Дело № 2а-380/2022
УИД №18RS0011-01-2022-000102-20
Решение
Именем Российской Федерации
17 января 2022 года г. Глазов УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кирилловой О.В.
при секретаре Беккер И.А, представителя административного истца - помощника Глазовского межрайонного прокурора УР Симакова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Глазовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Глазовский межрайонный прокурор, в порядке ст. 39 КАС РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обосновав требования тем, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства, законодательства об информации, информационных технологиях и их защите, проведен мониторинг сети Интернет. Глазовской межрайонной прокуратурой установлено, что на Интернет-сайте https://spravkaw-dla-kreditov.com/catalog/trudovye-knizhki-so-stazhem/ выявлена страница, содержащая информацию о возможности приобретения трудовых книжек со стажем работы, справок о доходах, трудовых договоров. Просит признать информацию, размещенную для неопределенного круга лиц на Интернет-сайте https://spravkaw-dla-kreditov.com/catalog/trudovye-knizhki-so-stazhem/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Копию судебного решения направить в Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике для внесения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Симаков А.Н. исковые требования поддержал, в обоснование исковых требований указал те же доводы, что изложены в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что в удовлетворении требований прокурора не возражают, на данный момент заявленный прокурором интернет-ресурс в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится. С учетом положений ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по УР.
Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что помощником Глазовского межрайонного прокурора Сунцовым Д.С. проведена проверка по соблюдению требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, незаконному обороту оружия, профилактике правонарушений и преступлений. В ходе мониторинга сети «Интернет» обнаружен сайт https://spravkaw-dla-kreditov.com/catalog/trudovye-knizhki-so-stazhem/ с информацией о возможности приобретения трудовых книжек со стажем работы, справок о доходах, трудовых договоров. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с указанной страницей может любой Интернет-пользователь.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.4 ст.27 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть "Интернет" является информационно-телекоммуникационной сетью.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 149-ФЗ информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положениями ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 1).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5).
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечение ими работодателей, а также форма трудовой книжки утверждены Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года N 225.
В силу ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в том числе трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые.
За подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт штампов, печатей, бланков предусмотрена уголовная ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса РФ.
На основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Суд полагает, что на основании информационных материалов указанного сайта потенциальный потребитель побуждается к покупке трудовой книжки, оформленной в нарушение требований законодательства о труде. Сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования трудовой книжки в нарушение законодательства Российской Федерации, в связи с чем порождают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности размещения сведений, содержащихся на указанном ресурсе сети "Интернет", в открытом доступе и противозаконном характере таких сведений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Глазовского межрайонного прокурора о признании информации, размещенной на Интернет-сайте: https://spravkaw-dla-kreditov.com/catalog/trudovye-knizhki-so-stazhem/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 статьи 15.1 Закона о защите информации установлено, что незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" незамедлительно.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п.4 ст.1 ФЗ № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Согласно п.13 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на Интернет-сайте https://spravkaw-dla-kreditov.com/catalog/trudovye-knizhki-so-stazhem/ информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации, административный иск направлен на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181, 265.1-265.5 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Глазовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте: https://spravkaw-dla-kreditov.com/catalog/trudovye-knizhki-so-stazhem/, информацией, распространение которой на территории в Российской Федерации запрещено.
Решение суда является основанием для включения сетевого адреса в единую информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Кириллова