 2020 - «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы» - не законным.
Признать гербовую печать, использованную ФИО2 и другими заинтересованными лицами, при составлении официальных документов в период подготовки и по итогам проведения выборов председателя Собрания депутатов и Главы МО СП «сельсовет Впередовский» - недействительной и незаконно изготовленной.
Признать - факт наличия фальсификации доказательств со стороны ответчиков по настоящему административному делу.
Признать действия председателя УИК № <адрес> РД ФИО1 - по созыву, организации и проведению заседания (сессии) Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» <адрес>, РД - незаконными со всеми вытекающим отсюда последствиями.
Признать, что депутаты Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» ФИО8 А.Г. и ФИО5 - не были надлежащим образом и в установленном законом порядке - приглашены, извещены (оповещены) - о проведении заседаний (сессий) Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» проведённых - «23» сентября 2020 г. и «10» декабря 2020 г. и, при этом признать нарушенными их права и законные интересы.
Признать - ФИО4 — ненадлежащим, незаконным секретарем заседания Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский».
Считать - недействительными и незаконными - подписи ФИО4 под документами, изготовленными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведения заседаний (сессий) Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» <адрес>, РД.
Признать, что - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, присвоив себе чужие функции, совершил наказуемые законом РФ, в том числе уголовным законом действия и, превышающие его должностные полномочия.
Направить в соответствующие органы и инстанции письменное обращение - о принятии надлежащих мер реагирования в отношении ФИО2 за его действия (бездействие) совершенные в ходе проведения выборов председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский», ДД.ММ.ГГГГ, и Главы СП «сельсовет Впередовский» <адрес>, РД. ДД.ММ.ГГГГ, - в результате которых нарушены требования избирательного законодательства и уголовного закона РФ, а именно:
- незаконное изготовление и применение гербовой печати МО СП «сельсовет Вперёдовский»,
- преднамеренное не уведомление депутатов ФИО6 и ФИО5 - о проведении заседаний Собрания МО СП «сельсовет Вперёдовский» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ,
- незаконное председательствование, подписание и удостоверение печатью документов принятых по итогам заседаний Собрания депутатов МО СП «сельсовет Вперёдовский» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
14- принять во внимание факт возбуждения уголовного дела по ч.1 ст. 141, 142.1 УК РФ, в связи с нарушениями избирательного законодательства РФ в отношении председателя УИК № ФИО12
15- принять во внимание, что за нарушение избирательного законодательства РФ и должностные нарушения ФИО1 освободили от должности председателя УИК № МО СП «сельсовет Вперёдовский» <адрес>, РД,
16- принять во внимание, что председатель УИК № и директор общеобразовательной школы <адрес>ёд ФИО1 - грубо нарушая законы РФ, в том числе должностной, уголовный - умышленно и преднамеренно не известила депутатов ФИО6 и ФИО5 - о проведении заседания Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» ДД.ММ.ГГГГ,
17- запросить в органах следствия документы подтверждающие факт возбуждения уголовного дела по ст.ст. 141, 142.1 УК РФ в отношении ФИО1 и иные имеющиеся доказательства необходимые для установления истины и создания полноценной картины по рассматриваемому вопросу и, подтверждения доводов истцов,
18- признать наличие - в действиях (бездействии) ФИО1, которыми она, в качестве директора общеобразовательной школы <адрес>, РД позволила проведение заседания (сессии) Собрания депутатов МО СП «сельсовет Вперёдовский» в учебных помещениях и во время прохождения учебного процесса, - признаков - превышение и злоупотребление должностными полномочиями и др.,
19- признать - в действиях (бездействии) ФИО1, которыми она:
- провела организационные действия, созвала депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Вперёдовский» на свое первое заседание -ДД.ММ.ГГГГ,
- в качестве председательствующего открыла (начала) первое заседание (сессию) депутатов Собрания депутатов МО СП «сельсовет Вперёдовский» на свое первое заседание - ДД.ММ.ГГГГ,
- самолично и самовольно возложив на себя функции председательствующего заседания Собрания депутатов муниципального образования, ДД.ММ.ГГГГ,
- предложила кандидатуру одного из депутатов на пост председателя заседания Собрания депутатов МО СП «сельсовет Вперёдовский» <адрес>, РД — наличие признаков следующих нарушений закона - злоупотребление и превышение должностных полномочий;
20- направить в соответствующие надзорные, следственные и правоохранительные органы письменное обращение - о принятии надлежащих мер реагирования в отношении ФИО1, как председателя УИК № и, как директора общеобразовательной школы, за её действия (бездействие) совершенные в ходе подготовки и проведения выборов председателя Собрания депутатов МО СП «сельсовет Вперёдовский» и Главы СП «сельсовет Вперёдовский» <адрес> РД, и в результате которых нарушены требования избирательного законодательства и уголовного закона РФ,
21 - признать - действия председателя ТИК <адрес>, РД ФИО13 - по осуществлению контроля за законностью действий председателя УИК № ФИО1, при проведении выборов председателя Собрания МО СП «сельсовет Вперёдовский» от ДД.ММ.ГГГГ, как халатность и недобросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей /том 2 л.д. 12-28/.
Между тем, в судебном заседании административные истцы ФИО5 и А.Г.ФИО8 представили в суд уточнение к административному иску (вх. № от 24.08.2021г.) из которого усматривается, что они частично отказываются от требований указанных в дополнении к административному исковому заявлению, а именно с 8 по 21 пункты. Судом вынесено определение в соответствующей части (ч. 3 ст. 157 КАС РФ).
В судебном заседании административный истец ФИО5 и административный истец А.Г.ФИО8 поддержали заявленные требования и просили удовлетворить их по основаниям изложенным в административном исковом заявлении, с учетом дополнений к административному иску. Считают, что нарушены их Конституционные права при проведении выборов Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ Также пояснили, что частично отказываются от требований указанных в дополнении к административному исковому заявлению, а именно с 8 пункта до 21 пункта. Просят суд признать результаты выборов Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отменить решение № Собрания депутатов сельского поселения «Сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский»; признать обстоятельства настоящего административного иска законными и обоснованными; признать выборы председателя Собрания МО СП «сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования не законными; признать выборы Главы муниципального образования (администрации) МО СП «сельсовет Вперёдовский» <адрес> Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования не законными; признать Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - № от ДД.ММ.ГГГГ - «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» не законным; признать Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - №, от 05.10 2020 - «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы» не законным; признать гербовую печать, использованную ФИО2 и другими заинтересованными лицами, при составлении официальных документов в период подготовки и по итогам проведения выборов председателя Собрания депутатов и Главы МО СП «сельсовет Впередовский» недействительной и незаконно изготовленной; признать факт наличия фальсификации доказательств со стороны ответчиков по настоящему административному делу.
В судебном заседании представитель административных истцов – адвокат ФИО7 поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом дополнений к административному иску (том 2 л.д. 12-28). Также пояснил, что частично отказывается от требований указанных в дополнении к административному исковому заявлению, а именно с 8 пункта до 21 пункта и пояснил, что из-за ряда грубейших нарушений по результатам выборов Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ и решения № Собрания депутатов сельского поселения «Сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» был инициирован настоящий административный иск. Нарушения состояли в следующем: на Собрании депутатов не была обозначена повестка дня, надлежаще не извещены все депутаты, не было обнародовано. Это обязательная процедура предусмотренная законом. Кроме этого, при проведении Собрания депутатов были допущены серьезные нарушения. Согласно Устава муниципального образования села Вперёд предусмотрено принятие регламента собрания депутатов. Такой регламент у них принят. Но имеется техническая ошибка "15год", тогда как регламент, устанавливающий порядок работы Собрания депутатов был принят в 2016 году. Первое заседание должен был провести организатор, на котором должен был быть избран председатель Собрания, секретарь Собрания, на котором должна быть оглашена повестка дня и естественно это повестку дня должны были обсудить, можно было бы и дополнительно вопросы обсудить которые можно было рассмотреть, где может быть поступила инициатива со стороны избранных депутатов. Вместо этого, Собрание депутатов проводила председатель УИК. Просит отметить, что в отношении ФИО1 - председателя УИК на сегодняшний день возбуждено уголовное дело связанное именно с этими выборами, на которых она была председателем участковой избирательной комиссии. Состав депутатов должен быть известным для того, чтобы собрать их на сессии. Решение должно быть принято после выборов. Эти моменты были упущены на Собрании. Всем управляла и распоряжалась ФИО1 Секретарь собрания не был избран, председатель Собрания Гасанов какое-либо участие в самом собрании не принимал, также документы протокол собрания, документы которые были приняты на сессии ДД.ММ.ГГГГг., они также были, почему-то подписаны не Гасановым, а после избранным председателем Собрания, который на тот момент, как руководитель депутатского корпуса не был избран, у него не было такого права они должны были быть подписаны и подготовлены Гасановым, за секретаря подписывал ФИО4. Нарушения в дальнейшем также были допущены при избрании главы администрации. Не сложив полномочия Главой администрации, был избран ФИО2, который сам выдвинул свою кандидатуру и его поддержали. По причине болезни его доверители обращались с заявлением об отложении проведения выборов. Но их обращения проигнорировали. Эти нарушения являются добавкой к тому, что они проводили все остальные мероприятия с нарушениями установленными законом и регламентами собрания депутатов. Считает заявленные требования законными и просит их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан – адвокат ФИО14 административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, представив письменные возражения (том 2 л.д. 135-136), и пояснил, что дополнения к ранее поданному административному иску к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» <адрес> РД, о признании незаконным решения о выборах главы СП МО «сельсовет Впередовский», состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, представленные административными истцами ФИО5 и ФИО6 носят сумбурный, не отвечающий требованиям КАС РФ характер. 11 и ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> проводились выборы главы местного самоуправления, как и по всей Республике избирались депутаты сельского поселения. 13 сентября были подведены итоги голосования, был уже списочный состав депутатов и ДД.ММ.ГГГГ указанные депутаты собрались, выбрали председателем собрания депутата ФИО2. Никаких нарушений не было и не могло быть. Он был избран в открытом голосовании, что также не противоречит Уставам сельского поселения. Истцов включили в списки кандидатов не смотря на то, что они не явились, но за них никто не голосовал. То, что кто-то из депутатов задерживался - это их право, и указывать им, как им голосовать - это их право. Считает, что требования удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании соответчик ФИО2 административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. Первую сессию Собрания депутатов провели в школе, потому что администрация была закрыта. Он не один раз ходил в администрацию, но там было закрыто. По поводу того, что он был председателем и не оставил свои полномочия, пояснил, что не мог знать того, что его могут избрать. Он выставил кандидатуру, и его избрали. В этот же день написал заявление о сложении полномочий председателя и поставил вопрос на ближайшую сессию, чтобы избрали председателя - это было сделано ДД.ММ.ГГГГ, как раз для того, чтобы с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. они зашли в администрацию, как вновь избранные депутаты. Как они зашли в администрацию, была проведена первая сессия от 2021года. В этот же день был избран председатель собрания депутатов и дальше депутатский корпус - всё это было сделано в рамках закона. Доводы истцов не обоснованные. То, что истцы говорят, что были на «больничном» - это все выдумки. ФИО8 у них не работает «замом», так как уволен еще ДД.ММ.ГГГГг. за прогул.
Помощник прокурора <адрес> ФИО8 Р.Х. полагал необходимым отказать в удовлетворении административного иска, так как нарушений о признании результатов выборов Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отмене решения № Собрания депутатов сельского поселения «Сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» не имеется.
Выслушав объяснения административных истцов, представителя административных истцов, представителя административного ответчика, административного соответчика, заключение пом. прокурора <адрес> ФИО15, полагавшего отказать в удовлетворении административных исковых требований, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает способы избрания главы муниципального образования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 названного Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. При этом, исходя из положений части 2 статьи 36 названного Федерального закона, определение способа избрания главы муниципального образования относится к компетенции законодателя субъекта Российской Федерации.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона об основных гарантиях избирательных прав участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
Так, по настоящему делу установлено, что право административных истцов ФИО5 и ФИО6 на обращение в суд предусмотренное частью 15 статьи 239 КАС РФ, представителем административного ответчика, соответчиками не оспаривается, сроки подачи иска соблюдены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Впередовский" <адрес> Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности главы сельского поселения "сельсовет Впередовский" /том 1 л.д. 93, том 2 л.д. 34/.
Решением Собрания депутатов СП "сельсовет Впередовский"№ от ДД.ММ.ГГГГ, объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы СП "сельсовет Впередовский» /том 2 л.д. 35/.
Согласно размещенной в печатном издании-газете "Степные вести" от ДД.ММ.ГГГГ информации, объявлено об условиях проведения конкурса на замещение должности главы СП "сельсовет Впередовский" /том 1 л.д. 105-106/.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющего обязанности главы муниципального района "<адрес>" ФИО16, назначены члены конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения "сельсовет Впередовский" муниципального района "<адрес>" /том 1 л.д. 94/.
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы сельского поселения "сельсовет Впередовский" от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены кандидаты допущенные к участию во втором этапе конкурса, в числе которых истцы ФИО5 и ФИО8 /том 1 л.д. 103/.
Решением № от 03.12.2020г. о признании первого этапа состоявшимся, рассмотрены предъявленные кандидатами документы, утверждены кандидаты и допущены к участию во втором этапе конкурса – 7 кандидатов, среди которых значатся ФИО17 и ФИО8 А.Г. /том 1 л.д. 104/.
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы сельского поселения "сельсовет Впередовский"от ДД.ММ.ГГГГ, Собранию депутатов СП "сельсовет Впередовский" представлены шесть кандидатов для избрания на должность главы СП "сельсовет Впередовский",в числе которых не явившиеся на второй этап конкурса истцы ФИО5 и ФИО8 /том 1 л.д. 96-97/.
Пунктом 52 главы 5 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы СП "сельсовет Впередовский" установлено, что неявка кандидата в установленное время для участия во втором этапе конкурса считается отказом от участия в конкурсе.
Между тем, в материалах имеются заявления административных истцов ФИО5 и ФИО6 об отложении конкурсной комиссии по отбору кандидатов с приложенными копиями медицинских справок №№,<адрес>ной поликлиники от ДД.ММ.ГГГГ, о нахождении истцов ФИО5 и ФИО6, с ДД.ММ.ГГГГ на стационарном лечении с медицинским диагнозом "хронический панкреатит" /том 1 л.д. 12 см. на об., 13 см. на об./.
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ сессии Собрания депутатов СП "сельсовет Впередовский", главой сельского поселения "сельсовет Впередовский" единогласно избран кандидат ФИО2 Проголосовавших за кандидатов ФИО5 и ФИО6, не имеется /том 1 л.д. 88-89/.
Решением Собрания депутатов СП "сельсовет Впередовский" № от ДД.ММ.ГГГГ на должность главы СП "сельсовет Впередовский" избран ФИО2 /том 1 л.д. 91/.
Из постановления о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в отношении ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 142 и 142.1 УК РФ /том 2 л.д. 31/.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № заседания первой сессии 2021 года Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Впередовский» 7 созыва от 01.04.2021г. принято решение о назначении Председателя Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Впередовский» 7 созыва ФИО4 /том 2 л.д. 107, 113/.
Судом исследован Регламент Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан и Устав муниципального образования «сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан, надлежащим образом скреплены, прошиты и удостоверены /том 2 л.д. 42-53, том 2 л.д. 54-106/.
Согласно п.п.7, 8 ст. 12 Устава гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ и Законом Республики Дагестан от 06.07.2009г. № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан». Результаты муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в сроки, установленные Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ /том 2 л.д. 66/.
Так в силу ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования должны определяться, в частности структура и порядок формирования органов местного самоуправления и наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
Суд принимает во внимание доводы административных истцов о том, что они не были надлежащим образом извещены (оповещены) о проведении заседаний (сессий) Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, сессия проведена без утверждения повестки дня, без избрания секретаря заседания, без создания счетной комиссии.
При оценке копий документов и иных письменных доказательств суд проверил, что при копировании изменение содержания копий документов по сравнению с их оригиналами не произошло, тождественность копий документов и их оригиналов установлена.
Таким образом, исходя из доводов, приведенных административными истцами ФИО5 и ФИО6, суд приходит к выводу о том, что нарушения выборного процесса главы муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан, содержащихся в решении № Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ имелись. Выявленные и установленные нарушения ведут к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно части 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Таким образом, поскольку в судебном заседании были установлены обстоятельства административного иска законными и обоснованными, нарушены избирательные права административных истцов.
Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства, административный иск ФИО5 и ФИО6 к СП "сельсовет Впередовский", ФИО2, ФИО1, ФИО4 подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 239, 244, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Курамагомедова ФИО29 и Магомедова ФИО30 к СП "сельсовет Впередовский", Шахрурамазанову ФИО31, Магомедовой ФИО32, Баширову ФИО33 - о признании результатов выборов Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отмене решения № Собрания депутатов сельского поселения «Сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский»; о признании обстоятельств административного иска законными и обоснованными; о признании выборов председателя Собрания МО СП «сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования не законными; о признании выборов Главы муниципального образования (администрации) МО СП «сельсовет Вперёдовский» <адрес> Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования не законными; о признании Решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - № от ДД.ММ.ГГГГ - «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» не законным; о признании Решения Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - №, от 05.10 2020 - «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы» не законным; о признании гербовой печати, использованной ФИО2 и другими заинтересованными лицами, при составлении официальных документов в период подготовки и по итогам проведения выборов председателя Собрания депутатов и Главы МО СП «сельсовет Впередовский» недействительной и незаконно изготовленной; о признании факта наличия фальсификации доказательств со стороны ответчиков по настоящему административному делу - удовлетворить частично.
Признать результаты выборов Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и отменить решение № Собрания депутатов сельского поселения «Сельсовет Впередовский» от ДД.ММ.ГГГГ об избрании Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский».
Признать обстоятельства административного иска законными и обоснованными.
Признать выборы председателя Собрания МО СП «сельсовет Впередовский» <адрес> Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования - не законными.
Признать выборы Главы муниципального образования (администрации) МО СП «сельсовет Вперёдовский» <адрес> Республики Дагестан, прошедшие ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения заседания Собрания депутатов муниципального образования - не законными.
Признать Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - № от ДД.ММ.ГГГГ - «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности Главы сельского поселения «сельсовет Впередовский» - не законным.
Признать Решение Собрания депутатов МО СП «сельсовет Впередовский» - №, от 05.10 2020 - «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы» - не законным.
В части заявленных административных требований ФИО5 и ФИО6 к СП "сельсовет Впередовский" - о признании гербовой печати, использованной ФИО2 и другими заинтересованными лицами, при составлении официальных документов в период подготовки и по итогам проведения выборов председателя Собрания депутатов и Главы МО СП «сельсовет Впередовский» недействительной и незаконно изготовленной и признании факта наличия фальсификации доказательств со стороны ответчиков по настоящему административному делу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Кизлярский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
СУДЬЯ: Л.Н. Бычихина
Копия верна:
СУДЬЯ: Л.Н. Бычихина