Решение по делу № 3а-86/2022 (3а-400/2021;) от 17.11.2021

№ 3а-86/2022

УИД 21ОS0000-01-2021-000262-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2022 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

Председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.,

с участием:

прокурора Михайловой Я.С.

представителя административного истца – генерального директора ООО «Шевле» Быкова В.Н.,

представителя административного истца Димитриева В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Шевле» о признании недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Шевле» (далее также ООО «Шевле») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункт № (здание, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, <адрес>, кадастровый номер 21:<данные изъяты>:37820) раздела г. Новочебоксарск Чувашской Республики Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года № 392, зарегистрированного в Госслужбе Чувашской Республики по делам юстиции 25 декабря 2020 года № 6628, возложении обязанности на Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить сообщение о нем в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике и разместить сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо в республиканской газете «Вести Чувашии» и взыскании с Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Шевле» на праве собственности принадлежит помещение административно-бытового корпуса, назначение: нежилое, общей площадью 1643,80 кв.м., этаж 1-4, номера на поэтажном плане: I этаж: 1-42, II этаж: 1-33, III этаж: 1-25, IV этаж: 1-23, с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:37820, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 21 АА № 305386 от 24 августа 2007 года. Данный объект недвижимости используется административным истцом для собственных нужд лишь частично. На I этаже находятся кабинеты директора, главного бухгалтера, главного механика и директора по производству, а II, III и IV этажи законсервированы с 2010 года и отключены от всех видов энергоносителей. Никаких коммерческих договоров по использованию здания ООО «Шевле» не заключало. Кроме вышеперечисленных кабинетов в здании действующих офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не имеется. Согласно техническому паспорту на объект – назначение объекта – административно-бытовой корпус с бетонными площадками и забором из железобетона.

Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений от 24 декабря 2020 года № 392 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту – Перечень).

Пунктом раздела г. Новочебоксарск в Перечень включен указанный объект недвижимости, который, по мнению административного истца, не обладает предусмотренными подпунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Чувашской Республики от 22 июля 2021 года признан недействующим со дня принятия пункт № (помещение,
расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, <адрес>, кадастровый номер 21:<данные изъяты>:37820) раздела г.
Новочебоксарск Чувашской Республики Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-О, зарегистрированного в Минюсте Чувашской Республики 24 декабря 2019 года № 5672.

Как на 2020 год, так и на момент вынесения Верховным Судом Чувашской Республики решения 22 июля 2021 года фактическое использование объекта не изменилось и все обстоятельства, послужившие основанием признания недействующим со дня принятия п. № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, не изменились. Между тем, письмом от 01.10.2021 Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики отказало в удовлетворении заявления ООО «Шевле» о создании комиссии для проведения мероприятий по определению вида фактического использования и правомерности включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

ООО «Шевле» полагает, что спорное здание не могло быть включено в Перечень на 2021 год, поскольку не имелось обстоятельств, обуславливающих отнесение указанного объекта к объектам недвижимости, в отношении которых налог на имущество определяется исходя из кадастровой стоимости.

В судебном заседании представители ООО «Шевле» - генеральный директор Быков В.Н. и Димитриев В.Г. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, и вновь привели их суду.

Административный ответчик Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, отзыв на административное исковое заявление не представил.

Прокурор отдела Прокуратуры Чувашской Республики Михайлова Я.С. в заключении по делу полагала, что заявленные ООО «Шевле» требования подлежат удовлетворению ввиду обоснованности и соответствия требованиям законов.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части второй статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок установления налога на имущество организаций и исполнения обязанности по его уплате определен в статье 18 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», действующей как на дату издания приказа министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23.12.2019 №246-о «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», так и в период 2020 года, согласно которой налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и данным Законом и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории Чувашской Республики.

При этом статья 18.1 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации», регулирующая особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; введена Законом Чувашской Республики от 28 сентября 2017 года № 52 и вступила в силу с 1 января 2019 года.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, определяющий порядок осуществления мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (пункт 1.1), в котором, в пункте 1.4 содержатся нормы, аналогичные пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Под фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 1.5 указанного Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Органом, уполномоченным определять указанный перечень на территории Чувашской Республики, согласно пункту 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года № 422, а также Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343, на тот период времени являлось Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Согласно Положению о министерстве экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2020 года № 74, в настоящее время Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики исполняет функции уполномоченного органа по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1.1).

Оспариваемый Перечень в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, опубликован в издании «Вести Чувашии» №1 от 15.01.2021, а также на официальном интернет-портале правовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.pravo.gov.ru, 28.12.2020).

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме; порядок принятия, опубликования и введения акта в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривается.

В силу п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Пунктом 1 ст. 18.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» установлено, что в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.

Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 9 этой же статьи НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1, 4 п. 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 № 343, под офисом понимается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в которых оборудованы стационарные рабочие места, используемые для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованные оргтехникой и средствами связи, не используемые непосредственно для производства и продажи товаров.

Под административно-деловым центром понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 1.5 Порядка предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, на дату формирования оспариваемого Перечня на 2021 год при определении назначения нежилых зданий для отнесения их к категории административных должны были приниматься во внимание данные кадастровых паспортов или документов технического учета (инвентаризации) на здание и расположенный под ним земельный участок, свидетельствующие о том, что одним из видов разрешенного использования земельного участка является размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и само здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Как следует из материалов дела на основании плана приватизации муниципального предприятия «Фирма «Шевле», утвержденного Новочебоксарским городским комитетом по управлению имуществом Чувашской Республики 30 июня 1993 года, ООО «Шевле» является собственником недвижимого имущества - помещения административно-бытового корпуса, назначение: нежилое, общей площадью 1643,80 кв.м., этаж 1-4, номера на поэтажном плане: I этаж: 1-42, II этаж: 1-33, III этаж: 1-25, IV этаж: 1-23, с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:37820, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, <адрес>.

Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке, площадью 4368 кв. м., с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:833, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания и эксплуатации производственной базы.

В Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости за ООО «Шевле» от 8 января 2002 года.

Спорный объект недвижимости согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет наименование «помещение административно-бытового корпуса».

Также из дела следует, что ООО «Шевле» обращалось с заявлением от 08.09.2021 в адрес административного ответчика о проведении обследования в целях исключения объекта недвижимости с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:37820, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, <адрес>, из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, однако письмом от 1 октября 2021 года за № 23/13-13870 Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики сообщило о невозможности рассмотрения указанного вопроса по мотиву пропуска срока обращения с таким заявлением.

ООО «Шевле» также обращалось с заявлением в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарск Чувашской Республики с просьбой дать разъяснения по поводу включения нежилого помещения в список организаций, подлежащих налогообложению по налогам на имущество за 2021 год, на которое письмом (л.д. 13-14) налоговый орган сообщил об обязанности ООО «Шевле» представлять в налоговый орган налоговую отчетность по кадастровой стоимости.

Из технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного МУП «Бюро технической инвентаризации» г. Новочебоксарска Чувашской Республики, следует, что названный объект имеет наименование – административный корпус с бетонными площадками и забором из железобетона, производственного назначения, представляет собой четырехэтажное кирпичное нежилое здание, имеет общую площадь 1643,8 кв.м., из которой площадь первого этажа 392,6 кв.м., площадь второго этажа 408,8 кв.м., площадь третьего этажа 419,2 кв.м., площадь четвертого этажа 423,2 кв.м.,

Исходя из поэтажного плана, в здании расположены тамбуры, кладовые, кабинеты, склады, электрощитовые, душевые, умывальные, коридоры, туалеты, вентиляционные камеры, узел связи, обеденный зал, продуктовые цеха (холод. цех, мясо-рыбный и овощной), бельевая, гардеробы, моечная и т.д.

Согласно экспликации к техническому паспорту здания в нем действительно, среди прочих, размещены помещения, обозначенные как «кабинеты», в количестве 14, из них на первом этаже – 3, на четвертом этаже – 11, однако, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что само по себе наименование «кабинет» не означает, что указанные в поэтажном плане помещения в спорном здании как кабинеты являются офисом (офисами) по смыслу, придаваемому налоговым законодательством для целей налогообложения. Термин «кабинет» не является тождественным термину «офис», поэтому помещения с назначением «кабинет» не могут учитываться в качестве офисных помещений. Фактическое обследование здания в спорный период не проводилось.

Таким образом, данные технического паспорта на объект недвижимости позволяют сделать вывод о том, что спорное помещение не обладает признаками, указанными в пунктах 1.4 и 1.4.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343.

Наличие у спорного здания в наименовании слова «административное» (административно-бытовой корпус) в силу положений статьи 378.2 НК РФ само по себе не свидетельствует о том, что объект недвижимости является административно-деловым или торговым центром, предназначенным для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения переговоров, офисное оборудование, либо торговых объектов.

Иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам или торговым площадям, в материалах административного дела не содержится.

Фактическое обследование здания в спорный период не проводилось, представленные в материалы дела доказательства не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов его площади для размещения офисов. При этом, внешний вид здания сам по себе также не дает возможности определить вид его фактического использования в качестве офисного здания.

Из содержания письменных документов следует, что в 2015 году уполномоченной комиссией было проведено обследование спорного объекта недвижимости для целей налогообложения, при этом в здании офисов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания и торговых объектов не установлено. Часть площади здания 96,5 кв. м. используется для размещения административных служб общества, остальная площадь не использовалась.

Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарска исходя из данного обследования письмом от 15 февраля 2016 года сообщило, что объект недвижимости с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:37820, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, <адрес>, не подлежит включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

При этом в 2016-2019 годах указанный объект налогом не облагался.

Таким образом, данные технического паспорта на объект недвижимости позволяют сделать вывод о том, что спорное помещение не обладает признаками, указанными в пунктах 1.4 и 1.4.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343.

Иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам, в материалах административного дела не содержится и административным ответчиком не представлено.

При таких данных, на основании сведений, содержащихся в экспликации к поэтажному плану, данное здание не подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год, поскольку назначение и наименование расположенных в нем помещений прямо и однозначно не предусматривают размещение офисов.

Кроме изложенного, суд исходит также из того, что вид фактического использования объекта не изменился. Часть площади здания (96,5 кв. м.) используется для размещения административных служб общества, являющегося производственным предприятием, вся остальная площадь не эксплуатируется и не используется в коммерческих целях, является законсервированным.

Указанное подтверждается представленными административным истцом письменными доказательствами.

ООО «Шевле» каких-либо коммерческих договоров по использованию объекта недвижимости не заключено. Также из дела следует, что действующих офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не выявлено.

Консервация этажей спорного здания установлена Верховным Судом Чувашской Республики при постановлении решения от 22.07.2021 по делу №3а-180/2021 по аналогичному иску ООО «Шевле» о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Также судом учитываются положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В рассматриваемом случае, исходя из вида разрешенного использования земельного участка «для содержания и эксплуатации производственной базы», а также наименование здания – «административно-бытовой корпус», суд приходит к выводу, что они не позволяют прийти к выводу о том, что они предполагают однозначное размещение в нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по статье 378.2 НК РФ.

На момент включения спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год его фактическое использование надлежащим образом не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового паспорта, документов технического учета бесспорно не позволяли отнести данное здание к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Административным ответчиком достаточных относимых и допустимых доказательств, объективно подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексом РФ, и необходимым для включения названного объекта в Перечень на 2021 год, а также опровергающих доводы и основания административного иска, не представлено.

В ходе судебного разбирательства установлены противоречия оспариваемой нормы федеральному законодательству, поскольку отнести спорное здание к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни техническая документация, ни фактическое использование здания, которое имеет назначение «производственное».

Доказательств обоснованности включения в оспариваемый Перечень указанного объекта недвижимости административным ответчиком не представлено.

Кроме того, указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Верховного суда Чувашской Республики от 22 июля 2021 года по административному делу № 3а-180/2021 по административному исковому заявлению ООО «Шевле» о признании недействующим со дня принятия приказа пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 23 декабря 2019 года № 246-О в отношении этого же объекта недвижимости (помещение, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, <адрес>, кадастровый номер 21:<данные изъяты>:37820), имеющим, в силу положений статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, преюдициальное значение.

Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что включение принадлежащего административному истцу нежилого здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, неправомерно.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).

Согласно пункту 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в числе прочего, указание на дату признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Учитывая изложенное, суд считает возможным признать оспариваемый акт недействующим в оспариваемой части с момента принятия.

В связи с удовлетворением административного искового заявления во исполнение положений пунктов 2 и 4 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на административного ответчика обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить сообщение о нем на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru либо в республиканской газете «Вести Чувашии».

Поскольку Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике является лицом, участвующим в данном административном деле, которому в силу положений ст.182 КАС РФ копия решения подлежит направлению судом, то вынесение решения о возложении этой же обязанности на административного ответчика, о чем изложена просьба в административном исковом заявлении, не требуется.

Применительно к положениям ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежат взысканию с административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующим с момента принятия:

- пункт № по г. Новочебоксарск Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года № 392 «Об определении перечная объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru либо в республиканской газете «Вести Чувашии» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью «Шевле» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, д. 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Т.Н. Евлогиева

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2022 года.

3а-86/2022 (3а-400/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор ЧР
ООО "Шевле"
Ответчики
Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР
Другие
Упарвление Федеральной налоговой службы по Чувашской республике
Дмитриев Владислав Геннадьевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Евлогиева Т.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
17.11.2021Регистрация административного искового заявления
17.11.2021Передача материалов судье
22.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2022Судебное заседание
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее