УИД 03RS0019-01-2022-001713-85 Дело №2 - 88/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Аскарово Абзелиловского района
Республики Башкортостан 06 марта 2023 года
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янузаковой Д.К.
при секретаре Кильдияровой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муратшиной С.Т. к Муниципальному унитарному предприятию «Аскар», Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Муратшина С.Т. обратилась в суд с названным иском в суд, указывая, что она проживает в <адрес>, обязательства по оплате коммунальных услуг исполняет своевременно и в полном объеме. Крыша многоквартирного дома не отремонтирована. В ее квартире на стыках потолка и стен, на стенах появилась черная плесень. Попытки убрать эту плесень и проведение косметического ремонта стен и потолков не дают должного эффекта, через непродолжительное время плесень и сырость появляются вновь. Из-за протекания крыши появляется сырость, что является причиной появления плесени. Ее неоднократные устные просьбы в МУП «Аскар» произвести ремонт крыши остались без удовлетворения. Истец обратилась письменно в прокуратуру Абзелиловского района РБ, Администрацию МР Абзелиловский район, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору, Территориальный отдел Управления Федеральной - службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, и благополучия человека по Республике Башкортостан в Белорецком, Абзелиловском, Бурзянском, Учалинском районах 22.07.2022. Согласно письму Госкомжилстроя РБ от 22.08.2022 г., установлено что МУП «Аскар» не соблюдает обязательные требования, предусмотренные и. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, 4.1.10 и п. 4.6.1.28 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». По результатам наблюдения в адрес МУП «Аскар» направлено предостережение по обеспечению устранения нарушений. Прокуратура Абзелиловского района РБ письмом от 26.08.2022 г, известила истца о проведении осмотра квартиры. В ходе осмотра доводы истца были подтверждены. В результате рассмотрения обращения в адрес директора МУП «Аскар» 25.08.2022 г, вынесено представление.
Просит обязать ответчиков исполнить обязательные требования, предусмотренные п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, 4.1.10 и п. 4.6.1.28 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, неисполнение которых привело к появлению сырости и черной плесени в <адрес>; взыскать с ответчиков в мою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В последующем истец уточнил исковые требования, просит:
обязать ответчиков устранить трещины по швам между крупными блоками наружных стен, возникших из-за осадки фундамента многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;
обязать ответчиков смонтировать пароизоляционный слой по чердачному перекрытию с заведением на наружные стены более чем толщина утеплителя, сверху уложить утеплитель или минвату, устранить попадание осадков через кровлю путем ремонта участков кровли указанного выше многоквартирного жилого дома;
обязать ответчиков устранить многочисленные поврежденные шиферных листов крыши, установить конек на крышу указанного многоквартирного жилого дома;
обязать ответчиков устранить нарушения теплоизоляционных свойств фасадной части стены и части торцевой стены <адрес> указанном выше многоквартирном жилом доме;
обязать ответчиков исполнять обязательные, предусмотренные п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, 4.1.10 и п.4.6.1.28 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм, технической эксплуатации жилищного фонда» в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, неисполнение которых привело к появлению сырости и черной плесени в <адрес>;
взыскать с ответчиков в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных прав требований, на стороне истца, привлечена Халисова Г.Р.
Ответчик, некоммерческая организация фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» извещен, направил возражения по иску, согласно которым управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (МКД), в том числе является ответственной и за состояние крыши, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме. Крыша есть часть общего имущества МКД, которое должно содержаться так, чтобы МКД был надежен и безопасен, в том числе безопасен для жизни и здоровья граждан и сохранности их имущества (подп. «а» п. 10 Правил № 491). Содержание общего имущества включает в себя его осмотр для скорого выявления дефектов и угроз, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации (подп. «з» п. 11 Правил № 491). Минимум работ по очистке крыши (п.7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290), который требует от УК - это проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций; проверка и очистка кровли от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), их проведение. Результаты осмотра указанного имущества оформляются актом осмотра (п. п. 11, 14 Правил № 491). Согласно п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.28 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода МКД; не допустимо увлажнение конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования. Кроме того, согласно п. 4.6.1.10 Правил и Приложению №2 к Правилам, неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение 1 суток. Подтверждения выполнения указанных работ Ответчиком МУП «Аскар» не представлено. Таким образом, в обязанности Ответчика МУП «Аскар» входит содержание и обслуживание, в том числе и периодическая очистка крыши <адрес> в <адрес> от снега и наледи, не допуская при этом накопления снега. В нарушение вышеуказанных норм, управляющая организация не обеспечила надлежащего содержания общедомового имущества, в котором находится квартира Истца, что привело к проникновению атмосферных осадков (талой воды) в квартиру Истцов. Следовательно, затопление помещения Истца произошло по причине ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей по содержанию крыши <адрес> в <адрес>. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» в обязанность такой организации входит регулярная проверка технического состояния всех конструктивных элементов и инженерных систем, определение их физического износа и необходимых для восстановления и надлежащего состояния мероприятий. Из изложенного следует, что установление фактического состояния МКД и его обследование на предмет выявления отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств и иных параметров, влияющих на безопасность возложена на собственников помещений и реализуется в соответствии с выбранным способом управления МКД. До наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД поддерживающий текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем должен проводиться управляющей организацией за счет средств, которые ежемесячно вносятся в виде платы за содержание и ремонт жилья. Согласно Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении и актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в МКД» от 27.12.2013 № 634 (далее - Программа) капитальный ремонт крыши многоквартирного <адрес> в <адрес> запланирован на период 2026-2028 года. Принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта не входит в компетенцию Регионального оператора и регламентировано определенным порядком внесения изменений в Программу. Принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта (в том числе и в случае аварийного состояния общего имущества) не входит в самостоятельную компетенцию Регионального оператора и производится в порядке, установленном федеральном и муниципальным законодательством, в соответствии со ст. 189 ЖК РФ и Программой, на основании решения общего собрания собственников МКД, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 189 ЖК РФ. Сведения о наличии в МКД по адресу: <адрес>, аварийной ситуации, требующей неотложного проведения ремонта, или о принятии собственниками МКД решения до наступления срока проведения капитального ремонта, в НОФ «Региональный оператор РБ» в соответствии с порядком, установленным федеральном и муниципальным законодательством, не поступали. Надлежащим ответчиком по делу является МУП «Аскар». Содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В последующем от данного ответчика поступили дополнительные возражения, согласно которым до наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в МЖД поддерживающий текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем должен проводиться управляющей организацией за счет средств, которые ежемесячно вносятся в виде платы за содержание и ремонт жилья. Капитальный ремонт данного дома запланирован на 2026-2028 года, ремонт фасада указанного МКД в программу не включен. Принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта и включении, изменении вида работ не входит в компетенцию Регионального оператора и регламентировано определенным порядком внесения изменений в Программу. Региональный оператор является лишь техническим исполнителем указанной программы. Решение по внесению изменений в Программу, утверждение краткосрочных планов реализации Программы и установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе и решение о переносе установленного периода проведения капитального ремонта, чем предусмотрено Программой, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.10.2016г. №, принимается Комиссией по вопросам капитального ремонта, созданной при Администрации муниципального образования. В данном случае Комиссией при Администрации МР Абзелиловский район Республики Башкортостан. Таким образом, принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта (в том числе и в случае аварийного состояния общего имущества) не входит в самостоятельную компетенцию Регионального оператора и производится в порядке, установленном федеральном и муниципальным законодательством, в соответствии со ст. 189 ЖК РФ и Программой, на оснований решения общего собрания собственников МКД, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 189 ЖК РФ. Если ответчик хочет внести изменения в Региональную программу капитального ремонта с целью переноса срока проведения ремонта крыши, он обязан выполнить установленную законодательством процедуру, указанную выше. Региональный оператор не имеет отношение к затоплению, произошедшему в квартире истца. В данном случае ООО «МУП «Аскар» является надлежащим ответчиком и ответственность за соблюдение вышеуказанных норм в отношении <адрес> в <адрес> лежит на управляющей организации МУП «Аскар», осуществляющей управление домом. Содержание общедомового имущества к компетенции Регионального оператора не относится. Ни подрядной, ни обслуживающей, ни управляющей организацией Региональный оператор не является. Кроме того, отсутствует согласие остальных собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> на предъявление ответчику требования о выполнении ремонтных работ в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Просит рассмотреть в его отсутствие.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика, МУП «Аскар», в ранее состоявшееся судебное заседание представил отзыв, согласно которому считает требования необоснованными, указывает, что фасад многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> полностью заштукатурен и окрашен, трещин, либо иных изъянов для проникновения влаги по внутрь дома на фасаде нет. Кровля жилого дома также находится в исправном состоянии, исключающее протекание, работы по техническому обслуживанию кровли и фасада проводятся своевременно при подготовки к осенне-зимнему периоду. В 2022 г. МУП «Аскар» прочистило вентканалы в вышеуказанном доме. В материалах дела отсутствуют акты совместного обследования с МУП «Аскар» кровли и фасада надзорными органами и самим истцом, которые позволили бы определить причину возникновения плесени. Появление плесени на стыках стен в зимний период возможно, как в результате недостаточной вентиляции в квартире, по причине закрытия вентканалов самим жильцами (что нередко наблюдается при обходе квартир — со слов жильцов дует), так и промерзания стен вследствие старой постройки и длительной эксплуатации жилого дома. Утепление стены дома относится к капитальному ремонту, и не входит в обязанности МУП «Аскар». При отсутствии допустимых доказательств установления причин образования плесени (в т.ч. путем исключения промерзания стены вследствие ветхости многоквартирного дома либо нарушения вентиляции в квартире) исковые требования Муратшиной подлежат оставлению без удовлетворения. Также подлежат оставлению без удовлетворения требования о компенсации морального вреда, поскольку допустимых доказательств ухудшения здоровья вследствие плесени, а не преклонного возраста, истец не предоставил.
В последующем направил заявление, согласно которому указывает, что в части требований о выполнении мероприятий, указанных в ответе Муратшиной С.Т., имеющегося в материалах дела, возражений по иску не имеет. В части компенсации морального вреда просит отказать.
Третье лицо Халисова Г.Р. не явилась, извещено надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения сторон, мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец, Мурташина С.Т., является собственником <адрес> Республики Башкортостан ( свидетельство о государственной регистрации права собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
МУП «Аскар» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом №, расположенным по <адрес>, что сторонами не оспаривалось.
Пунктом 8.3 статьи 13 ЖК РФ определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются положениями Раздела IX Жилищного кодекса РФ.
Во исполнение требований Жилищного кодекса РФ и Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 г. N 694-з "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан", начиная с 2014 года капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на период 2014-2043 годы за счет обязательных взносов собственников помещений.
Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан сформирована из представленных администрациями муниципальных образований документов, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. N 634 (с изменениями от 21.10.2021 г. N 539). В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами Программа подлежит ежегодной актуализации.
Согласно данной Республиканской программы (далее - Программа) капитальный ремонт крыши многоквартирного <адрес> в <адрес> запланирован на период 2026-2028 года. Принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта не входит в компетенцию Регионального оператора и регламентировано определенным порядком внесения изменений в Программу.
Порядок внесения изменений в Программу, утверждение краткосрочных планов реализации Программы и установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.10.2016 г. N 459.
В соответствии с данным порядком при администрациях муниципальных образований создаются комиссии по вопросам капитального ремонта (далее - Комиссия). К компетенции Комиссии относится принятие и направление в администрацию рекомендаций, по внесению изменений в Программу, в том числе по изменению сроков проведения капитального ремонта.
Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами комиссии, присутствующими на заседании, и утверждается главой администрации или иным уполномоченным должностным лицом. Решение администрация принимает на основе решения Комиссии. Принятые администрациями решения являются основанием для внесения изменений в Программу.
Для рассмотрения на Комиссии вопроса о переносе установленного срока проведения капитального ремонта на более ранний срок, чем предусмотрено Программой, собственники помещений вышеуказанного многоквартирного дома вправе направить обращение и протокол общего собрания с принятым решением, оформленный в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в администрацию района.
Материалами дела подтверждено, что сроки капитального ремонта МКД, в котором проживает истец, остались неизменными, на настоящий момент не наступили, решение общего собрания собственников по данному вопросу отсутствует.
В свете чего требования истца к ответчику, Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан», удовлетворению не подлежат.
Согласно статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из подпункта «б» пункта 10 указанных Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 названных Правил).
Согласно пункту 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый управляющей организацией, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
В связи с этим в обязанности управляющей организации, как установлено указанными Правилами, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, входит комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий, осуществление благоустройства домов.
Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).
Таким образом, до наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД поддерживающий текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем должен проводиться управляющей организацией, то есть ответчиком МУП «Аскар».
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей с жалобой на ненадлежащее содержание дома. Также ею были направлены обращения в администрацию МР Абзелиловский район РБ, прокурору Абзелиловского района РБ.
Согласно письму Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, по ее обращению проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасно ста) с контролируемым лицом МУП «Аскар». В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) установлены признаки нарушений обязательных требований ч. 3 ст. 74 Федерального закона №248-ФЗ. МУП «Аскар» не соблюдаются обязательные требования п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, п. 4.ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.ДД.ММ.ГГГГ Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу ДД.ММ.ГГГГ № «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», установлена неисправность кровельного покрытия, наличие следов протечек с кровли, наличие следов намокания, плесени на стенах и потолочных перекрытиях <адрес> жилого <адрес>. В адрес управляющей организации МУП «Аскар» направлено предостережение по обеспечению устранения нарушений. Предостережение находится на контроле Госкомитета.
Согласно письму прокуратуры Абзелиловского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ №ж-2022 выявлены многочисленные следы образования грибков и плесени, проблема возникновения грибка в квартире связана с ненадлежащим содержанием общего имущества в указанном доме, в связи с чем, прокуратурой района в адрес директора МУП «Аскар» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое находится на рассмотрении.
В ходе прокурорской проверки по обращению Муратшиной С.Т. проведена проверка деятельности МУП «Аскар», по вопросу исполнения требований федерального законодательства при предоставлении услуг и выполнении работ по содержанию, ремонту имущества многоквартирных домов, в ходе которой в ее квартире выявлены многочисленные следы образования грибков и плесени проблема возникновения грибка в квартире связана с ненадлежащим содержанием общего имущества в указанном доме, а именно в результате промерзания стен многоквартирного дома. В адрес МУП «Аскар» выставлено представление от ДД.ММ.ГГГГ № Предст-2-22, предписано представление рассмотреть с обязательным участием представителя прокуратуры района, устранить отмеченные нарушения закона и не допускать их впредь.
Согласно материалам надзорного производства ответ на настоящее представление органами прокуратуры своевременно получен не был, что явилось основанием для привлечения директора МУП «Аскар» к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ (постановление мирового судьи судебного участка № по <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ).
Ответ прокурору направлен ДД.ММ.ГГГГ, сообщено, что представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено с участием помощника прокурора ФИО6 Приняты следующие меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих: по обращению Муратшиной С.Т., проживающей по адресу <адрес>, проведен осмотр стены данного дома и предложено провести общее собрание жильцов, где определятся перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Привлечен к дисциплинарной ответственности: мастер водоканала ФИО7
Указанные выводы надзорных органов ответчиком МУП «Аскар» не оспорены в установленном порядке, ответы, представления не обжалованы, доказательств отсутствия вины суду не представлено, в связи с чем, суд находит установленным факт нарушения данным ответчиком требований п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.10, п. 4.6.1.28 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27 сентября 2003 г. № 170 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Далее Правила).
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Пунктом 4.6.1.1. Правил установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
чистоту чердачных помещений и освещенность;
достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.10, приложением №2 Правил уплотнение неисправных лежачих и стоячих фальцев кровель из листовой стали следует производить с промазкой суриком или герметиком, заделку мелких отверстий и свищей (до 5 мм) - суриковой замазкой или герметиком с армированием стеклосеткой, стеклотканью или мешковиной, а также постановкой заплат из листовой стали. Предельный срок устранения неисправностей кровли составляет 1 (одни) сутки.
В соответствии с пунктом 4.6.1.28 Правил не допустима закупорка торцов балок антисептиками, гидроизоляцией. Не допустимо увлажнение конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования. Обязательно наличие гидроизоляционного слоя между древесиной и кладкой. Для конструкций из сборного или монолитного железобетона должна быть обеспечена прочность защитного слоя, отсутствие коррозии арматуры, прогибов, трещин, выбоин в кровельных несущих конструкциях.
Из анализа приведенных норм следует, что перечисленные выше работы относятся к работам по текущему ремонту многоквартирного жилого дома, подлежащими выполнению управляющей организацией в рамках договора на управление многоквартирным жилым домом, поскольку эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Довод ответчика, что отмеченные нарушения отсутствуют, фасад многоквартирного жилого дома заштукатурен и окрашен, трещин, кровля находится в исправном состоянии, работы по техническому обслуживанию кровли и фасада проводятся своевременно при подготовки к осенне-зимнему периоду опровергаются как приведенными выше документами, так и выводами судебной экспертизы, проведенной по настоящему делу.
Согласно заключению судебной экспертизы от 14.02.2023 № 0474/2023, выполненной ООО «Дипломат», причинами возникновения сырости и черной плесени в квартире истца являются: трещины по швам между крупными блоками наружных цен жилого дома из-за осадки фундамента, нарушение теплоизоляционных свойств фасадной стены и части торцевой стены квартиры (наибольшие потери происходят по фасадной стене: через бетонный блок над окном кухни, через бетонные блоки под окнами кухни, зала объекта исследования и с торцевой стены; через бетонные блоки под окном спальни объекта исследования); многочисленные повреждения шифровых листов, отсутствие конька, многочисленные просветы по ребрам кровли над квартирой №16, следы увлажнения стропильной системы и утеплителя, отсутствие пароизоляционного слоя по чердачному перекрытию.
В соответствии со статьей 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Как указано в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Представленное заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации и принципам ее проведения, в заключение эксперта, прилагаемых к нему документах и материалах содержатся достоверные сведения, оказавшие влияние на выводы экспертизы; к заключению приложены документы и материалы, послужившие основанием для выводов эксперта, приведены методики, расчеты, использованные нормативные акты и литература.
Стороны с результатами экспертизы согласились, ходатайств о назначении повторной или дополнительной не заявлено.
Согласно пункту 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами.
Поскольку стороны наделены равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, они должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий. (Определение Конституционного Суда РФ N 1642-О-О от 16 декабря 2010 года).
Со стороны ответчика допустимых доказательств, опровергающих доводы иска, не приведено.
В свете чего, суд приходит к выводу, что отмеченные в заключение эксперта причины, а именно трещины по швам между крупными блоками наружных цен жилого дома из-за осадки фундамента, многочисленные повреждения шифровых листов, отсутствие конька, многочисленные просветы по ребрам кровли над квартирой №16, следы увлажнения стропильной системы и утеплителя, отсутствие пароизоляционного слоя по чердачному перекрытию, являются следствием ненадлежащего выполнения управляющей компанией МУП «Аскар» функции по содержанию общего имущества, в том числе осмотру общего имущества, его текущему ремонту.
Истцом в уточненном иске приведены способы устранения ответчика отмеченных выше нарушений. Стороной ответчика данные способы не опровергнуты, свое видение ситуации ответчик не представал.
В свете чего, суд находит обоснованными требования истца. При этом, указание на обязательное выполнение требований п. 4.1.10 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170, суд расценивает как техническую описку, поскольку в мотивировочной части приведены положения п. 4.6.1.10 данного постановления, о нарушении именно этого пункта говорится и в переписке с надзорными органами.
При этом суд не соглашается с доводами МУП «Аскар», что нарушения теплоизоляционных свойств фасадной части стены и части торцевой стены квартиры отнесены к капитальному ремонту дома. Как следует из вышеприведенного заключения эксперта, нарушение теплоизоляционных свойств фасадной стены и части торцевой стены квартиры вызвано потерями по фасадной стене: через бетонный блок над окном кухни, через бетонные блоки под окнами кухни, зала объекта исследования и с торцевой стены; через бетонные блоки под окном спальни объекта исследования, через швы сопряжений этих бетонных блоков. Характер данных нарушений позволяет сделать вывод о возможности временного устранения или уменьшения данных потерь путем выполнения работы по герметизации швов и щелей. Указанное относится к функциям МУП «Аскар».
Довод ответчика об отсутствии оснований для компенсации морального вреда судом отклоняется.
Истец в данном случае выступает потребителем услуг, оказываемых управляющей компанией, поэтому имеет право на получение компенсации морального вреда на основании Закона Российской Федерации от 07 декабря 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Исходя из установленного судом факта нарушения прав истца, как потребителя услуг, оказываемых управляющей компанией, характера причиненных нравственных страданий, принципа разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с указанного ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, снизив размер до 5000 рублей.
Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный статьей 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, судом не установлено, суд отказывает в удовлетворении требований истца об обращении решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муратшиной С.Т. (паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>) к Муниципальному унитарному предприятию «Аскар» (ИНН 0278992157) о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Обязать МУП «Аскар» в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>:
устранить трещины по швам между крупными блоками наружных стен многоквартирного жилого дома;
устранить попадание осадков через кровлю путем ремонта участков кровли и поврежденных шиферных листов крыши многоквартирного жилого дома;
установить конек на крышу многоквартирного жилого дома;
устроить пароизоляционный слой по чердачному покрытию
устранить нарушения теплоизоляционных свойств фасадной части стены и части торцевой стены <адрес>;
обязать ответчиков исполнять обязательные, предусмотренные п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, 4.ДД.ММ.ГГГГ, п.4.ДД.ММ.ГГГГ Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил и норм, технической эксплуатации жилищного фонда»
Взыскать с МУП «Аскар» в пользу Муратшиной С.Т. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Д.К. Янузакова