Решение по делу № 2-88/2023 (2-1341/2022;) от 18.11.2022

УИД 03RS0019-01-2022-001713-85 Дело №2 - 88/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Аскарово Абзелиловского района

Республики Башкортостан                        06 марта 2023 года

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи                 Янузаковой Д.К.

при секретаре                         Кильдияровой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муратшиной С.Т. к Муниципальному унитарному предприятию «Аскар», Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Муратшина С.Т. обратилась в суд с названным иском в суд, указывая, что она проживает в <адрес>, обязательства по оплате коммунальных услуг исполняет своевременно и в полном объеме. Крыша многоквартирного дома не отремонтирована. В ее квартире на стыках потолка и стен, на стенах появилась черная плесень. Попытки убрать эту плесень и проведение косметического ремонта стен и потолков не дают должного эффекта, через непродолжительное время плесень и сырость появляются вновь. Из-за протекания крыши появляется сырость, что является причиной появления плесени. Ее неоднократные устные просьбы в МУП «Аскар» произвести ремонт крыши остались без удовлетворения. Истец обратилась письменно в прокуратуру Абзелиловского района РБ, Администрацию МР Абзелиловский район, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору, Территориальный отдел Управления Федеральной - службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, и благополучия человека по Республике Башкортостан в Белорецком, Абзелиловском, Бурзянском, Учалинском районах 22.07.2022. Согласно письму Госкомжилстроя РБ от 22.08.2022 г., установлено что МУП «Аскар» не соблюдает обязательные требования, предусмотренные и. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, 4.1.10 и п. 4.6.1.28 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». По результатам наблюдения в адрес МУП «Аскар» направлено предостережение по обеспечению устранения нарушений. Прокуратура Абзелиловского района РБ письмом от 26.08.2022 г, известила истца о проведении осмотра квартиры. В ходе осмотра доводы истца были подтверждены. В результате рассмотрения обращения в адрес директора МУП «Аскар» 25.08.2022 г, вынесено представление.

Просит обязать ответчиков исполнить обязательные требования, предусмотренные п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, 4.1.10 и п. 4.6.1.28 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, неисполнение которых привело к появлению сырости и черной плесени в <адрес>; взыскать с ответчиков в мою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В последующем истец уточнил исковые требования, просит:

обязать ответчиков устранить трещины по швам между крупными блоками наружных стен, возникших из-за осадки фундамента многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

обязать ответчиков смонтировать пароизоляционный слой по чердачному перекрытию с заведением на наружные стены более чем толщина утеплителя, сверху уложить утеплитель или минвату, устранить попадание осадков через кровлю путем ремонта участков кровли указанного выше многоквартирного жилого дома;

обязать ответчиков устранить многочисленные поврежденные шиферных листов крыши, установить конек на крышу указанного многоквартирного жилого дома;

обязать ответчиков устранить нарушения теплоизоляционных свойств фасадной части стены и части торцевой стены <адрес> указанном выше многоквартирном жилом доме;

обязать ответчиков исполнять обязательные, предусмотренные п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, 4.1.10 и п.4.6.1.28 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм, технической эксплуатации жилищного фонда» в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, неисполнение которых привело к появлению сырости и черной плесени в <адрес>;

взыскать с ответчиков в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных прав требований, на стороне истца, привлечена Халисова Г.Р.

Ответчик, некоммерческая организация фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» извещен, направил возражения по иску, согласно которым управляющая компания предоставляет гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (МКД), в том числе является ответственной и за состояние крыши, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме. Крыша есть часть общего имущества МКД, которое должно содержаться так, чтобы МКД был надежен и безопасен, в том числе безопасен для жизни и здоровья граждан и сохранности их имущества (подп. «а» п. 10 Правил № 491). Содержание общего имущества включает в себя его осмотр для скорого выявления дефектов и угроз, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации (подп. «з» п. 11 Правил № 491). Минимум работ по очистке крыши (п.7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290), который требует от УК - это проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций; проверка и очистка кровли от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), их проведение. Результаты осмотра указанного имущества оформляются актом осмотра (п. п. 11, 14 Правил № 491). Согласно п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.28 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода МКД; не допустимо увлажнение конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования. Кроме того, согласно п. 4.6.1.10 Правил и Приложению №2 к Правилам, неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение 1 суток. Подтверждения выполнения указанных работ Ответчиком МУП «Аскар» не представлено. Таким образом, в обязанности Ответчика МУП «Аскар» входит содержание и обслуживание, в том числе и периодическая очистка крыши <адрес> в <адрес> от снега и наледи, не допуская при этом накопления снега. В нарушение вышеуказанных норм, управляющая организация не обеспечила надлежащего содержания общедомового имущества, в котором находится квартира Истца, что привело к проникновению атмосферных осадков (талой воды) в квартиру Истцов. Следовательно, затопление помещения Истца произошло по причине ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей по содержанию крыши <адрес> в <адрес>. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» в обязанность такой организации входит регулярная проверка технического состояния всех конструктивных элементов и инженерных систем, определение их физического износа и необходимых для восстановления и надлежащего состояния мероприятий. Из изложенного следует, что установление фактического состояния МКД и его обследование на предмет выявления отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств и иных параметров, влияющих на безопасность возложена на собственников помещений и реализуется в соответствии с выбранным способом управления МКД. До наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД поддерживающий текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем должен проводиться управляющей организацией за счет средств, которые ежемесячно вносятся в виде платы за содержание и ремонт жилья. Согласно Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении и актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в МКД» от 27.12.2013 № 634 (далее - Программа) капитальный ремонт крыши многоквартирного <адрес> в <адрес> запланирован на период 2026-2028 года. Принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта не входит в компетенцию Регионального оператора и регламентировано определенным порядком внесения изменений в Программу. Принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта (в том числе и в случае аварийного состояния общего имущества) не входит в самостоятельную компетенцию Регионального оператора и производится в порядке, установленном федеральном и муниципальным законодательством, в соответствии со ст. 189 ЖК РФ и Программой, на основании решения общего собрания собственников МКД, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 189 ЖК РФ. Сведения о наличии в МКД по адресу: <адрес>, аварийной ситуации, требующей неотложного проведения ремонта, или о принятии собственниками МКД решения до наступления срока проведения капитального ремонта, в НОФ «Региональный оператор РБ» в соответствии с порядком, установленным федеральном и муниципальным законодательством, не поступали. Надлежащим ответчиком по делу является МУП «Аскар». Содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В последующем от данного ответчика поступили дополнительные возражения, согласно которым до наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в МЖД поддерживающий текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем должен проводиться управляющей организацией за счет средств, которые ежемесячно вносятся в виде платы за содержание и ремонт жилья. Капитальный ремонт данного дома запланирован на 2026-2028 года, ремонт фасада указанного МКД в программу не включен. Принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта и включении, изменении вида работ не входит в компетенцию Регионального оператора и регламентировано определенным порядком внесения изменений в Программу. Региональный оператор является лишь техническим исполнителем указанной программы. Решение по внесению изменений в Программу, утверждение краткосрочных планов реализации Программы и установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе и решение о переносе установленного периода проведения капитального ремонта, чем предусмотрено Программой, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.10.2016г. , принимается Комиссией по вопросам капитального ремонта, созданной при Администрации муниципального образования. В данном случае Комиссией при Администрации МР Абзелиловский район Республики Башкортостан. Таким образом, принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта (в том числе и в случае аварийного состояния общего имущества) не входит в самостоятельную компетенцию Регионального оператора и производится в порядке, установленном федеральном и муниципальным законодательством, в соответствии со ст. 189 ЖК РФ и Программой, на оснований решения общего собрания собственников МКД, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 189 ЖК РФ. Если ответчик хочет внести изменения в Региональную программу капитального ремонта с целью переноса срока проведения ремонта крыши, он обязан выполнить установленную законодательством процедуру, указанную выше. Региональный оператор не имеет отношение к затоплению, произошедшему в квартире истца. В данном случае ООО «МУП «Аскар» является надлежащим ответчиком и ответственность за соблюдение вышеуказанных норм в отношении <адрес> в <адрес> лежит на управляющей организации МУП «Аскар», осуществляющей управление домом. Содержание общедомового имущества к компетенции Регионального оператора не относится. Ни подрядной, ни обслуживающей, ни управляющей организацией Региональный оператор не является. Кроме того, отсутствует согласие остальных собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> на предъявление ответчику требования о выполнении ремонтных работ в отношении общего имущества в многоквартирном доме. Просит рассмотреть в его отсутствие.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика, МУП «Аскар», в ранее состоявшееся судебное заседание представил отзыв, согласно которому считает требования необоснованными, указывает, что фасад многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> полностью заштукатурен и окрашен, трещин, либо иных изъянов для проникновения влаги по внутрь дома на фасаде нет. Кровля жилого дома также находится в исправном состоянии, исключающее протекание, работы по техническому обслуживанию кровли и фасада проводятся своевременно при подготовки к осенне-зимнему периоду. В 2022 г. МУП «Аскар» прочистило вентканалы в вышеуказанном доме. В материалах дела отсутствуют акты совместного обследования с МУП «Аскар» кровли и фасада надзорными органами и самим истцом, которые позволили бы определить причину возникновения плесени. Появление плесени на стыках стен в зимний период возможно, как в результате недостаточной вентиляции в квартире, по причине закрытия вентканалов самим жильцами (что нередко наблюдается при обходе квартир — со слов жильцов дует), так и промерзания стен вследствие старой постройки и длительной эксплуатации жилого дома. Утепление стены дома относится к капитальному ремонту, и не входит в обязанности МУП «Аскар». При отсутствии допустимых доказательств установления причин образования плесени (в т.ч. путем исключения промерзания стены вследствие ветхости многоквартирного дома либо нарушения вентиляции в квартире) исковые требования Муратшиной подлежат оставлению без удовлетворения. Также подлежат оставлению без удовлетворения требования о компенсации морального вреда, поскольку допустимых доказательств ухудшения здоровья вследствие плесени, а не преклонного возраста, истец не предоставил.

В последующем направил заявление, согласно которому указывает, что в части требований о выполнении мероприятий, указанных в ответе Муратшиной С.Т., имеющегося в материалах дела, возражений по иску не имеет. В части компенсации морального вреда просит отказать.

Третье лицо Халисова Г.Р. не явилась, извещено надлежащим образом.

С учетом надлежащего извещения сторон, мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец, Мурташина С.Т., является собственником <адрес> Республики Башкортостан ( свидетельство о государственной регистрации права собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

МУП «Аскар» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом , расположенным по <адрес>, что сторонами не оспаривалось.

Пунктом 8.3 статьи 13 ЖК РФ определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются положениями Раздела IX Жилищного кодекса РФ.

Во исполнение требований Жилищного кодекса РФ и Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 г. N 694-з "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан", начиная с 2014 года капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на период 2014-2043 годы за счет обязательных взносов собственников помещений.

Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан сформирована из представленных администрациями муниципальных образований документов, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 г. N 634 (с изменениями от 21.10.2021 г. N 539). В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами Программа подлежит ежегодной актуализации.

Согласно данной Республиканской программы (далее - Программа) капитальный ремонт крыши многоквартирного <адрес> в <адрес> запланирован на период 2026-2028 года. Принятие решения о переносе срока проведения капитального ремонта не входит в компетенцию Регионального оператора и регламентировано определенным порядком внесения изменений в Программу.

Порядок внесения изменений в Программу, утверждение краткосрочных планов реализации Программы и установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.10.2016 г. N 459.

В соответствии с данным порядком при администрациях муниципальных образований создаются комиссии по вопросам капитального ремонта (далее - Комиссия). К компетенции Комиссии относится принятие и направление в администрацию рекомендаций, по внесению изменений в Программу, в том числе по изменению сроков проведения капитального ремонта.

Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами комиссии, присутствующими на заседании, и утверждается главой администрации или иным уполномоченным должностным лицом. Решение администрация принимает на основе решения Комиссии. Принятые администрациями решения являются основанием для внесения изменений в Программу.

Для рассмотрения на Комиссии вопроса о переносе установленного срока проведения капитального ремонта на более ранний срок, чем предусмотрено Программой, собственники помещений вышеуказанного многоквартирного дома вправе направить обращение и протокол общего собрания с принятым решением, оформленный в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в администрацию района.

Материалами дела подтверждено, что сроки капитального ремонта МКД, в котором проживает истец, остались неизменными, на настоящий момент не наступили, решение общего собрания собственников по данному вопросу отсутствует.

В свете чего требования истца к ответчику, Некоммерческой организации фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан», удовлетворению не подлежат.

Согласно статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Как следует из подпункта «б» пункта 10 указанных Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 названных Правил).

Согласно пункту 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый управляющей организацией, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

В связи с этим в обязанности управляющей организации, как установлено указанными Правилами, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, входит комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий, осуществление благоустройства домов.

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).

Таким образом, до наступления срока проведения капитального ремонта общего имущества в МКД поддерживающий текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем должен проводиться управляющей организацией, то есть ответчиком МУП «Аскар».

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей с жалобой на ненадлежащее содержание дома. Также ею были направлены обращения в администрацию МР Абзелиловский район РБ, прокурору Абзелиловского района РБ.

Согласно письму Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от ДД.ММ.ГГГГ , по ее обращению проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасно ста) с контролируемым лицом МУП «Аскар». В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) установлены признаки нарушений обязательных требований ч. 3 ст. 74 Федерального закона №248-ФЗ. МУП «Аскар» не соблюдаются обязательные требования п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, п. 4.ДД.ММ.ГГГГ, п. 4.ДД.ММ.ГГГГ Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу ДД.ММ.ГГГГ «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», установлена неисправность кровельного покрытия, наличие следов протечек с кровли, наличие следов намокания, плесени на стенах и потолочных перекрытиях <адрес> жилого <адрес>. В адрес управляющей организации МУП «Аскар» направлено предостережение по обеспечению устранения нарушений. Предостережение находится на контроле Госкомитета.

Согласно письму прокуратуры Абзелиловского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ ж-2022 выявлены многочисленные следы образования грибков и плесени, проблема возникновения грибка в квартире связана с ненадлежащим содержанием общего имущества в указанном доме, в связи с чем, прокуратурой района в адрес директора МУП «Аскар» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое находится на рассмотрении.

В ходе прокурорской проверки по обращению Муратшиной С.Т. проведена проверка деятельности МУП «Аскар», по вопросу исполнения требований федерального законодательства при предоставлении услуг и выполнении работ по содержанию, ремонту имущества многоквартирных домов, в ходе которой в ее квартире выявлены многочисленные следы образования грибков и плесени проблема возникновения грибка в квартире связана с ненадлежащим содержанием общего имущества в указанном доме, а именно в результате промерзания стен многоквартирного дома. В адрес МУП «Аскар» выставлено представление от ДД.ММ.ГГГГ № Предст-2-22, предписано представление рассмотреть с обязательным участием представителя прокуратуры района, устранить отмеченные нарушения закона и не допускать их впредь.

Согласно материалам надзорного производства ответ на настоящее представление органами прокуратуры своевременно получен не был, что явилось основанием для привлечения директора МУП «Аскар» к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ (постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ).

Ответ прокурору направлен ДД.ММ.ГГГГ, сообщено, что представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено с участием помощника прокурора ФИО6 Приняты следующие меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих: по обращению Муратшиной С.Т., проживающей по адресу <адрес>, проведен осмотр стены данного дома и предложено провести общее собрание жильцов, где определятся перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Привлечен к дисциплинарной ответственности: мастер водоканала ФИО7

Указанные выводы надзорных органов ответчиком МУП «Аскар» не оспорены в установленном порядке, ответы, представления не обжалованы, доказательств отсутствия вины суду не представлено, в связи с чем, суд находит установленным факт нарушения данным ответчиком требований п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.10, п. 4.6.1.28 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27 сентября 2003 г. № 170 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (Далее Правила).

Согласно пункту 4.10.2.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).

Пунктом 4.6.1.1. Правил установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:

исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;

защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;

воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;

обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;

чистоту чердачных помещений и освещенность;

достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;

исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;

выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 4.6.1.10, приложением №2 Правил уплотнение неисправных лежачих и стоячих фальцев кровель из листовой стали следует производить с промазкой суриком или герметиком, заделку мелких отверстий и свищей (до 5 мм) - суриковой замазкой или герметиком с армированием стеклосеткой, стеклотканью или мешковиной, а также постановкой заплат из листовой стали. Предельный срок устранения неисправностей кровли составляет 1 (одни) сутки.

В соответствии с пунктом 4.6.1.28 Правил не допустима закупорка торцов балок антисептиками, гидроизоляцией. Не допустимо увлажнение конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования. Обязательно наличие гидроизоляционного слоя между древесиной и кладкой. Для конструкций из сборного или монолитного железобетона должна быть обеспечена прочность защитного слоя, отсутствие коррозии арматуры, прогибов, трещин, выбоин в кровельных несущих конструкциях.

Из анализа приведенных норм следует, что перечисленные выше работы относятся к работам по текущему ремонту многоквартирного жилого дома, подлежащими выполнению управляющей организацией в рамках договора на управление многоквартирным жилым домом, поскольку эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

Довод ответчика, что отмеченные нарушения отсутствуют, фасад многоквартирного жилого дома заштукатурен и окрашен, трещин, кровля находится в исправном состоянии, работы по техническому обслуживанию кровли и фасада проводятся своевременно при подготовки к осенне-зимнему периоду опровергаются как приведенными выше документами, так и выводами судебной экспертизы, проведенной по настоящему делу.

Согласно заключению судебной экспертизы от 14.02.2023 № 0474/2023, выполненной ООО «Дипломат», причинами возникновения сырости и черной плесени в квартире истца являются: трещины по швам между крупными блоками наружных цен жилого дома из-за осадки фундамента, нарушение теплоизоляционных свойств фасадной стены и части торцевой стены квартиры (наибольшие потери происходят по фасадной стене: через бетонный блок над окном кухни, через бетонные блоки под окнами кухни, зала объекта исследования и с торцевой стены; через бетонные блоки под окном спальни объекта исследования); многочисленные повреждения шифровых листов, отсутствие конька, многочисленные просветы по ребрам кровли над квартирой №16, следы увлажнения стропильной системы и утеплителя, отсутствие пароизоляционного слоя по чердачному перекрытию.

В соответствии со статьей 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.

Как указано в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Представленное заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации и принципам ее проведения, в заключение эксперта, прилагаемых к нему документах и материалах содержатся достоверные сведения, оказавшие влияние на выводы экспертизы; к заключению приложены документы и материалы, послужившие основанием для выводов эксперта, приведены методики, расчеты, использованные нормативные акты и литература.

Стороны с результатами экспертизы согласились, ходатайств о назначении повторной или дополнительной не заявлено.

Согласно пункту 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами.

Поскольку стороны наделены равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, они должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий. (Определение Конституционного Суда РФ N 1642-О-О от 16 декабря 2010 года).

Со стороны ответчика допустимых доказательств, опровергающих доводы иска, не приведено.

В свете чего, суд приходит к выводу, что отмеченные в заключение эксперта причины, а именно трещины по швам между крупными блоками наружных цен жилого дома из-за осадки фундамента, многочисленные повреждения шифровых листов, отсутствие конька, многочисленные просветы по ребрам кровли над квартирой №16, следы увлажнения стропильной системы и утеплителя, отсутствие пароизоляционного слоя по чердачному перекрытию, являются следствием ненадлежащего выполнения управляющей компанией МУП «Аскар» функции по содержанию общего имущества, в том числе осмотру общего имущества, его текущему ремонту.

Истцом в уточненном иске приведены способы устранения ответчика отмеченных выше нарушений. Стороной ответчика данные способы не опровергнуты, свое видение ситуации ответчик не представал.

В свете чего, суд находит обоснованными требования истца. При этом, указание на обязательное выполнение требований п. 4.1.10 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170, суд расценивает как техническую описку, поскольку в мотивировочной части приведены положения п. 4.6.1.10 данного постановления, о нарушении именно этого пункта говорится и в переписке с надзорными органами.

При этом суд не соглашается с доводами МУП «Аскар», что нарушения теплоизоляционных свойств фасадной части стены и части торцевой стены квартиры отнесены к капитальному ремонту дома. Как следует из вышеприведенного заключения эксперта, нарушение теплоизоляционных свойств фасадной стены и части торцевой стены квартиры вызвано потерями по фасадной стене: через бетонный блок над окном кухни, через бетонные блоки под окнами кухни, зала объекта исследования и с торцевой стены; через бетонные блоки под окном спальни объекта исследования, через швы сопряжений этих бетонных блоков. Характер данных нарушений позволяет сделать вывод о возможности временного устранения или уменьшения данных потерь путем выполнения работы по герметизации швов и щелей. Указанное относится к функциям МУП «Аскар».

Довод ответчика об отсутствии оснований для компенсации морального вреда судом отклоняется.

Истец в данном случае выступает потребителем услуг, оказываемых управляющей компанией, поэтому имеет право на получение компенсации морального вреда на основании Закона Российской Федерации от 07 декабря 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Исходя из установленного судом факта нарушения прав истца, как потребителя услуг, оказываемых управляющей компанией, характера причиненных нравственных страданий, принципа разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с указанного ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, снизив размер до 5000 рублей.

Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный статьей 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, судом не установлено, суд отказывает в удовлетворении требований истца об обращении решения к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муратшиной С.Т. (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>) к Муниципальному унитарному предприятию «Аскар» (ИНН 0278992157) о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Обязать МУП «Аскар» в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>:

устранить трещины по швам между крупными блоками наружных стен многоквартирного жилого дома;

устранить попадание осадков через кровлю путем ремонта участков кровли и поврежденных шиферных листов крыши многоквартирного жилого дома;

установить конек на крышу многоквартирного жилого дома;

устроить пароизоляционный слой по чердачному покрытию

устранить нарушения теплоизоляционных свойств фасадной части стены и части торцевой стены <адрес>;

обязать ответчиков исполнять обязательные, предусмотренные п. 4.10.2.1, п. 4.6.1.1, 4.ДД.ММ.ГГГГ, п.4.ДД.ММ.ГГГГ Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил и норм, технической эксплуатации жилищного фонда»

Взыскать с МУП «Аскар» в пользу Муратшиной С.Т. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий                    Д.К. Янузакова

2-88/2023 (2-1341/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Муратшина Сакина Тимерхановна
Ответчики
Муниципальное Унитарное Предприятие "Аскар"
Некоммерческая организация фонд "Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан"
Другие
Администрация муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан
Суд
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Янузакова Д.К.
Дело на странице суда
abzelilovsky.bkr.sudrf.ru
18.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2022Передача материалов судье
23.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2022Подготовка дела (собеседование)
14.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2023Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
20.02.2023Производство по делу возобновлено
20.02.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
06.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее