Дело №2а-1219/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Каа-Хем 07 декабря 2018 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе судьи Монгуша В.Б., при секретаре Кыргыс Б.В., с участием административного истца О.Ч.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О.Ч.В. в интересах малолетней Оруспай Амелии Чингисовны к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
у с т а н о в и л:
О.Ч.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, указав, что ее ребенок О.Ч.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в очереди для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении под №. Однако до настоящего времени ребенку место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено. В связи с изложенным, административный истец считает, что право несовершеннолетней дочери на бесплатное дошкольное образование нарушается. Просит обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предоставить ее дочери ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении.
В судебном заседании административный истец О.Ч.В.. поддержала свои исковые требования в полном объеме и просила удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва не явился по неизвестной суду причине, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействии) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из свидетельства о рождении серии <данные изъяты>
Согласно уведомлению о постановке ребенка на учет для зачисления в ДОУ следует, что ФИО1 состоит в общегородской очереди под №.
На момент рассмотрения настоящего дела место в МДОУ данному ребёнку не предоставлено.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Вместе с тем, все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация конституционных прав истца на получение его ребёнком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и, в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, в том числе, имеющих право на внеочередное (первоочередное) обеспечение местами в детских садах, на льготных условиях.
Доказательств того, что ребенок административного истца в силу закона имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении суду не представлено.
При таких обстоятельствах предоставление места в детском саду ФИО1, не имеющего права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном учреждении и стоящему в общей очереди, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, имеющих аналогичное право и вставших в очередь ранее данного ребенка, а также законных интересов детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения пгт. Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва.
При этом суд учитывает, что ребенок административного истца был поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, состоит в общей очереди, очередь приема детей имеет движение, администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва приняты все возможные меры по увеличению количества групп, созданию групп раннего возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, с целью обеспечения всех нуждающихся путевками.
Само по себе наличие очереди на получение мест в МДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребёнка истицы, а прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных лимитов наполняемости, безусловно, повлечёт нарушение требований, установленных СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, которыми определено допустимое количество детей в группах, и, соответственно, нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение.
Таким образом, поскольку истица не имеет права на внеочередное (первоочередное) предоставление её ребёнку места в МДОУ, то требование о предоставлении места ребёнку в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления О.Ч.В. в интересах малолетней ФИО1 к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Судья В.Б. Монгуш