Судья Салмина Е.С. Дело№33-8493/2023
25RS0015-01-2020-003025-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 сентября 2023года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе председательствующего судьи Симоновой Н.П. при ведении протокола помощником судьи Интыкбаевой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании представление прокурора на определение Дальнегорского районного суда Приморского края от 24.07.2023 об отсрочке исполнения решения суда
установил:
Решением Дальнегорского районного суда Приморского края от 25.03.2021 по гражданскому делу №2-196/2021 по иску прокурора в интересах многодетных граждан, имеющих трех и более детей, на администрацию Дальнегорского городского округа возложена обязанность обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, ...., расположенный примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: <адрес>, инженерной инфраструктурой: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения, сформированный для индивидуального жилищного строительства семей, имеющих трех и более детей, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрация Дальнегорского городского округа обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, в обосновании указав, что обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям, для индивидуального жилищного строительства на территории Дальнегорского городского округа» на 2017-2021 годы. Несмотря на предпринятые Администрацией Дальнегорского городского округа меры: заключение в период с 2017 по 2022 года контрактов с различными организациями с целью обеспечения инженерной и дорожной инфраструктурой, направление заявок на финансирование, исполнить одномоментно и в полном объеме обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, сформированных для индивидуального жилищного строительства граждан, имеющих трех и более детей невозможно, ввиду отсутствия средств в бюджете Дальнегорского городского округа, являющегося дотационным, требующим финансирования из средств краевого бюджета.
Определением Дальнегорского районного суда Приморского края от 24.07.2023 администрации Дальнегорского городского округа предоставлена отсрочка исполнения решения Дальнегорского районного суда Приморского края от 25.03.2021 до 31.12.2024.
С указанным определением не согласился прокурор г.Дальнегорска, в представлении просит определение Дальнегорского районного суда Приморского края от 24.07.2023 отменить, ссылаясь на то, что судом не принято во внимание, что организация инженерных инфраструктур в границах муниципального образования относится к компетенции органа местного самоуправления и не зависит от финансирования краевого бюджета; неоднократное заключение муниципальных контрактов само по себе не свидетельствует об эффективности исполнения обязательств и полноте принимаемых органом местного самоуправления мер по исполнению решения суда; определенная судом дата отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2024 установлена формально.
В соответствии с ч.3 и ч.4 ст.333 ГПК РФ настоящие частная жалоба назначена к рассмотрению в суде апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле и рассмотрена судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого определения.
В соответствии со ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
В силу п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, ст.434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 358 Кодекса административного правонарушения Российской Федерации и ст.324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Исходя из указанных норм, а также ст.56 ГПК РФ, при обращении с заявлением об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного решения заявитель обязан доказать наличие обстоятельств, подтверждающих невозможность исполнения судебного акта в разумные сроки.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.23 Постановления от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснил, что при рассмотрении заявлений о рассрочке или отсрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного или полного исполнения решения в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный лист был предъявлен к исполнению.
Исходя из целей гражданского судопроизводства, разрешение вопросов об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта не должно ущемлять прав и интересов взыскателя, не должно способствовать затягиваю реального исполнения судебного постановления.
В определении от 18.04.2016 № 104-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. С учетом этого основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 части 4, 17 части 3, 19 частей 1 и 2 и 55 частей 1 и 3 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был « обеспечен » баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление администрации Дальнегорского городского округа Приморского края, учел в качестве оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда от 25.03.2021, что для исполнения судебного акта необходимо осуществить комплекс мероприятий, требующих значительных временных и материальных затрат, в связи с чем счел возможным отсрочить исполнение решения суда на срок до 31.12.2024.
С таким выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться в силу следующего.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11.11.2003 № 16-П, от 15.03.2006 № 5-П, от 18.05.2011 № 9-П, от 05.07.2017 № 18-П).
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 № 2516-О в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Реализация конституционных принципов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, интересов детей, их жизни и здоровья, является обязанностью органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 4, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в числе прочего, организация в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также создание условий для жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что с 2013 года земельный участок предоставлен семье Ивановых, которая относится к категории многодетных. С момента предоставления участка, земельный участок не обеспечен необходимой инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения).
Доказательств, свидетельствующих о том, что администраций принимались достаточные меры по исполнению решения суда и в настоящее время имеются объективные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, заявителем не представлено.
В Конституции Российской Федерации целью социальной политики страны провозглашено создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что предопределяет обязанность государства надлежащим образом осуществлять охрану здоровья людей, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать гарантии социальной защиты (статьи 1 и 7).
Учитывая наличие в семье троих малолетних детей, отсутствие возможности у семьи Ивановых благоустроить земельный участок и использовать его по назначению, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении прав и законных интересов семьи Ивановых администрацией Дальнегорского городского округа Приморского края в связи с неисполнением решения суда в установленный срок.
Довод администрации Дальнегорского городского округа Приморского края о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием достаточных средств в бюджете, не может быть отнесен к обстоятельству исключительного характера и не является достаточным основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного постановления.
Системное толкование положений ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с нормами закона об обязанности исполнения судебного акта и реализации прав истца, в пользу которого вынесено решение, на его исполнение и защиту таким образом своих нарушенных интересов свидетельствует о том, что отсрочка (рассрочка) исполнения судебных актов предоставляется должнику в исключительных случаях с учетом фактических обстоятельств, при этом суду следует оценить реальность исполнения решения суда по окончании срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) исполнения. В противном случае отсрочка будет представлять собой способ уклонения и безосновательного затягивания исполнения решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, не в полной мере выполнил свою обязанность по оценке обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника и предоставлением отсрочки не нарушались гарантированные права лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Принимая во внимание предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей многодетной семьи в жилище, невозможности использовать земельный участок по назначению с 2013 года, отсутствия каких-либо объективных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения Дальнегорского городского округа Приморского края от 25.03.2021, отсрочка исполнения решения суда на столь длительный срок (до 31.12.2024) не отвечают указанным критериям, не является разумной, нарушает права и законные интересы взыскателя, и противоречит принципу исполнимости судебного постановления. Предоставление такой отсрочки противоречит общим целям правосудия и исполнительного производства, в связи с чем определение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст.331-334 ГПК РФ,
о п р е д е л и л :
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24.07.2023 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25.03.2021 ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░