К делу № 2а-3762/2019
Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Краснодар «26» марта 2019 года
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дьяченко А.С, об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю,
Установил:
Дьяченко А.С, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю.
В обосновании заявления указано, что в Отделе судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю имеется исполнительное производство в отношении него, возбужденное 10.07.2015 года на основании копии исполнительного листа. О возбуждении указанного исполнительного производства ему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ на приеме у судебного пристава-исполнителя. Полагает, что указанное производство ведется незаконно, в рамках него вынесено незаконное постановление о расчете задолженности по алиментам. С 2015 года не получал ни одного документа от судебного пристава-исполнителя. Просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца в судебном заседании иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик представитель Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Третье лицо Апрятина Е.В. в судебном заседании отсутствовала, о дне, времени и месте слушания дела была уведомлена надлежащим образом. С учетом изложенного суд полагает правильным рассмотреть указанное дело в отсутствие взыскателя, судебного пристава-исполнителя.
Суд, выслушав участников процесса, проверив письменные материалы дела, изучив исполнительное производство, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Дьяченко А.С, об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст. 219 КАС РФ).
Пропущенный по указанной в части 6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 КАС РФ).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
По смыслу ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением установленного законом срока на обращение в суд, лежит на административном истце
Суд учитывает, что отсутствуют уведомления о вручении административному истцу оспариваемых им постановлений, соответственно, с рассматриваемым административным иском об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя Дьяченко А.С, обратился в суд в установленный законом срок.
Как РІРёРґРЅРѕ РёР· материалов дела, ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов РїРѕ Прикубанскому РѕРєСЂСѓРіСѓ Рі. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю Р¤РРћ5 было возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ, РЅР° основании исполнительного документа в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка в„– 242 Прикубанского внутригородского РѕРєСЂСѓРіР° Рі. Краснодара РїРѕ делу в„–, Рѕ взыскании СЃ должника Дьяченко Рђ.РЎ, алиментов РЅР° содержание несовершеннолетнего ребенка РІ размере <данные изъяты> доли РґРѕС…РѕРґРѕРІ ежемесячно РІ пользу взыскателя Апрятиной Р•.Р’.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках данного исполнительного производства было приято постановление о расчете задолженности по алиментам.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у судебного пристава-исполнителя административному истцу стало известно о возбужденном в отношении него исполнительном производстве. Каких-либо уведомлений о направлении/вручении административному истцу ранее указанной даты постановления о возбуждении исполнительного производства суду не предоставлено. Более того, со слов административного истца и материалов исполнительного производства было установлено, что вышеуказанное исполнительное производство ведется на основании незаверенной копии исполнительного листа.
Согласно статье 12 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов (пункт 1 части 1).
Статьей 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определены требования, предъявляемые к исполнительным документам. Так, в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должна быть указана, среди прочего, резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В силу части 3 статьи 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.
Таким образом, предъявленный взыскателем судебному приставу-исполнителю исполнительный лист не отвечал требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В данном случае действующим законодательством на судебного пристава возложена обязанность разрешить вопрос о возбуждении исполнительного производства только на основании надлежаще оформленного исполнительного листа и заявления взыскателя.В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
На основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд.
В силу статьи 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно статье 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах»).
Как результат нарушение одного из основополагающих принципов исполнительного производства, закрепленных п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», гласящего, что исполнительное производство осуществляется на принципе законности.
В соответствии со ст. 123 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Представитель службы судебных приставов не представил суду доказательств обоснованности своих возражений по поводу законности действий по принятию постановления о возбуждении исполнительного производства на основании копии исполнительного документа.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании вышеизложенного,
и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Дьяченко А.С, об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов РїРѕ Прикубанскому РѕРєСЂСѓРіСѓ Рі. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю Р¤РРћ5 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–-РРџ.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов РїРѕ Прикубанскому РѕРєСЂСѓРіСѓ Рі. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю Р¤РРћ6 РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ расчете задолженности РїРѕ алиментам, вынесенное РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ.
Обязать Отдел судебных приставов по Прикубанскому округу г. Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Дьяченко А.С,
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –