Решение по делу № 2-1598/2022 от 28.02.2022

Дело № 2-1598/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2022 года                                      г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Шершневой М.А.,

при секретаре Кузнецовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шероновой Веры Юрьевны к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения при рождении третьего ребёнка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Шеронова В.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения при рождении третьего ребёнка. Свои требования мотивировала тем, что она является матерью троих детей: Шеронова Н.А., <дата> года рождения, Вороновой А.С., <дата> года рождения, Воронова А.С., <дата> года рождения, её семья принята на нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в составе четырех человек. <дата> истец обратилась в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области с полным пакетом документов и заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка. Между истцом и КПК «Илма-Кредит» <дата> был заключен договор целевого займа , в соответствии с которым кредитор предоставляет заемщику целевой заем для оплаты по договору купли-продажи на приобретение квартиры. Согласно данному договору кредитор предоставил заемщику сумму займа – 569382 руб. под 13% годовых, а заемщик обязуется вернуть денежные средства с процентами до <дата>. Денежные средства истцу были перечислены на ее счет в ООО «Костромаселькомбанк». По условиям договора целевого займа погашение истцом задолженности по договору займа производится в соответствии с графиком платежей, прилагаемым к договору, возврат суммы займа и процентов осуществляется за счет средств материнского капитала, средств регионального материнского капитала в размере 200000 руб. Согласно договору купли-продажи квартиры № 23/09/21-ИК от <дата>, заключенному между истцом и Соболевым М.Н., истец приобрела в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Цена продажи квартиры составляет – 569382 руб., которые передаются продавцу покупателем не позднее трех месяцев с момента подписания договора. Расчет между сторонами произведен полностью за счет заемных денежных средств займодавца КПК «Илма-кредит» по договору целевого займа от <дата>. <дата> ответчик уведомил об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретении жилого помещения гражданам при рождении третьего или последующего ребенка в связи с предоставлением истцом неполного комплекта документов, указанных в п. 7.1 порядка предоставления социальной выплаты на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего и последующего ребенка, утвержденного постановлением Администрации Костромской области от 27.02.2009 № 81-а, а именно: в связи с отсутствием договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке. Само решение ответчика об отказе либо выписка из него истцу направлены не были, дату вынесения решения оно не содержит. С данным решением она категорически не согласна, полагает, что оно не основано на нормах действующего законодательства и нарушает ее права, поскольку наличие договора об ипотеке или договора целевого займа на приобретение жилья не может влиять на её право, на получение социальной выплаты и финансовый механизм её выделения. Истец полагает, что основания для получения ею социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам при рождении третьего или последующего ребенка не утрачены, как следствие - ответчиком принято незаконное решение об отказе в предоставлении ей социальной выплаты. На основании изложенного просила признать незаконным решение Департамента по труду и социальной защиты населения Костромской области об отказе в предоставлении ей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка. Обязать Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области предоставить ей социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка.

В судебном заседании истец Шеронова В.Ю., её представитель Смирнова М.М. требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно истец пояснила, что <дата> обратилась в ОГКУ "ЦСВ" с заявлением о назначении социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении третьего ребенка. Она пыталась получить кредит на приобретение жилья в каком-либо банке, однако ей было отказано, поскольку она не трудоустроена, на её иждивении находится ребенок-инвалид. А в КПК "Илма-кредит" ей не отказали. Считает отказ департамента в предоставлении ей социальной выплаты незаконным, поскольку денежные средства, полученные ею по договору займа, полностью пошли на приобретение квартиры, в настоящее время задолженность по займу погашена из иных средств, квартира полностью перешла в её собственность, обременение в виде ипотеки с квартиры снято.

Представитель Департамента по труду и социальной защите населения Смирнова Е.Б. полагала требования не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в решении об отказе в предоставлении социальной выплаты, дополнительно пояснила, что отказ в предоставлении социальной выплаты Шероновой В.Ю. обусловлен тем, что заявителем не представлен договор ипотеки, а по условиям договора целевого займа, представленного заявителем, приобретенное жилье находилось в залоге у продавца квартиры, а не у потребительского кооператива, предоставившего заём. Таким образом, ипотека была обеспечена договором поручительства, а не залогом банка. Посчитали, что в случае удовлетворения заявления Шероновой В.Ю. был бы нецелевой расход денежных средств.

Третьи лица КПК "Илма-кредит", областное государственное учреждение «Центр социальных выплат» в судебном заседании не присутствуют, извещались надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Статья 72 Конституции РФ предусматривает, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относит решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (пп. 24 п. 2 ст. 26.3).

В соответствии с положениями ст. 26.3.1 вышеназванного Закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» закрепляется право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно пункту 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставлено право на использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Статья 13 Жилищного кодекса РФ устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений к которым, кроме перечисленных в данной статье полномочий отнесены иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.

Законом Костромской области от 05.10.2007 № 197-4-ЗКО «О социальной выплате на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка» (далее – Закон) обусловлено расходное обязательство Костромской области по предоставлению социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов гражданам Российской Федерации при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, постоянно проживающим на территории Костромской области.

В целях реализации Закона постановлением администрации Костромской области от 27.02.2009 №81-а и приказом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 29.112019 №942 утверждены соответственно Порядок предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка и Административный регламент предоставления департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной услуги по назначению социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 197-4-ЗКО право на однократное получение социальной выплаты имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, при соблюдении следующих условий:

1) наличие ипотечного жилищного кредита независимо от даты его оформления;

2) рождение (усыновление, удочерение) третьего или последующего ребенка после 31 декабря 2007 года;

3) нахождение на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на момент оформления ипотечного жилищного кредита или на момент обращения за социальной выплатой;

4) приобретение (строительство) жилого помещения на территории Костромской области.В соответствии с п. 7.1 Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка в перечень документов, необходимых для предоставления социальной выплаты, входят:

1) заявление о предоставлении социальной выплаты по форме, установленной департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения;

2) документ, удостоверяющий личность (при личном обращении);

3) свидетельства о рождении детей;

4) свидетельство о регистрации брака или свидетельство о расторжении брака (при наличии);

5) решение о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; документ, подтверждающий нахождение на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма на момент оформления ипотечного жилищного кредита или на момент обращения за социальной выплатой;

6) кредитный договор;

7) договор купли-продажи с передаточным актом (в случае приобретения жилого помещения);

8) договор об ипотеке, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке (если предоставлен ипотечный кредит и кредитный договор не содержит обязательство, обеспеченное ипотекой);

9) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на жилое помещение, приобретенное с использованием кредитных средств (в случае приобретения жилого помещения);

10) справка кредитора о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (для погашения основного долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту на приобретение или строительство жилья);

11) реквизиты счета, открытого гражданами, указанными в ч. 1 ст. 2 Закона, в кредитной организации на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение или строительство жилья.

Судом установлено, что постановлением Администрации городского сельского поселения п. Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области от <дата> семья Шероновой В.Ю. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Законом Костромской области от <дата> -ЗКО принята на учет общей очереди, по программе «Многодетная семья», состав семьи 4 человека.

<дата> между Соболевым М.Н. и Шероновой В.Ю. был заключен договор -ИК купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, цена которого составила 569382 руб.

<дата> между Шероновой В.Ю. (заемщик) и КПК «Илма-Кредит» был заключен договор целевого займа на сумму 569382 руб. Целью заключения и использования займа является приобретение квартиры, назначение: жилое помещение, общей площадью 13,3 кв.м., кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

Решением ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Костромской области от <дата> заявление Шероновой В.Ю. о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий удовлетворено, денежные средства в размере 369382 руб. выделены на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключенному с КПК «Илма-кредит» на приобретение жилья от <дата> .

<дата> истец обратилась в ОГКУ "Центр социальных выплат" с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, представив ряд документов.

Истцом при подаче заявления были представлены договор целевого займа, иные документы, а также выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика, следует из объяснений истца и представленной в материалы дела копии учетного дела Шероновой В.Ю., сформированного Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области.

<дата> Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области Шероновой В.Ю. направлено уведомление об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка.

Из уведомления следует, что данное решение принято по причине предоставления неполного комплекта документов, указанных в п. 7.1 порядка предоставления социальной выплате на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, утверждённого постановлением Администрации Костромской области от 27.02.2009 № 81-а, а именно: отсутствие договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке.

В качестве основания принятия оспариваемого решения представитель ответчика ссылался на то, что договор целевого займа, заключенный истцом с потребительским кооперативом, в отсутствие залога банка, договора об ипотеке, не может расцениваться как ипотечный жилищный кредит, наличие которого является обязательным условием для получения социальной выплаты. В силу буквального толкования положений действующего законодательства такие обстоятельства не могут являться основанием к отказу в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки.

Так, ч. 2 ст. 2 Закона право на получение социальной выплаты не имеют: 1) родители, родительские права которых ограничены судом в отношении хотя бы одного ребенка, а также лишенные родительских прав в отношении хотя бы одного ребенка; 2) родители, у которых хотя бы один из детей находится на полном государственном обеспечении; 3) родители, не воспользовавшиеся правом на получение социальной выплаты в течение 1 года 6 месяцев со дня рождения (усыновления, удочерения) третьего или последующего ребенка.

Таких обстоятельств на момент обращения Шероновой В.Ю. с заявлением о предоставлении социальной выплаты не было.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» жилое помещение, приобретенное либо построенное полностью или частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство указанного жилого помещения, находится в залоге с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, из приведенного выше положения закона следует, что ипотека возникает в силу закона, если жилое помещение приобретено либо построено полностью или частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство указанного жилого помещения, потому, вопреки доводам ответчика, необходимость в предоставлении договора об ипотеке у истца отсутствовала.

Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой.

При государственной регистрации ипотеки в силу закона внесение сведений о залогодержателе в ЕГРП осуществляется на основании договора, из которого возникло обеспечиваемое ипотекой обязательство. Истребование у заявителя иных документов и сведений, касающихся залогодержателя, не допускается (ч. 2 ст. 20 Закона об ипотеке).

Так, в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, представленной Шероновой В.Ю. при подаче ею заявления на получение социальной выплаты, в качестве обременения на приобретенную ею квартиру за счет заемных средств, указано обременение в виде ипотеки в силу закона, зарегистрированное <дата> за .

Поскольку непредставление истцом договора об ипотеке было обусловлено объективными обстоятельствами (его отсутствием по условиям договора займа), при наличии договора займа с указанием обязательства, обеспеченное ипотекой, суд находит, что данный факт не может являться основанием к умалению предусмотренных законом прав истца.

В пункте 12.1 Порядка в качестве основания к отказу в предоставлении социальной выплаты указаны следующие обстоятельства: несоблюдение условий, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона; наличие обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 2 Закона; представление заявителем неполного комплекта документов, указанных в пункте 7.1 настоящего Порядка, за исключением документов, которые могут быть получены посредством межведомственного взаимодействия.

Как следует из материалов дела, истец реализовал свое право на получение социальной выплаты путем подачи заявления в установленные законом сроки, предоставив все имеющиеся у неё и предусмотренные Порядком документы, которые подтвердили условия, дающие право на получение такой выплаты.

Иной вывод означал бы нарушение конституционных прав граждан на социальную защиту, избирательный подход к реализации социальных гарантий, предоставленных гражданам, воспитывающим трех и более детей.

При таких обстоятельствах довод ответчика о несоблюдении истцом условий, предусмотренных п. 7.1. Порядка, не может быть признан законным и обоснованным.

В связи с этим, суд полагает обоснованным доводы истца о наличии на момент обращения у него права на получение спорной социальной выплаты. Обстоятельств, препятствующих реализации его права, судом не установлено.

При таких обстоятельствах решение Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, выраженное в уведомлении от <дата> , следует признать незаконным.

Вышеназванным Порядком на Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области возложена обязанность принять решение о предоставлении социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов гражданам Российской Федерации при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка и направить его в областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» для производства выплаты за счет средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете по разделу 10 «Социальная политика».

Учитывая нормы, изложенные в Порядке, цели закона Костромской области от 05.10.2007 № 197-4-ЗКО в виде защиты и социальной поддержки граждан, имеющих детей, признавая исковые требования истца законными и обоснованными, суд полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права истца является решение о возложении на Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обязанности принять решение о предоставлении истцу социальной выплаты.

Таким образом, исковые требования Шероновой В.Ю. к Департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения при рождении третьего ребёнка подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Исковые требования Шероновой Веры Юрьевны удовлетворить.

Признать решение Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, выраженное в уведомлении от <дата> , незаконным.

Обязать Департамент по труду и социальной защиты населения Костромской области произвести Шероновой Вере Юрьевне социальную выплату на приобретение жилого помещения с использованием ипотечных жилищных кредитов в связи с рождением третьего ребенка Воронова Александра Сергеевича, <дата> года рождения, в соответствии с Законом Костромской области от 05.10.2007 № 197-4-ЗКО «О социальной выплате на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      М.А. Шершнева

2-1598/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шеронова Вера Юрьевна
Ответчики
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Другие
КПК "Илма-кредит"
Областное государственное учреждение «Центр социальных выплат».
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Шершнева Мария Александровна
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
28.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2022Передача материалов судье
03.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее