Решение по делу № 2-1797/2024 от 26.03.2024

Дело № 2-1797/2024

11RS0005-01-2024-001950-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.

при секретаре Шишикиной Т.И.,

с участием представителя истца Смирновой Н.А., представителя ответчика Буровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 29.10.2024 гражданское дело по иску Смирнова И.А. к МВД по Республике Коми, ОМВД России по г.Ухте о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

установил:

Смирнов И.А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Коми, ОМВД России по городу Ухте об обязании произвести перерасчет денежного довольствия, произведенного при увольнении, произвести выплату с учетом начислений за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты, взыскать компенсацию морального вреда 50000 рублей, в обоснование требований указав, что проходил службу в органах внутренних дел, приказом МВД по Республике Коми от 26.12.2023 № 2180 служебный контракт с истцом расторгнут с 27.12.2023, с приказом ознакомлен 28.12.2023, не смог реализовать право на выплату денежной компенсации по независящим от истца обстоятельствам, размер компенсации за 2023 г. определен приказом начальника ОМВД России по г.Ухте, с которыми истец не ознакомлен. 29.12.2023 обратился к начальнику ОМВД России по г.Ухте с просьбой произвести выплату за 2021 – 2022 годы за выполнение служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени в период прохождения службы в ОМВД России по г.Сосногорску.

В последующем исковые требования изменял, в окончательной редакции от 25.09.2024 просил взыскать денежное довольствие за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021 г. за 129 (16 календарных дней) после удержания налога на доходы физических лиц 47044 рубля 87 копеек, за 2022 г. за 141 час (за период службы в ОМВД по г.Сосногорску), за 12.11.2022 за 18 часов, за 01.12.2022 за 16 часов (22 календарных дня) после удержания налога на доходы физических лиц 57496 рублей 56 копеек, за 2023 г. за 15.04.2023 за 18 часов, за 30.04.2023 за 16 часов, за 01.05.2023 за 18 часов за 12.06.2023 за 18 часов, за 27.06.2023 за 16 часов, 29.08.2023 за 16 часов, 06.11.2023 за 16 часов (15 календарных дней) после удержания налога на доходы физических лиц 39202 рубля 02 копейки, всего 143743 рубля 45 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат за период с 27.12.2023 по 21.02.2024 в размере 1906 рублей 87 копеек, за период с 27.12.2023 по 20.08.2023 в размере 43237 рублей 87 копеек и по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда 50000 рублей.

Определением суда от 23.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ОМВД России по г. Сосногорску.

В судебное заседание истец, ответчик МВД по Республике Коми, третье лицо, извещенные надлежащим образом, не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, и суд с учетом мнения представителей сторон и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца по доверенности Смирнова Н.А. на исковых требованиях настаивала.

В предыдущих судебных заседаниях и в письменных объяснениях истец на исковых требованиях настаивал, полагал, что срок на обращение в суд им не пропущен, не оспаривал, что с письменным заявлением о предоставлении дней отдыха не обращался, поскольку руководителями было обещано предоставление дней отдыха в устной форме, ответчик ОМВД России по г.Ухте имел сведения о наличии у истца права на дни отдыха, признал право на получение истцом денежной компенсации без дополнительного рапорта, возможность использовать дни отдыха сохранялась, обратился с заявлением о выплате спорной денежной компенсации 29.12.2023, спорные выплаты должны были быть произведены без каких - либо заявлений истца, в последний день службы, в предоставленные дни отдыха после суточного дежурства выходил на службу.

Представитель ответчика ОМВД России по г.Ухте, действующая на основании доверенности, Бурова А.А., возражала заявленным требованиям, доводы письменных отзывов о своевременной и в полном объеме выплате денежной компенсации взамен дней отдыха поддержала, указав, что приоритет имеет предоставление дней отдыха, срок выплаты не пропущен, поскольку истец на момент обращения не являлся действующим сотрудником, в письменных возражениях от 25.09.2024 предоставила расчет часов переработки за 2023 г.

В предыдущем судебном заседании и в письменном отзыве представитель ответчика МВД по Республике Коми, действующая на основании доверенности, Миланович Т.О. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что предоставление спорной денежной компенсации взамен дней отдыха носит заявительный характер, дни отдыха предоставляются в текущем году либо в течение последующего года, и право на спорную компенсацию за 2021 – 2022 гг у истца утрачено, поскольку все отпуска за 2023 г. к дате увольнения истцу предоставлены, денежная компенсация за 2023 г. произведена в полном объеме, в установленный срок. Истец должен был знать порядок предоставления дней отдыха, и им пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора.

В судебном заседании 13.08.2024 представитель третьего лица, действующая на основании доверенности в том числе от имени ответчиков, Унжакова П.С. мнения по заявленным требованиям не высказала, пояснила, что истец при прохождении службы в ОМВД России по г.Сосногорску с рапортами о предоставлении дней отдыха не обращался, представила мотивированный расчет количества часов сверх нормальной продолжительности служебного времени истца с учетом предоставления дня отдыха в случае суточного дежурства, отсутствия переработки в связи с установленным истцу ненормированным служебным днем

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Установлено материалами дела и лицами, в нем участвующими, не оспаривается, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 01.09.2005, в 2021 г. – , с 01.03.2021 – , с 21.10.2022 – в должности , с 14.12.2022 – в должности , с 14.08.2023 – .

Приказом врио министра внутренних дел Республики Коми от 26.12.2023 № 2180 л/с «По личному составу» служебный контракт с истцом расторгнут, он уволен со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п.15 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ «О службе…) в связи с нарушением условий контракта сотрудником 27.12.2023.

В соответствии с ч.1, ч.5 ст.53 ФЗ «О службе…» служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск.

При прохождении службы в спорные периоды 2021 – 2023 гг. истцу был установлен ненормированный служебный день, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день. Указывает истец, не оспаривается ответчиками, третьим лицом, что в период службы истец привлекался к несению службы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в связи с осуществлением дежурства.

В силу ч.6 ст.53 ФЗ «О службе…» сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 ст.53 ФЗ «О службе…», определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.10 ст.53 ФЗ «О службе…»).

На основании п.274, п.275 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50 (далее Порядок) в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности. Сотрудник привлекается к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, начальника структурного подразделения органа, организации, подразделения МВД России, в составе которого имеется кадровое подразделение, которому он подчинен по службе. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку.

В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации (п.277 Порядка).

Не оспаривается стороной ответчика, что табели учета служебного времени в отношении истца в спорные периоды не составлялись.

Согласно п.287 Порядка привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII Порядка «Служебное время».

В том числе на основании п.290 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: 290.1. Руководителем (начальником), указанным в пункте 275 настоящего Порядка; 290.2. Руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено руководителем (начальником), указанным в пункте 275 настоящего Порядка. Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация <1> в порядке, установленном приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N 181 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (п.293 Порядка).

Действовавшим до 09.05.2021 г. Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31.03.2021 № 181 (п.56, п.58) предусматривалось, что сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

С 10.05.2021 действует Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31.03.2021 № 181, который сохранил заявительный порядок получения денежной компенсации (п.61 - сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может в пределах фонда денежного довольствия сотрудников выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни).

В силу п.285 Порядка предоставляемые сотруднику дни отдыха по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года.

Таким образом, возможность предоставления дополнительных дней отдыха связана с наличием права на основной или дополнительный отпуск в текущем году либо в течение следующего года. Соответственно, и право на компенсацию «переработки» денежной компенсации сохраняется в текущем году либо в течение следующего года до использования всех основного или дополнительного отпусков.

Указывает сторона ответчика, подтверждается справкой ОМВД России по г.Ухте от 20.05.2024, что в 2023 г. истцу были предоставлены в полном объеме основной и дополнительный отпуска как за 2022 г., так и за 2023 г. Доводы стороны истца о наличии у истца на дату увольнения права на иные отпуска какими – либо доказательствами не подтверждены. Сведений о выплате компенсации за неиспользованный отпуск не содержится ни в приказе от 26.12.2023 № 2180 л/с, ни в расчетном листке истца за декабрь 2023 г.

Таким образом, право на денежную компенсацию за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2021, 2022 гг истцом утрачено, поскольку не оспаривается истцом, что с соответствующим рапортом к уполномоченному руководителю он не обращался. Показания свидетеля А.И., ранее занимавшего должность , допрошенного в судебном заседании 24.06.2024 с использованием средств видеоконференц – связи Арбитражного суда Республики Коми, который пояснил, что с вопросом о предоставлении дней отдыха истец обращался к нему один раз, в первой половине 2023 г., свидетель сообщил истцу, что потом эти дни будут предоставлены, не содержат сведения о соблюдении истцом порядка обращения за предоставлением дополнительных дней отдыха.

Обстоятельства увольнения истца со службы, когда беседа с истцом проведена 28.12.2023, то есть после прекращения служебных отношений, правового значения не имеют, так как и к дате ознакомления истца с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности 26.12.2023 право на отпуск у истца в 2023 г. отсутствовало.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания в пользу истца компенсации за «переработку» за 2021, 2022 гг не имеется, и в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать.

Не подлежат удовлетворению и требования о взыскании денежной компенсации за 2023 г. за 15.04.2023, за 30.04.2023, за 27.06.2023, 29.08.2023, 06.11.2023, поскольку, как следует из представленного стороной ответчиков расчета от 25.09.2024, подробно мотивированного, основанного, в том числе, на подтвержденных свидетелем О.А., старшим специалистом по воспитательной работе ОРЛС ОМВ России по г. Ухте, и неоспариваемых истцом обстоятельствах, что после суточного дежурства день отдыха предоставлялся в безусловном порядке, а также на предоставлении времени отдыха в ночное время (п. 4 Инструкции по осуществлению деятельности ответственного от территориального органа (приложение № 6 к приказу МВД по Республике Коми от 39.10.2020 № 374).

Доводы истца о привлечении к службе 01.05.2023, 12.06.2023 какими – либо доказательствами не подтверждены, а сторона ответчика это обстоятельство отрицает. Приказы начальника ОМВД России по г.Ухте от апреля 2023 г., от 08.06.2023 № 207 распоряжений относительно несения истцом службы в спорные даты не содержат, а само по себе включение в состав временного оперативного штаба исполнение служебных обязанностей в нерабочие праздничные дни не означает.

При таких обстоятельствах суд считает верным общее количество часов «переработки» истца 138 часов или 18 календарных дней, рассчитанных стороной ответчиков самостоятельно.

На основании приказов начальника ОМВД России по г.Ухте от 26.12.2023 № 664 л/с, от 12.02.2024 № 64 л/с истцу выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного время, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, всего за 6 и 12 календарных дней соответственно, 27.12.2023, 26.02.2024.

Поскольку выплата денежной компенсации носит заявительный характер, истец с увольнением не согласен, обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с требованиями о восстановлении на службе, суд соглашается с доводами стороны ответчиков, что обязанность по выплате денежной компенсации возникла после предъявления истцом соответствующих требований в письменной форме, то есть при представлении заявления от 29.12.2023 относительно произведенных истцу выплат. Факт обращения с таким заявлением представителя истца стороной ответчиков не оспаривается.

В соответствии с п.4 Порядка выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15 по 25 число каждого месяца, и выплата денежной компенсации за оставшиеся 12 дней должна была быть произведена истцу не позднее 25.01.2024.

На основании ч.1 ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно ч.2 ст.3 ФЗ «О службе…» в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Таким образом, к спорным правоотношениям положения о материальной ответственности работодателя, предусмотренной ст.236, ст.237 ТК РФ, применимы. Размер денежной компенсации за задержку выплат, подлежащей взысканию в пользу истца, составит 31363 рубля 70 копеек х 32 дня х 18%: 150 = 1070 рублей 55 копеек.

Требование истца о компенсации морального вреда, основанное на факте несвоевременного предоставления денежной компенсации за «переработку», также подлежит удовлетворению, и с учетом всех обстоятельств дела, характера и объема причиненных истцу нравственных страданий, в том числе с учетом длительности нарушения прав истца на надлежащее денежное довольствие, суд полагает разумной денежную компенсацию в размере 1 000 рублей.

На основании ч.4 ст.72 ФЗ «О службе…» сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Вопреки доводам стороны ответчиков, истец, уволенный со службы 27.12.2023 и обратившийся в суд с иском 26.03.2024, указанный срок с очевидностью не пропустил.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд исходит из того, что обязанность по выплате денежного довольствия была возложена на ответчика ОМВД по г.Ухте, и он является надлежащим ответчиком по всем заявленным истцом требованиям.

В связи с изложенным исковые требования к ответчику МВД по Республике Коми, а также в остальной части требований удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Смирнова И.А., паспорт ...., удовлетворить частично.

Взыскать с ОМВД России по г.Ухте, ИНН1102008579, в пользу Смирнова И.А., паспорт ...., денежную компенсацию за задержку выплат 1070 рублей 55 копеек, компенсацию морального вреда 1000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Смирнова И.А. в остальной части, в том числе к МВД по Республике Коми, ИНН 1101481581, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.Г.Берникова

Мотивированное решение составлено 12.11.2024

Дело № 2-1797/2024

11RS0005-01-2024-001950-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.

при секретаре Шишикиной Т.И.,

с участием представителя истца Смирновой Н.А., представителя ответчика Буровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 29.10.2024 гражданское дело по иску Смирнова И.А. к МВД по Республике Коми, ОМВД России по г.Ухте о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

установил:

Смирнов И.А. обратился в суд с иском к МВД по Республике Коми, ОМВД России по городу Ухте об обязании произвести перерасчет денежного довольствия, произведенного при увольнении, произвести выплату с учетом начислений за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты, взыскать компенсацию морального вреда 50000 рублей, в обоснование требований указав, что проходил службу в органах внутренних дел, приказом МВД по Республике Коми от 26.12.2023 № 2180 служебный контракт с истцом расторгнут с 27.12.2023, с приказом ознакомлен 28.12.2023, не смог реализовать право на выплату денежной компенсации по независящим от истца обстоятельствам, размер компенсации за 2023 г. определен приказом начальника ОМВД России по г.Ухте, с которыми истец не ознакомлен. 29.12.2023 обратился к начальнику ОМВД России по г.Ухте с просьбой произвести выплату за 2021 – 2022 годы за выполнение служебных обязанностей сверх нормальной продолжительности служебного времени в период прохождения службы в ОМВД России по г.Сосногорску.

В последующем исковые требования изменял, в окончательной редакции от 25.09.2024 просил взыскать денежное довольствие за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2021 г. за 129 (16 календарных дней) после удержания налога на доходы физических лиц 47044 рубля 87 копеек, за 2022 г. за 141 час (за период службы в ОМВД по г.Сосногорску), за 12.11.2022 за 18 часов, за 01.12.2022 за 16 часов (22 календарных дня) после удержания налога на доходы физических лиц 57496 рублей 56 копеек, за 2023 г. за 15.04.2023 за 18 часов, за 30.04.2023 за 16 часов, за 01.05.2023 за 18 часов за 12.06.2023 за 18 часов, за 27.06.2023 за 16 часов, 29.08.2023 за 16 часов, 06.11.2023 за 16 часов (15 календарных дней) после удержания налога на доходы физических лиц 39202 рубля 02 копейки, всего 143743 рубля 45 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат за период с 27.12.2023 по 21.02.2024 в размере 1906 рублей 87 копеек, за период с 27.12.2023 по 20.08.2023 в размере 43237 рублей 87 копеек и по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда 50000 рублей.

Определением суда от 23.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ОМВД России по г. Сосногорску.

В судебное заседание истец, ответчик МВД по Республике Коми, третье лицо, извещенные надлежащим образом, не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, и суд с учетом мнения представителей сторон и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца по доверенности Смирнова Н.А. на исковых требованиях настаивала.

В предыдущих судебных заседаниях и в письменных объяснениях истец на исковых требованиях настаивал, полагал, что срок на обращение в суд им не пропущен, не оспаривал, что с письменным заявлением о предоставлении дней отдыха не обращался, поскольку руководителями было обещано предоставление дней отдыха в устной форме, ответчик ОМВД России по г.Ухте имел сведения о наличии у истца права на дни отдыха, признал право на получение истцом денежной компенсации без дополнительного рапорта, возможность использовать дни отдыха сохранялась, обратился с заявлением о выплате спорной денежной компенсации 29.12.2023, спорные выплаты должны были быть произведены без каких - либо заявлений истца, в последний день службы, в предоставленные дни отдыха после суточного дежурства выходил на службу.

Представитель ответчика ОМВД России по г.Ухте, действующая на основании доверенности, Бурова А.А., возражала заявленным требованиям, доводы письменных отзывов о своевременной и в полном объеме выплате денежной компенсации взамен дней отдыха поддержала, указав, что приоритет имеет предоставление дней отдыха, срок выплаты не пропущен, поскольку истец на момент обращения не являлся действующим сотрудником, в письменных возражениях от 25.09.2024 предоставила расчет часов переработки за 2023 г.

В предыдущем судебном заседании и в письменном отзыве представитель ответчика МВД по Республике Коми, действующая на основании доверенности, Миланович Т.О. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что предоставление спорной денежной компенсации взамен дней отдыха носит заявительный характер, дни отдыха предоставляются в текущем году либо в течение последующего года, и право на спорную компенсацию за 2021 – 2022 гг у истца утрачено, поскольку все отпуска за 2023 г. к дате увольнения истцу предоставлены, денежная компенсация за 2023 г. произведена в полном объеме, в установленный срок. Истец должен был знать порядок предоставления дней отдыха, и им пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора.

В судебном заседании 13.08.2024 представитель третьего лица, действующая на основании доверенности в том числе от имени ответчиков, Унжакова П.С. мнения по заявленным требованиям не высказала, пояснила, что истец при прохождении службы в ОМВД России по г.Сосногорску с рапортами о предоставлении дней отдыха не обращался, представила мотивированный расчет количества часов сверх нормальной продолжительности служебного времени истца с учетом предоставления дня отдыха в случае суточного дежурства, отсутствия переработки в связи с установленным истцу ненормированным служебным днем

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Установлено материалами дела и лицами, в нем участвующими, не оспаривается, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 01.09.2005, в 2021 г. – , с 01.03.2021 – , с 21.10.2022 – в должности , с 14.12.2022 – в должности , с 14.08.2023 – .

Приказом врио министра внутренних дел Республики Коми от 26.12.2023 № 2180 л/с «По личному составу» служебный контракт с истцом расторгнут, он уволен со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п.15 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ «О службе…) в связи с нарушением условий контракта сотрудником 27.12.2023.

В соответствии с ч.1, ч.5 ст.53 ФЗ «О службе…» служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск.

При прохождении службы в спорные периоды 2021 – 2023 гг. истцу был установлен ненормированный служебный день, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день. Указывает истец, не оспаривается ответчиками, третьим лицом, что в период службы истец привлекался к несению службы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в связи с осуществлением дежурства.

В силу ч.6 ст.53 ФЗ «О службе…» сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 ст.53 ФЗ «О службе…», определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.10 ст.53 ФЗ «О службе…»).

На основании п.274, п.275 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50 (далее Порядок) в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности. Сотрудник привлекается к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, начальника структурного подразделения органа, организации, подразделения МВД России, в составе которого имеется кадровое подразделение, которому он подчинен по службе. Указанный правовой акт доводится до сведения сотрудника под расписку.

В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации (п.277 Порядка).

Не оспаривается стороной ответчика, что табели учета служебного времени в отношении истца в спорные периоды не составлялись.

Согласно п.287 Порядка привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII Порядка «Служебное время».

В том числе на основании п.290 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: 290.1. Руководителем (начальником), указанным в пункте 275 настоящего Порядка; 290.2. Руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено руководителем (начальником), указанным в пункте 275 настоящего Порядка. Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация <1> в порядке, установленном приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N 181 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (п.293 Порядка).

Действовавшим до 09.05.2021 г. Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31.03.2021 № 181 (п.56, п.58) предусматривалось, что сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

С 10.05.2021 действует Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31.03.2021 № 181, который сохранил заявительный порядок получения денежной компенсации (п.61 - сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может в пределах фонда денежного довольствия сотрудников выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни).

В силу п.285 Порядка предоставляемые сотруднику дни отдыха по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года.

Таким образом, возможность предоставления дополнительных дней отдыха связана с наличием права на основной или дополнительный отпуск в текущем году либо в течение следующего года. Соответственно, и право на компенсацию «переработки» денежной компенсации сохраняется в текущем году либо в течение следующего года до использования всех основного или дополнительного отпусков.

Указывает сторона ответчика, подтверждается справкой ОМВД России по г.Ухте от 20.05.2024, что в 2023 г. истцу были предоставлены в полном объеме основной и дополнительный отпуска как за 2022 г., так и за 2023 г. Доводы стороны истца о наличии у истца на дату увольнения права на иные отпуска какими – либо доказательствами не подтверждены. Сведений о выплате компенсации за неиспользованный отпуск не содержится ни в приказе от 26.12.2023 № 2180 л/с, ни в расчетном листке истца за декабрь 2023 г.

Таким образом, право на денежную компенсацию за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2021, 2022 гг истцом утрачено, поскольку не оспаривается истцом, что с соответствующим рапортом к уполномоченному руководителю он не обращался. Показания свидетеля А.И., ранее занимавшего должность , допрошенного в судебном заседании 24.06.2024 с использованием средств видеоконференц – связи Арбитражного суда Республики Коми, который пояснил, что с вопросом о предоставлении дней отдыха истец обращался к нему один раз, в первой половине 2023 г., свидетель сообщил истцу, что потом эти дни будут предоставлены, не содержат сведения о соблюдении истцом порядка обращения за предоставлением дополнительных дней отдыха.

Обстоятельства увольнения истца со службы, когда беседа с истцом проведена 28.12.2023, то есть после прекращения служебных отношений, правового значения не имеют, так как и к дате ознакомления истца с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности 26.12.2023 право на отпуск у истца в 2023 г. отсутствовало.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания в пользу истца компенсации за «переработку» за 2021, 2022 гг не имеется, и в удовлетворении исковых требований в этой части следует отказать.

Не подлежат удовлетворению и требования о взыскании денежной компенсации за 2023 г. за 15.04.2023, за 30.04.2023, за 27.06.2023, 29.08.2023, 06.11.2023, поскольку, как следует из представленного стороной ответчиков расчета от 25.09.2024, подробно мотивированного, основанного, в том числе, на подтвержденных свидетелем О.А., старшим специалистом по воспитательной работе ОРЛС ОМВ России по г. Ухте, и неоспариваемых истцом обстоятельствах, что после суточного дежурства день отдыха предоставлялся в безусловном порядке, а также на предоставлении времени отдыха в ночное время (п. 4 Инструкции по осуществлению деятельности ответственного от территориального органа (приложение № 6 к приказу МВД по Республике Коми от 39.10.2020 № 374).

Доводы истца о привлечении к службе 01.05.2023, 12.06.2023 какими – либо доказательствами не подтверждены, а сторона ответчика это обстоятельство отрицает. Приказы начальника ОМВД России по г.Ухте от апреля 2023 г., от 08.06.2023 № 207 распоряжений относительно несения истцом службы в спорные даты не содержат, а само по себе включение в состав временного оперативного штаба исполнение служебных обязанностей в нерабочие праздничные дни не означает.

При таких обстоятельствах суд считает верным общее количество часов «переработки» истца 138 часов или 18 календарных дней, рассчитанных стороной ответчиков самостоятельно.

На основании приказов начальника ОМВД России по г.Ухте от 26.12.2023 № 664 л/с, от 12.02.2024 № 64 л/с истцу выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного время, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, всего за 6 и 12 календарных дней соответственно, 27.12.2023, 26.02.2024.

Поскольку выплата денежной компенсации носит заявительный характер, истец с увольнением не согласен, обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с требованиями о восстановлении на службе, суд соглашается с доводами стороны ответчиков, что обязанность по выплате денежной компенсации возникла после предъявления истцом соответствующих требований в письменной форме, то есть при представлении заявления от 29.12.2023 относительно произведенных истцу выплат. Факт обращения с таким заявлением представителя истца стороной ответчиков не оспаривается.

В соответствии с п.4 Порядка выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15 по 25 число каждого месяца, и выплата денежной компенсации за оставшиеся 12 дней должна была быть произведена истцу не позднее 25.01.2024.

На основании ч.1 ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно ч.2 ст.3 ФЗ «О службе…» в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Таким образом, к спорным правоотношениям положения о материальной ответственности работодателя, предусмотренной ст.236, ст.237 ТК РФ, применимы. Размер денежной компенсации за задержку выплат, подлежащей взысканию в пользу истца, составит 31363 рубля 70 копеек х 32 дня х 18%: 150 = 1070 рублей 55 копеек.

Требование истца о компенсации морального вреда, основанное на факте несвоевременного предоставления денежной компенсации за «переработку», также подлежит удовлетворению, и с учетом всех обстоятельств дела, характера и объема причиненных истцу нравственных страданий, в том числе с учетом длительности нарушения прав истца на надлежащее денежное довольствие, суд полагает разумной денежную компенсацию в размере 1 000 рублей.

На основании ч.4 ст.72 ФЗ «О службе…» сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Вопреки доводам стороны ответчиков, истец, уволенный со службы 27.12.2023 и обратившийся в суд с иском 26.03.2024, указанный срок с очевидностью не пропустил.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, суд исходит из того, что обязанность по выплате денежного довольствия была возложена на ответчика ОМВД по г.Ухте, и он является надлежащим ответчиком по всем заявленным истцом требованиям.

В связи с изложенным исковые требования к ответчику МВД по Республике Коми, а также в остальной части требований удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Смирнова И.А., паспорт ...., удовлетворить частично.

Взыскать с ОМВД России по г.Ухте, ИНН1102008579, в пользу Смирнова И.А., паспорт ...., денежную компенсацию за задержку выплат 1070 рублей 55 копеек, компенсацию морального вреда 1000 рублей.

В удовлетворении исковых требований Смирнова И.А. в остальной части, в том числе к МВД по Республике Коми, ИНН 1101481581, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.Г.Берникова

Мотивированное решение составлено 12.11.2024

2-1797/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Иван Алексеевич
Ответчики
МВД по РК
МВД РФ по г. Ухте
Другие
ОМВД России по г. Сосногорску
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Берникова Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
13.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее