Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 07 ноября 2017 года
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Гавловского В.А.
при секретаре ФИО3
с участием:
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании гражданином, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании гражданином, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию. В обоснование исковых требований истец указал, что ФИО1 проживал в <адрес> ССР с 1949 по 1991 гг. в зоне повышенного радиационного риска, что подтверждается полигонным удостоверением. Согласно справке № от 26.09.2011г. ФИО1 получил дозу облучения 0.35 Зв. (35 сЗв).
В 2017 году истец получил гражданство Российской Федерации и подал документы в Управление социальной защиты труда и социального развития Краснодарского края в <адрес>, чтобы получить статус гражданина, пострадавшего от воздействия Семипалатинского ядерного полигона. Документы состояли из полигонного удостоверения, справки о полученной дозе облучения и определения Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007г. №-О-П «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Управление социальной защиты письмом от 03.03.2017г. № известило, что решением комиссии ФИО1 отказано во включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Основанием послужило то, что <адрес> не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, а определение Конституционного суда РФ, приложенное к документам, не является основанием к принятию положительного решения.
Вместе с тем, в определении Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007г. №-О-П указано, что часть первая статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая представление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную дозу облучения свыше 5мЗв вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг.
Конституционно-правовой смысл части первой статьи 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», выявленный в настоящем определении на основе ранее выраженных Конституционным судом Российской Федерации правовых позиций является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. К сведению, перечень населенных пунктов, входящих в зоны облучения, определен в Российской Федерации распоряжением Правительства №-Р от 15.03.1995г., а в <адрес> РК №-ХII от 18.12.1992г. Однако в <адрес> №-V от 27.04.2012г. формулировки были изменены и вместо населенных пунктов определены районы и города. В частности, к зоне повышенной радиации вошли <адрес> (бывший Семипалатинск) Усть-Каменогорск, Риддер, которых раньше не было. В связи с чем истец ФИО1 просит суд обязать ответчика признать его гражданином, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
В судебном заседании истец ФИО1 изменил заявленные исковые требования, а именно просил суд признать за ним право на льготы и предоставление мер социальной поддержки и компенсаций на основании Закона РФ от 10.01.2002г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»; обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление о выдаче удостоверения с приложением документов, необходимых для получения удостоверения единого образца для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получивших в зоне повышенного радиационного риска суммарную эффективную дозу облучения 0.35 Зв (35 сЗв), а также обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ему удостоверение единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего в зоне повышенного радиационного риска суммарную эффективную дозу облучения 0.35 Зв (35 сЗв).
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в <адрес> в судебное заседание не явился по не известным суду причинам, в материалах дела от которого имеются возражения на исковое заявление, согласно которым Управление возражает против заявленных исковых требований, просит в их удовлетворении отказать, поскольку порядок выдачи удостоверения определяется Приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Согласно Порядку, удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали с 1949 по 1963 годы в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сВз (бэр). Таким образом, возникновение права у граждан на меры социальной поддержки связано с тремя условиями: проживание в период 1949-1963 годы в соответствующем населенном пункте; включение населенного пункта в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждаемые Правительством Российской Федерации; получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сВЗ (бэр).
ФИО1 B.C. обратился в управление социальной защиты населения Краснодарского края по вопросу выдачи удостоверения, представив, в частности, справку о проживании с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. С учетом изложенного, у министерства труда и социального развития Краснодарского края отсутствовали законные основания для включения документов ФИО1 B.C. в реестр учета граждан и направления их в МЧС России с ходатайством о выдаче ему удостоверения.
Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития Краснодарского края, а также представитель третьего лица - Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещались надлежащим образом, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, о причинах своей неявки суду не сообщили. В связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение истца, считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р был утвержден перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Возникновение права у граждан на меры социальной поддержки, установленные вышеуказанным законом связывается с двумя условиями: проживанием в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах; суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Судом установлено, что ФИО1 B.C., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в <адрес> и с 1949 по 1991 гг. проживал в <адрес> ССР в зоне повышенного радиационного риска. В 2017 году ФИО1 B.C. получил гражданство Российской Федерации и с 29.01.2017г. зарегистрирован и проживает в <адрес> Краснодарского края, в пгт. Новомихайловском, <адрес>.
В 2017 году истец обратился в Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в <адрес> с заявлением о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направлении в МЧС РФ представления об оформлении и выдаче ему удостоверения единого образца.
Письмом от 03.03.2017г. № истцу было отказано, поскольку <адрес> не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также представленные документы не соответствуют требованиям пункта 2 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 с3в (бэр), выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента его предъявления.
Порядок выдачи этих удостоверений определен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Согласно этим Правилам удостоверение выдается гражданам Российской Федерации, которые проживали, проходили военную службу с 1949 по 1963 год в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения боле 5 сЗв (бэр).
Подпунктом «б» пункта 3 «Правил выдачи удостоверений единого образца...» установлено, что для получения удостоверения, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от ДД.ММ.ГГГГ № 2-ФЗ, гражданин представляет по месту жительства (регистрации) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих факт проживания в населенном пункте, включенном в Перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Правительством РФ, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания.
Конституционный суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О о проверке конституционности подпункта «б» пункта 3 «Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» указал, что ни из Указа Президента РФ от 20.12.1993г. №, ни из федеральных законов, касающихся социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не следует, что для получения права на установленные ими меры социальной поддержки необходимо было проживать (находиться) в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в дни их проведения - ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг.
Таким образом, возникновение права у граждан на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», связано с тремя условиями: проживание в период 1949-1963 годы в соответствующем населенном пункте; включение населенного пункта в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждаемые Правительством Российской Федерации; получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сВЗ (бэр).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007г. №-О-П указано, что ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 2-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне при обращении с документами о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами радиационного воздействия для решения вопроса о получении удостоверения граждане должны представить документ о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения на основании расчетов доз облучения граждан в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд не принимает в качестве допустимых доказательств представленную истцом справку № от 26.09.2011г., выданную Министерством здравоохранения Республики Казахстан, и удостоверение серии ВК №, выданное специальной комиссией по экологии Республики Казахстан и утвержденное Кабинетом министров Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку они не подтверждают факт получения истцом ФИО1 B.C. суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения, превышающей 5 сЗв (бэр), так как доза радиационного облучения определена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом ФИО1 B.C. не представлены доказательства, подтверждающие, что расчет полученной им суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения в период его проживания в <адрес> составлял более 5 сЗв (бэр).
Более того, в Российской Федерации предоставление мер социальной поддержки для данной категории граждан возможно только в соответствии с международными договорами, однако таких договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, поэтому не имеется оснований для применения норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации. Ввиду чего, ФИО1 B.C. не имеет правовых оснований для установления прав на меры социальной поддержки, установленных для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В силу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив в совокупности все доказательства, собранные по делу и исследованные в судебном заседании, суд приходит к выводу, что требования истца, в том числе производные являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░