РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Советского районного суда <адрес> Адзиев М.М., с участием прокурора Арнаутовой Л.В., адвоката Алистанорвой А.А., представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Сулейманове М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бекбулатова М.Ш. к ГУ МЧС России по РД о признании приказа №-НС от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и восстановлении на работе в должности заместителя начальника пожарно-спасательной части № ФГКУ «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по РД»,
УСТАНОВИЛ:
Бекбулатов М.Ш. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по РД о признании приказа №-НС от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и восстановлении на работе в должности заместителя начальника пожарно-спасательной части № ФГКУ «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по РД».
В обоснование указанных требований Бекбулатов М.Ш. в заявлении сослался на то, что ДД.ММ.ГГГГ. он получил предупреждение о предстоящем сокращении, в соответствии с которым, на основании директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. № внесены изменения в штатное расписание Главного управления МЧС России по РД и проводятся организационно-штатные мероприятия. На основании вышеуказанной директивы будет введен ряд должностей, которые на конкурсной основе будут предложены вакантные должности, в том числе нижестоящие.
Считает, что процедура его увольнения была проведена с нарушением действующего Положения о службе в органах внутренних дел и трудового законодательства по следующим основаниям:
Так, ему вакантные должности не были предложены, преимущественное право на оставление на работе при увольнении по сокращению нарушено.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ» работодатель при применении п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ обязан доказать законность и обоснованность увольнения.
В силу ч. 1 ст. 179 ТК. РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Работодателем не была создана комиссия, которая занималась вопросами преимущественного права на оставление на работе. Отдельное собрание по указанным вопросам не проводилось.
Пунктом 155 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 668, увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности. До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).
По смыслу п. 155 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ему должны были предложить равноценную либо нижестоящую должность.
Работодатель обязан довести до сведения всех работников приказ о сокращении численности и штата работников. Необходимость проведения мероприятий по сокращению штата работодателем должно быть обосновано и подтверждена.
Приказ послуживший основанием для увольнения, а именно приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. № к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. №, на момент принятия решения об увольнение были приняты изменения от ДД.ММ.ГГГГ изменения вносимые в приложение № к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнить п.1 абзацем четвертым следующего содержания:
«Допускается создание пожарно-спасательной части при наличии одного основного пожарного автомобиля в боевом расчете и одного пожарного автомобиля в резерве, в случае если данная пожарно-спасательная часть является единственной частью федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на территории муниципального образования или обеспечивает пожарную безопасность на критически важном объекте»
Истец считал, что работодателем при его увольнении не был рассмотрен вопрос о преимущественном праве на оставление на работе.
В письменном возражении на иск представитель ответчика указал на следующие обстоятельства.
Порядок прохождения службы сотрудников внутренней службы в МЧС России регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а порядок применения его разъяснен Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ Инструкцией о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел РФ в системе Министерства РФ по дела гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Старший лейтенант внутренней службы М.Ш. Бекболатов проходил службу в должности заместителя начальника пожарно-спасательной части № ФГКУ «Отряд ФПС по РД», дислоцированного в <адрес>.
В соответствии с приказами МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приложения к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №», от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании федеральных бюджетных учреждений федеральной противопожарной службы путем изменения типа федеральных государственных казенных учреждений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № и указания Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № в ФГКУ «Отряд ФПС по РД» (далее - Отряд) были организованы оргштатные мероприятия.
Данными мероприятия проводились под контролем организационно-штатной комиссии Главного управления, утвержденной приказом Главного управления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, в адрес ГУ МЧС России по <адрес> поступило указание Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № об организации внесения изменений в утвержденные штатные расписания подведомственных учреждений ФПС в соответствии с требованиями приказа МЧС России №; о реализации директивы МЧС России №; об исключении из утвержденных штатных расписаний Отряда и его подразделений 13 единиц категории персонала «работник» в рамках работы по оптимизации обеспечивающих подразделений в отрядах по субъектам РФ СКФО.
Приказом МЧС России № в типовые штатные расписания подразделений ФПС внесены изменения. Этим приказом также предусмотрено, что пожарно-спасательные части ФПС ГПС по охране населенных пунктов и объектов создаются при наличии в боевом расчете не менее двух пожарных автомобилей, относящиеся к категории «основные пожарные автомобили», а при наличии в расчете одного пожарного автомобиля, относящегося к категории «основные пожарные автомобили», создаются отдельные посты по охране городов и объектов. Здесь необходимо отметить, что в типовом штатном расписании отдельного поста должность заместителя начальника поста не предусмотрена.
По итогам заседания комиссии было решено внести штатные изменения, согласно представленному суду приказу Главного управления № от ДД.ММ.ГГГГ и приказу Главного управления № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, должность истца попала под указанный перечень сокращаемых должностей.
О предстоящем сокращении должности истец был заблаговременно (за 2 месяца) письменно уведомлен ГУ МЧС России по РД, о чем свидетельствует уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № с отметкой о получении. Этим же письмом истец был уведомлен, что в случае появлении вакантных должностей которые в соответствии с регламентирующим законодательством будут соответствовать сотруднику будут ему предложены. Однако таковых с момента уведомления по день увольнения не имелось. Поэтому Бекболатовувакансий предложено не было.
В соответствии со ст. 155 Инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел РФ в системе МЧС России увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников. До увольнения из организации МЧС Россиисотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).
Сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, не могут быть назначены на должности младшего начальствующего состава.
Перед увольнением с истцом была проведена беседа в связи с предстоящим сокращением его должности.
Согласно расписке, в день увольнения БекболатовМ.Ш. получил на руки трудовую книжку, военный билет и выписку из приказа об увольнении. При увольнении данному сотруднику произведены все предусмотренные законодательством РФ выплаты, а так же направлен на ВВК.
Таким образом, увольнение истца из государственной противопожарной службы произведено в соответствии с действующим законодательством РФ, в связи с чем оснований в удовлетворении искового заявления не имеется.
В дополнении к возражению представитель ответчика указал, что приказом МЧС России № в типовые штатные расписания подразделений ФПС внесены изменения (каждому члену комиссии представлена копия приказа). Этим приказом также предусмотрено, что пожарно-спасательные части ФПС ГПС по охране населенных пунктов и объектов создаются при наличии в боевом расчете не менее двух пожарных автомобилей, относящиеся к категории «основные пожарные автомобили», а при наличии в расчете одного пожарного автомобиля, относящегося к категории «основные пожарные автомобили», создаются отдельные посты по охране городов и объектов. Здесь необходимо отметить, что в типовом штатном расписании отдельного поста должность заместителя начальника поста не предусмотрена.
Однако, позже был издан приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым допускается создание пожарно-спасательной части при наличии одного пожарного автомобиля в боевом расчете и одного пожарного автомобиля в резерве, в случае если данная пожарно-спасательная часть является единственной частью ФПС ГПС на территории муниципального образования или обеспечивает пожарную безопасность на критически важном объекте. При этом, следует отметить, что обязанность по совершению указанных действий на руководителей территориальных органов не возложена. Окончательное решение по размещению подразделений пожарной охраны с учетом наиболее эффективного прикрытия территорий и предотвращения чрезвычайных ситуаций по территориям Республики Дагестан находится в ведении начальника Главного управления МЧС России по <адрес>.
Принимая решение о реорганизации ПСЧ-21 <адрес> и создании на его месте отдельного постаруководством Главного управления было учтено, что в <адрес> дислоцируется пожарно-спасательная часть №, в которой размещены 2 пожарные машины и авто-лестница. Так же следует учесть, что при принятии решении о создании отдельного поста в <адрес> была сокращена одна штатная единица, что в свою очередь не повлияло на боеспособность подразделения выполнять задачи по предназначению. Учитывая, что <адрес> является отдельным муниципальным образованием и на его территории помимо реорганизованной ПСЧ -21 располагалась и ПСЧ-19 требования положения приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Главным управлением нарушены не были.
Напротив, сократив штатную единицу в ПСЧ-21 и введя ее во вновь созданную ПСЧ-56, дислоцированной в <адрес>, мкр. Караман-5 <адрес> управление усилило пожарное прикрытие указанного района. При принятии данного решения учитывался тот, факт, что пожарное прикрытие <адрес> осуществляла единственная в данном районе ПСЧ-13, При том, что <адрес> включает в себя несколько поселков городского типа, находящихся на удаленном расстоянии друг от друга, существовала необходимость усилить пожарное прикрытие района, путем создания вместо отдельного поста, расположенной в мкр. Караман-5, пожарно-спасательной части № с введением новых штатных единиц и обеспечением дополнительной пожарной техники и пожарных машин.
В судебном заседании истец и его представитель по основанию нарушения преимущественного права на оставление на работе и не предоставления вакантной должности просили иск удовлетворить.
Представители ответчика по доверенности доводы возражения поддержали и просили в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим оставлению без удовлетворения, исследовав и оценив по правилам ч.1 ст.67 ГПК РФ доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Порядок увольнения сотрудников МЧС регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2402-1 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение) и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом МЧС России N 668 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция).
Согласно пункту "е" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренней службы Российской Федерации сокращение штатов является основанием для увольнения сотрудника со службы.
Пунктом 155 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 668 увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности. До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).
В целях выполнения требований приказа МЧС России от 25.12.15г. № «О внесении изменений в приложения к приказу МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №» и директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. №, приказом ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об организационно-штатных мероприятиях в ФБУ «Пожарно-спасательный отряд ФПС по РД» внесены с ДД.ММ.ГГГГ изменения вштатные расписания ФБУ «ПСО ФПС по РД» и его подразделений. В частности, согласно этому приказу пожарно-спасательная часть № (ПСЧ №) федерального государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» ликвидирована и на его место создан отдельный пост № (ОП №) ФБУ ПСО ФПС по РД по прикрытию <адрес> и <адрес> и утверждено штатное расписание (приложение №).
Согласно штатному расписанию ОП № ФБУ ПСО ФПС по РД должность заместителя начальника ОП № отсутствует. Если ранее штатная численность ПСЧ № составляла 25 чел, из которых 2 сотрудника (начальник ПСЧ и его заместитель) и 23 работника (пожарные), то штатная численность ОП № составила 24 чел., из которых 1 сотрудник (начальник ОП №) и 23 работника (пожарные).
Таким образом, в результате организационно-штатных мероприятий сокращена должность заместителя начальника пожарно-спасательной части № федерального государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>», которую занимал истец Бекбулатов М.Ш.
Истец Бекбулатов М.Ш. не отрицал в суде, что сокращение должности, которую он занимал, имело место.
Бекбулатов М.Ш. за 2 мес. до увольнения письмом от ДД.ММ.ГГГГ № предупрежден о том, что занимаемая им должность с ДД.ММ.ГГГГ сокращается и он может быть уволен.
Приказом ГУ МЧС России по РД №-НС от 31.03.2016г. старший лейтенант внутренней службы БекболатовМустафаШайхович (А-078189), заместитель начальника пожарно-спасательной части № федерального государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ по основанию пункта «е» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел (сокращение штатов).
В судебном заседании истец утверждал, что в место отдельного поста была создана пожарно-спасательная часть № по прикрытию <адрес> (ПСЧ №), где имеется должность заместителя начальника части и он имел преимущественное право на занятие этой должности по сравнению с Гамзатовым М.М., назначенным на эту должность. Истец Бекбулатов также считал, что он имел преимущественное право по сравнению с Набиевым М.З., Джафаровым М.Р., Маллаевым Н.С. и Адишириновым А.А., которые назначены на должности начальников караула ПСЧ №. Истец считал, что одна из этих должностей также могла быть предложена ему.
Судом проверен указанный довод истца и при этом установлено, что приказом ГУ МЧС России по РД №-НС от 31.03.2016г. назначены:
- капитан внутренней службы Гамзатов М.М. (А -062037), на должность заместителя начальника пожарно-спасательной части № федерального государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), с ДД.ММ.ГГГГ, освободив от должности старшего инженера отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>.
-старший лейтенант внутренней службы Джафаров М.Р. (А- №), на должность начальника караула пожарно-спасательной части № федерального государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), с ДД.ММ.ГГГГ, с должностным окла<адрес> 500 рублей (за счет средств федерального бюджета), освободив от должности инженера сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждения федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по <адрес>».
- лейтенант внутренней службы Маллаева Н.С. (А - №), на должность начальника караула пожарно-спасательной части № федерального государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), с ДД.ММ.ГГГГ, с должностным окла<адрес> 500 рублей (за счет средств федерального бюджета), освободив от должности инспектора отделения надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>.
-лейтенант внутренней службы Адыршинов А.А. (А - №), на должность начальника караула пожарно-спасательной части № федерального государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), с ДД.ММ.ГГГГ, с должностным окла<адрес> 500 рублей (за счет средств федерального бюджета), освободив от должности инспектора отделения организации службы, подготовки и пожаротушения того же Отряда.
Суд приходит к выводу, что истец Бекбулатов М.Ш. по сравнению с указанными лицами, чьи ранее занимаемые должности также были сокращены, не имел преимущественного права на оставление на работе, Бекбулатов М.Ш. имеет педагогическое образование (окончил в 2006 году Даггоспедуниверситет по специальности «Безопасность жизнедеятельности» с присуждением квалификации « учитель безопасности жизнедеятельности со специализацией по физической культуре». А упомянутые выше лица имеют профильное высшее образование и окончилиСанкт-Петербургский университет ГПС МЧС России по специальности «пожарная безопасность».
Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью и квалификацией.
Квалификация работника подтверждается документами об образовании, о повышении квалификации, профессиональной переподготовке.
О более высокой производительности и квалификации свидетельствуют сведения о высшем образовании, награды, повышение квалификации и др.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается семейным -при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным или основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых других работников с самостоятельным заработком.
По мнению суда, работодатель при проведении организационно-штатных мероприятий был вправе отдать предпочтение сотруднику, имеющему профильное (специальное) высшее образование, окончившего ВУЗ ГПС МЧС России, имея ввиду, что такой сотрудник имеет более высокие производительность и квалификация, нежели работник с педагогическим образованием.
Кроме этого судом проверено и установлено, что все лица, которые на основании приказа ГУ МЧС России по РД №-НС от ДД.ММ.ГГГГ. были перемещены в связи с организационно-штатными мероприятиями, оканчивали профильные высшие учебные заведения Государственной пожарной службы МЧС России.
Судом также проверен вопросо том, имелась ли иная вакантная равноценная или нижеоплачиваемаядолжность, которая могла быть предложена истцу Бекбулатову М.Ш., и при этом установлено, что у работодателя такая вакантная должность в период времени с момента принятия решения о проведении организационно-штатного мероприятия и по день увольнения истца не имелась.
В соответствии с пунктом 162 Инструкции с истцом перед увольнением проводилась беседа, в ходе которой ему сообщено об основаниях увольнения, разъяснены льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для вывода о том, что работодателем было нарушено преимущественное право истца на оставление на работе и работодатель имел возможность предложить истцу вакантную равноценную или нижеоплачиваемую должность, но не предложил, не имеется.
В соответствии со статьей 65 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел только те сотрудники органов внутренних дел, которые незаконно уволены из органов внутренних дел.
Следовательно, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.191-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Бекбулатову М.Ш. в удовлетворении иска к Главному управлению МЧС России по РД о признании приказа №-НС от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и восстановлении на работе в должности заместителя начальника пожарно-спасательной части № ФГКУ «Пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы по РД» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Адзиев М.М.