Дело 2-377/2019
(24RS0057-01-2019-000323-19)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шарыпово 13 мая 2019 года
Шарыповский городской суд Красноярского края:
в составе председательствующего: судьи Тупаленко В.М.,
с участием прокурора Шаркия Е.Ю. (по поручению), представителей ответчиков МБОУ «СОШ №1» - Азаренковой Н.А. (по приказу №18-л от 24.05.2012 года), Управления образованием Администрации г.Шарыпово – Цыпленковой О.Ю. (по доверенности № 08/19 от 09.01.2019 года), Администрации г.Шарыпово – Гапанюк Ю.С. (по доверенности от 01.02.2019 года),
при секретаре судебного заседания Бычковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1», Управлению образованием Администрации г. Шарыпово, Администрации г. Шарыпово об обеспечении безопасных условий обучения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шарыповский межрайонный прокурор Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1», (далее МБОУ «СОШ №1»), Управлению образованием администрации г.Шарыпово об обязании обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, в срок до 30.12.2019 путем обеспечения охраны объекта (территорий) (физической охраны), сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны здания МБОУ «СОШ №1», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, пер. Школьный, д. 1 и прилегающей к нему территории.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения образовательными учреждениями законодательства о противодействии терроризму, установлено, что здание образовательного учреждения МБОУ «СОШ №1», расположенное по адресу: <адрес> не обеспечено физической охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы неопределенного круга лица, посещающих указанное образовательное организацию, создают реальную опасность жизни и здоровью обучающихся, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством (ч. 2 ст. 2 ГК РФ). Таким образом, выявленные недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности являются нарушением пп. г п. 18, пп. а п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов, п. 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона №35-Ф3, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С целью устранения выявленных нарушений, 17.12.2018 года Шарыповская межрайонная прокуратура внесла в Управление образованием администрации г. Шарыпово представление, на которое 17.01.2019 года получен ответ о том, что физическая охрана не осуществляется в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края».
Определением суда от 27.03.2019г. по делу в качестве соответчика привлечена Администрация г. Шарыпово.
При рассмотрении дела прокурор Шаркий Е.Ю. в интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям, с учетом уточнений просил обязать МБОУ «СОШ №1», Администрацию г. Шарыпово, Управление образованием администрации г.Шарыпово обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, в срок до 30.12.2019 путем обеспечения охраны объекта (территорий) (физической охраны), сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны здания МБОУ «СОШ №1», расположенного по адресу: <адрес> прилегающей к нему территории.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ №1» - Азаренкова Н.А. (по приказу) исковые требования не признала, пояснила, что в МБОУ «СОШ №1» имеется вахтер, организован пропускной режим, а также стоит тревожная кнопка. С ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» в лице филиала ОВО по Шарыповскому району заключен договор № 2019/51 от 28.01.2019 об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагировании на тревожные сообщения, а также договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации. В смете на содержание школы внесен пункт - охранная деятельность на профессиональной основе. Для ее организации школе необходимо 117 000 рублей, однако Управление образованием и Администрация г. Шарыпово это финансирование не утверждено.
Представитель ответчика Управления образованием Администрации г.Шарыпово – Цыпленкова О.Ю. (по доверенности) заявленные исковые требования не признала.
Представитель ответчика Администрации г.Шарыпово – Гапанюк Ю.С. (по доверенности) исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым в МБОУ «СОШ №1» выполнены мероприятия по осуществлению охраны: есть сторожа, вахтеры, установлена тревожная кнопка. Кроме того, комиссией подписан паспорт безопасности, составлен акт комиссионной проверки (обследования) состояния антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта, согласно которым требования по обеспечению террористической защищенности исполняются. Денежных средств на дополнительные мероприятия в бюджете муниципального образования г. Шарыпово не имеется. Доказательств нарушения законодательства о противодействии терроризму, создающего угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурором не представлено, приведенные нормативные акты носят рекомендательный характер и не устанавливают обязанности общеобразовательных учреждений по организации контрольно-пропускного режима посредством привлечения специализированных организаций.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, прокурором Шарыповской межрайонной прокуратуры Красноярского края в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ правомочно подан иск в защиту нарушенных прав и свобод неопределенного круга лиц.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон) одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона установлено, что юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Федерального закона, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В соответствии с п. 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования к антитеррористической защищенности объектов) установлено, что Требования к антитеррористической защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ.
Пунктом 8 Требований установлены следующие категории объектов (территорий): категория 1 (высокая значимость) - масштаб ущерба в результате совершения террористического акта на объекте (территории) может приобрести федеральный или межрегиональный характер.
Подпунктами а, б и в п. 17 Требований установлено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с пп. г п. 18 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу п. 21 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе проведением организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий.
Пунктом 24 Требований установлено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Шарыповской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения общеобразовательными учреждениями законодательства о противодействии терроризму, в связи с выявлением нарушений закона 17.12.2018 года заместителем межрайонного прокурора было выдано предписание об устранении нарушений ФЗ «О противодействии терроризму» № 7-01-2018.
Актом от 05.03.2019 года о проверке выполнения предписания Управления образованием Администрации г.Шарыпово на предмет соблюдения требований ФЗ от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», установлено, что здание образовательного учреждения: МБОУ СОШ №1, расположенное по адресу: <адрес> нарушение ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона №-Ф3, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не передано под физическую охрану работникам охранного предприятия, осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», МБОУ СОШ №1 учреждено Администрацией города Шарыпово Красноярского края и зарегистрировано распоряжением Администрации г.Шарыпово от 10.12.1998 года № 53ПР, учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ №1 является муниципальное образование «город Шарыпово Красноярского края». Функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Управление образованием Администрации г. Шарыпово.
МБОУ СОШ №1 является юридическим лицом, имеет муниципальное здание и план финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период, обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления; может иметь самостоятельный баланс; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 4.2 Устава, компетенция Учредителя включает в себя согласование муниципального задания и оплата финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год и плановый период, контроль за соблюдением законодательства при осуществлении уставной деятельности школы, осуществление иных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Согласно выводов и рекомендаций, указанных в акте обследования и категорирования составленного межведомственной комиссией, утвержденного 10 апреля 2018г. МБОУ «СОШ№1» присвоена первая категория объекта, при этом межведомственная комиссия считает, что существующая система охраны и безопасности объекта не позволяет обеспечить его безопасность и антитеррористическую защищенность, рекомендовано осуществить мероприятия в том числе: передать объект под охрану работникам охранного предприятия (организации), осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством РФ, срок выполнения апрель 2019 года.
Согласно паспорта безопасности МБОУ СОШ №1 утвержденного и согласованного 23 июля 2018г. со сроком действия до 23 июля 2023 года, объект относится к 1 категории опасности, рекомендовано в том числе: передать объект под охрану работникам охранного предприятия (организации), осуществляющего охранную деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством РФ, срок выполнения апрель 2019 года.
Между МБОУ «СОШ№1» (Заказчик) и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю» (Охрана) заключен договор № 2019/51 от 28.01.2019г. согласно которому Охрана обязуется осуществлять реагирование нарядом группы задержания по сигналу «тревога, поступающего с объекта Заказчика, для выяснения причин поступления сигнала «Тревога», а Заказчик обязуется оплачивать услуги Охраны. Срок оказания услуг с 01.01.2019г. по 30.06.2019г., с 01.09.2019г. по 31.12.2019г.
Согласно договора заключенного между ООО «Импульс» (Исполнитель) и МБОУ «СОШ №1» (Заказчик) № 20-2019 от 28.01.2019г., Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя техническое обслуживание пожарной сигнализации на объекте МБОУ «СОШ№1», срок оказания услуг с 01.01.2019г. по 31.12.2019г.
Других доказательств исполнения требований норм антитеррористического законодательства стороной ответчика не представлено.
Из системного толкования положений п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму", п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования, является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность объекта образования МОБУ СОШ №1, при этом отсутствие финансовых средств не освобождает ответчиков от обязанности обеспечить выполнение требований к антитеррористической защищенности здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, пер. Школьный, д.1 и прилегающей к нему территории, предусмотренных п. 3.1 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
По изложенным выше основаниям, суд считает доводы представителей ответчиков МОБУ СОШ №1, Администрации г. Шарыпово в подтверждение позиции непризнания исковых требований, необоснованными.
Таким образом, обязанность обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» и прилегающей к нему территории возлагается, на МОБУ «СОШ № 1» и на Администрацию г. Шарыпово, как учредителя и собственника данного имущества.
Установленный срок для устранения нарушения (до 31 декабря 2019года), суд находит достаточным и разумным, а исковые требования в части возложения на ответчиков обязанности по устранению данного нарушения в установленный срок обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В удовлетворении указанных требований к Управлению образованием Администрации г. Шарыпово, следует отказать, так как Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку осуществляет функции и полномочия собственника муниципального образования «город Шарыпово Красноярского края».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», Администрацию г. Шарыпово обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны здания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1», расположенного по адресу: <адрес> прилегающей к нему территории в срок до 30.12.2019 года.
В удовлетворении исковых требований к Управлению образованием Администрации г. Шарыпово, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.М. Тупаленко