88-836/2019
88-1815/2019
2-215/2019
28RS0005-01-2019-000200-37
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 декабря 2019 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Виноградовой О.Н., Кравченко А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Благовещенского района Амурской области, действующего в интересах Кобыльченко Александра Александровича, к администрации Благовещенского района Амурской области, Правительству Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение
по кассационным жалобам администрации Благовещенского района Амурской области и Правительства Амурской области
на решение Благовещенского районного суда Амурской области от 12 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 31 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., выслушав пояснение прокурора Бобылевой О.А., возражавшей против доводов кассационных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Благовещенского района Амурской области в интересах Кобыльченко А.А. обратился в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, Правительству Амурской области о возложении обязанности предоставить Кобыльченко А.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее № кв.м, расположенное на территории с. Марково Благовещенского района Амурской области. В обоснование исковых требований указал, что Кобыльченко А.А., 9 июня 1998 года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен. Постановлением главы Марковского сельсовета Благовещенского района Амурской области от 16 февраля 2011 года № Кобыльченко А.А., принят на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Представитель администрации Благовещенского района Амурской области не согласившись с иском, ссылалась на отсутствие у администрации Благовещенского района возможности предоставить Кобыльченко А.А. жилое помещение во внеочередном порядке и на территории с. Марково. Считает, что в силу действующего законодательства истец может требовать предоставление ему жилого помещения на территории Благовещенского района, а не на территории конкретного населенного пункта.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 12 марта 2019 года на администрацию Благовещенского района Амурской области возложена обязанность предоставить Кобыльченко А.А., по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее № кв.м, расположенное на территории с. Марково Благовещенского района Амурской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 31 мая 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Благовещенского района Амурской области просит отменить решение суда первой инстанции в части предоставления жилого помещения на территории с. Марково Благовещенского района Амурской области, апелляционное определение второй инстанции отменить полностью, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части предоставления жилого помещения на территории с. Марково Благовещенского района Амурской области.
В кассационной жалобе представитель Правительства Амурской области просит отменить обжалуемые судебные постановления в части удовлетворения иска к Правительству Амурской области, и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Прокурор в письменных возражениях просит отклонить кассационные жалобы, полагая, что отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Кобыльченко А.А., представители администрации Благовещенского района Амурской области и Правительства Амурской области, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и выслушав объяснения прокурора, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 названного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ указанной категории граждан однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
В силу пункта 4 части 1 статьи 5 указанного Закона, органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Разрешая спор и принимая решение о возложении обязанности на администрацию Благовещенского района Амурской области предоставить Кобыльченко А.А. специализированное жилое помещение на территории с. Марково Благовещенского района Амурской области, суды исходили из того, что Кобыльченко А.А. постановлением главы администрации Марковского сельсовета Благовещенского района Амурской области от 16 февраля 2011 года поставлен на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, обращался с заявлением в администрацию Благовещенского района, выразив свое желание о предоставлении ему жилого помещения в с. Марково Благовещенского района, Кобыльченко А.А. до передачи его под опеку органам опеки и попечительства постоянно проживал в с. Марково Благовещенского района, до настоящего времени его родственники проживают в данном населенном пункте. Доказательства, подтверждающие отсутствие возможности предоставления истцу жилого помещения на территории с. Марково, материалы дела не содержат.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы администрации Благовещенского района Амурской области о том, что судами при рассмотрении спора не приняты во внимание требования постановления Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144, предусматривающие возможность предоставления детям-сиротам жилых помещений по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района, не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку выводы судов не противоречат положениям указанного нормативного акта.
Из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ следует, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Указанная позиция изложена в разъяснениях, содержащихся в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
Из материалов дела следует, что в льготную очередь нуждающихся в получении жилого помещения Кобыльченко А.А. поставлен в администрации Марковского сельсовета Благовещенского района Амурской области, имеет регистрацию в с. Марково Благовещенского района Амурской области. В заявлении на имя прокурора Благовещенского района от 4 февраля 2019 года с просьбой обратиться в суд в его интересах Кобыльченко А.А. собственноручно указал о предоставлении жилья именно в с. Марково Благовещенского района. Сведения о том, что истец обращался в администрацию Марковского сельсовета Благовещенского района с заявлением о снятии его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с изменением места жительства и принятии его на учет по месту временного проживания, ответчиком не представлены.
При таких обстоятельствах, у судебных инстанций не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований Кобыльченко А.А. о предоставлении жилого помещения в с. Марково.
Доводы кассационной жалобы Правительства Амурской области о том, что со стороны Правительства Амурской области отсутствуют нарушения прав истца по обеспечению жилым помещением, так как обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления, не влекут отмену судебных постановлений.
Суды верно указали, что Правительство Амурской области является участником спорных правоотношений, так как участвует в определении правил обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в формировании областного бюджета, определении объема средств субвенций областного бюджета в целях обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, поэтому не имелось оснований для исключения указанного юридического лица из числа участвующих в деле лиц.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Благовещенского районного суда Амурской области от 12 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 31 мая 2019 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации Благовещенского района Амурской области и Правительства Амурской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи