Решение по делу № 2а-2673/2020 от 01.10.2020

                                                                                             дело № 2а-2673/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 ноября 2020 года                                                        город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,

помощник судьи – Кручик М.В.,

с участием:

административного истца – Костромитина А.П.,

представителя административных истцов – Максютовой Н.Д., на основании доверенности,

представителя административного ответчика – Бабенко Е.В., на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица – Пузиковой О.В., на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костромитина Александра Павловича, Костромитиной Елены Викторовны к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя, о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия,

установил:

Костромитин А.П., Костромитина Е.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным изложенного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе Костромитину Александру Павловичу и Костромитиной Елене Викторовне в переводе жилого помещения – <адрес>, общей площадью 275,3 кв.м., с кадастровым номером , в нежилое помещение, обязав рассмотреть вопрос о согласовании перевода жилого помещения в нежилое помещение по ранее поданному заявлению по существу.

Исковые требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками указанной квартиры, ДД.ММ.ГГГГ через своего представителя обратились в Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о переводе из жилого помещения в нежилое помещение. Согласно расписке все необходимые документы были предоставлены. Перепланировка и (или) переустройство для перевода указанного жилого помещения в нежилое помещение не требовались, поскольку в 2015 году собственниками были проведены строительно- ремонтные работы по объединению принадлежащих им на праве собственности квартир в одно помещение с целью последующего использования указанного помещения в качестве медицинского центра. В результате указанных строительных работ и объединения квартир 4,5 с квартирой 8, расположенных в <адрес> возник новый объект общей площадью 275,3 кв.м.

На основании решения Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на <адрес> зарегистрировано за истцами Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя. Также собственниками получен технический паспорт на квартиру.

С оспариваемым отказом истцы не согласны, поскольку административный ответчик использовал устаревшие сведения, так как <адрес> не существует ни как технического, ни как адресного объекта. Соответственно отказ на основании сведений о регистрации в несуществующем помещении, не заявленном к переводу, является необоснованным и сформированным в результате ошибок и упущений государственных органов, в том числе самого административного ответчика, за которые заявители отвечать не могут.

Также нормы частей 5-9 статьи 23 ЖК РФ не предусматривают отказа в переводе жилого помещения в нежилое в связи с отсутствием проекта переустройства и (или) перепланировки и возлагают на орган, осуществляющий перевод помещений, в случае усмотрения необходимости в проведении переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, вносить в документ, предусмотренный частью 5 статьи 23 ЖК РФ, предложение об их проведении и перечень иных работ, что и будет являться основанием проведения соответствующих переустройства и (или) перепланировки.

Выставляя требования о предоставлении проекта приспособления данного помещения для современного использования и (или) проекта сохранения объекта культурного наследия, административный ответчик неверно толкует нормы статей 40 и 44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в связи с чем вышел за рамки своих полномочий, поскольку полномочиями органа охраны объектов культурного наследия установленными статьей 45 указанного закона не наделен.

Кроме того, в ходе проведенной в рамках гражданского дела судебно-технической экспертизы эксперты пришли к выводу, что реконструкция жилого помещения выполнена в соответствии со строительными нормами и правилами, требованиями санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, угрозу жизни и здоровью граждан не создает. Из заключения судебной строительно-технической экспертизы следовало, что внешний фасад, архитектурные особенности здания – <адрес> в процессе реконструкции не изменялись.

Никаких уведомлений о получении ответов на межведомственный запрос, свидетельствующих об отсутствии документы и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещений и предложений от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставить документ и(или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 в процессе рассмотрения заявления о переводу от ДД.ММ.ГГГГ заявителям до получения отказа не поступало.

Соответственно истцы считают, что их заявление о переводе жилого помещения в нежилое административным ответчиком по существу не рассмотрено.

В судебном заседании административный истце Костромитин А.П. и представитель административных истцов заявленные требования поддержали, настаивали на удовлетворении иска.

Представитель ответчика и заинтересованного лица против удовлетворения административного иска возражали, представив письменные пояснения.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что административные истцы являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 275,3 кв.м.. право собственности зарегистрировано на основании решения Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым за ФИО9 признано право общей долевой собственности (по ? доле за каждым) на жилое помещение общей площадью 275,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из объединенных квартир ,5,8.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы через своего представителя обратились в Департамент градостроительства и архитектуры города Севастополя с заявлением о переводе указанного жилого помещения из жилого в нежилое помещение.

К заявлению, согласно расписке, были приложены следующие документы: выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; технический паспорт объекта капитального строительства; протокол общего собрания собственников с приложениями от ДД.ММ.ГГГГ; согласие на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Уведомлением о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком решено отказать в переводе спорного помещения из жилого в нежилое в связи с: несоблюдением предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий переводы помещения, а именно: перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания (согласно сведения отделения УВМ УМВД России по г.Севастополю данное помещение используется в качестве места постоянного проживания, а именно: в <адрес> зарегистрирован гражданин); непредоставлением определенных частью 2 статьи 23 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (для обеспечения использования квартир №<адрес> в качестве медицинского центра необходима разработка проекта, так как в существующем виде помещения не в полной мере соответствуют требованиям нормативных и нормативно-технических документов, предъявляемым к местам размещения организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. В частности, требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (в том числе требования к высоте и минимальным размерам помещений, системам отопления, вентиляции и кондиционированию воздуха, условиям для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения). Также отсутствие проекта не позволяет сделать вывод о соответствии переводимого помещения требованиям СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» к встроенным и встроенно-пристроенным помещениям общественного назначения, а также Региональным нормативам градостроительного проектирования города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 20.04.2017 № 317-ПП).

Также в обоснование отказа административный ответчик указывает, что для помещений, расположенных в зданиях, являющихся памятниками архитектуры, истории или культуры, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разрабатывается проект приспособления данного помещения для современного использования и (или) проект по сохранению объекта культурного наследия, согласованные соответствующим органом охраны объектов культурного наследия города Севастополя.

Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

В силу частей 1, 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

заявление о переводе помещения;

правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В силу части 4 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.

Частью 1 статьи 24 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 данного Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 названного Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 данного Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

В силу части 2 статьи 24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 указанной статьи.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в <адрес> на момент обращения представителя истцов с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое помещение была зарегистрирована ФИО7, на что есть указание в оспариваемом решении административного ответчика, что в силу положений части 4 статьи 22 ЖК РФ является препятствием для перевода жилого помещения в нежилое помещение.

В обоснование своих доводов истцы указывают, что перепланировка жилого помещения с целью размещения в нем медицинского центра не требуется, кроме того, законность произведенной реконструкции подтверждается решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

Вместе с тем, согласно указанному решению суда, за истцами признано право общей долевой собственности на жилое помещение. Тогда как доказательств того, что данное помещение соответствует требованиям для осуществления в нем медицинской деятельности ни ответчику, ни суду не представлено.

Представленное санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека таким доказательством являться не может, поскольку выдано ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия вышеуказанного решения судом. Кроме того, данное заключение выдано иному лицу и на объект по иному адресу, а именно: Обществу с ограниченной ответственностью «Медицинский семейный центр», 299011 <адрес> Российская Федерация.

Частью 6 статьи 23 ЖК РФ предусмотрено, что в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 названной статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

В соответствии с частью 8 статьи 23 ЖК РФ если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 названной статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 названной статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 данной статьи документе.

Завершение указанных в части 8 статьи 23 ЖК РФ переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9 статьи 23 ЖК РФ).

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 09.02.2017 № 98-ПП «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» жилой <адрес> отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, расположенных на территории <адрес>.

Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 11.01.2016 № 2 «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь» объект культурного наследия <данные изъяты>» (<адрес>) находится к границах исторического поселения города Севастополя и является предметом охраны как исторически ценный градоформирующий объект.

В силу части 3 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия.

Статьей 44 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (часть 1 статьи 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (часть 2 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).

Вместе с тем, доказательства выполнения требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при переводе жилого помещения в нежилое помещение с целью осуществления медицинской деятельности истцами не представлено. В Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя по вопросам предпроектных и эскизных проработок в участии архитектурно-художественного анализа памятника архитектуры и градостроительства – Жилой дом по <адрес>, оценки состояния его физической сохранности, получении разрешения на осуществление указанных работ истцы не обращались.

При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения ответчика, действия которого соответствуют положениям действующего законодательства, произведены в рамках предоставленных полномочий, решение принято в установленные законом сроки, права или интересы административных истцов нарушены не были, и об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-189, 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    решил:

в удовлетворении административного искового заявления Костромитина Александра Павловича, Костромитиной Елены Викторовны к Департаменту архитектуры и градостроительства города о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

<данные изъяты>

2а-2673/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Костромитин Александр Павлович
Костромитина Елена Викторовна
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Другие
Максютова Надежда Дмитриевна
Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Прохорчук Ольга Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация административного искового заявления
01.10.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее