Решение по делу № 2-157/2018 от 25.09.2017

Гр.дело № 2-157/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2018 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Архиповой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Атачкиной Е.А.,

с участием помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Васильевой Е.В.,

представителей ответчика ООО «Татнефть-АЗС Центр» Запаловой А.В., Вишнякова С.М., действующих на основании доверенностей от 20 февраля 2016 г. и от 18 ноября 2016 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары к администрации г.Чебоксары, ООО «Татнефть-АЗС Центр» о возложении обязанности устранить последствия загрязнения нефтепродуктами водных объектов,

установил:

Прокурор Калининского района г.Чебоксары с учетом последующего уточнения требований, обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары, ООО «Татнефть-АЗС Центр» о возложении обязанности устранить последствия загрязнения нефтепродуктами водных объектов, в частности - провести механическую очистку от нефтепродуктов водных объектов: безымянного ручья адрес а также акватории Чебоксарского водохранилища от места впадения вышеуказанного ручья на расстоянии около 15 метров от берега, провести работы по рекультивации земельного участка, загрязненного нефтепродуктами в месте утечки нефтепродуктов вместе с грунтовыми водами, а также очистку береговой линии от места впадения ручья в Чебоксарское водохранилище на расстоянии около 15 м, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Истец указал, что на территории адрес с правой стороны протекает ручей. На расстоянии 4 метра от него на протяжении 7 метров происходит утечка нефтепродуктов вместе с грунтовыми водами, которые впадают в ручей. Далее от места утечки нефтепродуктов до впадения в трубу ручей загрязнен нефтепродуктами на расстоянии около 250 метров. От места впадения ручья в Чебоксарское водохранилище, на расстоянии около 15 метров вдоль берега вниз по течению реки Волга от уреза воды до конца трубы на расстоянии около 3 метров, на акватории площадью около 25 квадратных метров, участок Чебоксарского водохранилища загрязнен нефтепродуктами. Береговая полоса от трубы вниз по течению на расстоянии 15 метров также загрязнена нефтепродуктами. В связи с загрязнением почвы погибли зеленые насаждения породы вяз в количестве 62 штук, расчет их компенсационной стоимости равен 86 322 руб. 24 коп. Ссылаясь на положения Конституции РФ, а также законодательство об охране окружающей среды, прокурор просит возложить на ответчиков как на причинителя вреда и орган местного самоуправления, являющийся собственником земельного участка, обязанность устранить последствия загрязнения.

Помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Васильева Е.В. в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, вновь привела их суду, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представители ответчика ООО «Татнефть-АЗС Центр» Запалова А.В., Вишняков С.М. в судебном заседании иск не признали, полагали, что ООО «Татнефть-АЗС Центр» не может являться надлежащим ответчиком по делу, так как располагается ниже уровня утечки, что говорит о том, что источник утечки находится в другом месте. Также указали на то, что рядом располагаются иные юридические лица, в связи с чем вина ответчика в загрязнении не является установленной.

Ответчик администрация г. Чебоксары явку представителя в суд не обеспечил, будучи извещенным. Ранее в судебных заседаниях представитель администрации г. Чебоксары иск не признавал, указал, что орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по делу, так как утечка произошла по вине ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Заслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также иных принципов.

    В соответствии со ст. 4 указанного ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

    Ст. 25 ФЗ предусматривает, что нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

    Согласно ст. 39 ВК РФ, водопользователи обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

    В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

    Ст. 12 ГК РФ к числу способов защиты гражданских прав относит, в том числе, и восстановление положения, существовавшего до нарушения права, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

    Согласно п.п. 3, 6 и 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, на которых возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Из обстоятельств дела следует, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории адрес (акт проверки на л.д. 5). При этом было выявлено следующее.

    На территории Якимовского оврага в г.Чебоксары с правой стороны протекает ручей. На расстоянии 4 метра от него на протяжении 7 метров происходит утечка нефтепродуктов вместе с грунтовыми водами, которые впадают в ручей. Далее от места утечки нефтепродуктов до впадения в трубу ручей загрязнен нефтепродуктами на расстоянии около 250 метров. От места впадения ручья в Чебоксарское водохранилище, на расстоянии около 15 метров вдоль берега вниз по течению реки Волга от уреза воды до конца трубы на расстоянии около 3 метров, на акватории площадью около 25 квадратных метров, участок Чебоксарского водохранилища загрязнен нефтепродуктами. Береговая полоса от трубы вниз по течению на расстоянии 15 метров также загрязнена нефтепродуктами. В связи с загрязнением почвы погибли зеленые насаждения породы вяз в количестве 62 штук, расчет их компенсационной стоимости равен 86 322 руб. 24 коп. (расчет на л.д. 6-7).

    В указанном районе по адресу: адрес., находится одна из нефтебаз юридическое лицо ООО «Татнефть-АЗС Центр», на земельном участке с кадастровым номером ----- который находится в частной собственности указанного юридического лица. Рядом также располагаются земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, которые загрязнены нефтепродуктами.

    В связи с выявлением данных фактов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЧР» были проведены лабораторные испытания с применением проб сточной воды на указанной территории. Также филиалом ЦЛАТИ по ЧР ФГБУ ЦЛАТИ по ПФО было проведено исследование почвы, загрязненной нефтепродуктами. В результате исследований было установлено превышение предельно допустимых показателей концентрации загрязняющих веществ (заключения на л.д. 15, 17, 19, 21, 23, 27).

    Согласно заключению общественного эксперта ФИО5 по вопросу загрязнения Якимовского оврага нефтепродуктами, загрязнение грунтовых вод на указанной территории повлекло за собой значительную токсичную химическую нагрузку на воду, почву, воздух и растительность, причинило существенный вред окружающей среде (заключение на л.д. 35-38).

    Согласно заключению Управления Росприроднадзора по ЧР от 18 июля 2017 г. (л.д. 62-69), в возникшей ситуации выявлены нарушения обязательных требований законодательства об охране окружающей среды и земельного законодательства, выразившиеся в загрязнении нефтепродуктами сточных вод и почвы земельного участка.

    Из заключения эксперта государственной экологической экспертизы профессора ЧГУ им. И.Н. Ульянова- ФИО8 следует, что территория Якимовского оврага загрязнена нефтепродуктами, единственным возможным источником загрязнения является нефтебаза, располагающаяся в этом районе.

Таким образом, факт причинения вреда окружающей среде находит свое подтверждение.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

    Также, согласно п. 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Ст. 1082 ГК РФ к числу способов возмещения вреда относит также возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи).

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся в том числе - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Таким образом, на администрации г. Чебоксары как на органе местного самоуправления лежит обязанность охраны окружающей среды и принятия своевременных мер по предупреждению ее загрязнения и по устранению последствий такового.

Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Татнефть-АЗС Центр» следует, что указанное юридическое лицо находится по адресу: адрес. При этом в районе адрес находится одна из нефтебаз ООО «Татнефть-АЗС Центр», что не оспаривали в судебном заседании представители данного юридического лица. Предметом его деятельности является, в том числе, торговля жидким топливом.

Постановлением государственного инспектора ЧР в области охраны окружающей среды Минприроды ЧР от 30 августа 2017 г. ООО «Татнефть-АЗС Центр» было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ за нарушение требований к охране водных объектов, что повлекло за собой их загрязнение. Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 20 декабря 2017 г., а также решением Верховного Суда ЧР от 06 марта 2018 г. данное постановление оставлено без изменения.

Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Тем самым, виновность ООО «Татнефть-АЗС Центр» в образовании загрязнения адрес является установленной.

В соответствии со ст. 1080 ГК РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

В соответствии с положениями п.п. 9-11 указанного выше Постановления Пленума, лица, о совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Владельцы нескольких источников повышенной опасности отвечают солидарно (пункт 3 статьи 1079 ГК РФ). Например, к солидарной ответственности могут быть привлечены владелец нефтепровода и владелец строительной техники, в результате эксплуатации которой произошел разлив нефтепродуктов.

По смыслу статьи 1064 ГК РФ, если несколько лиц действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, по общему правилу такие лица несут долевую ответственность.

Вместе с тем, в данном вопросе необходимо принять во внимание норму ст. 322 ГК РФ о природе солидарных обязательств. Так, указано, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Поскольку избранный истцом способ защиты права представляет собой неделимый предмет обязательства, ответственность следует возложить на обоих ответчиков солидарно, то есть, на администрацию города, как орган местного самоуправления и собственника загрязненной территории, а также ООО «Татнефть – АЗС Центр» как виновника произошедшей утечки нефтепродуктов и загрязнения окружающей среды.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В исковом заявлении истец просит возложить на ответчиков обязанность произвести очистку в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Вместе с тем, при решении вопроса о сроке исполнения решения суда необходимо принять во внимание погодные условия и природные свойства нефтепродуктов, объем необходимой работы. Исходя из изложенного, суд считает целесообразным установить для исполнения решения срок в 6 месяцев.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на администрацию города Чебоксары, ООО «Татнефть – АЗС Центр» провести механическую очистку от нефтепродуктов водных объектов: безымянного ручья адрес а также акватории Чебоксарского водохранилища от места впадения вышеуказанного ручья на расстоянии около 15 м от берега, провести работы по рекультивации земельного участка, загрязненного нефтепродуктами в месте утечки нефтепродуктов вместе с грунтовыми водами, а также очистку береговой линии от места впадения ручья в Чебоксарское водохранилище на расстоянии около 15 м, в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Судья                          Н.В. Архипова

Мотивированное решение суда составлено 20 марта 2018 г.

2-157/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Калининского района г. Чебоксары
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
ООО "Татнефть-АЗС Центр"
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
25.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2017Передача материалов судье
29.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2017Судебное заседание
29.11.2017Судебное заседание
22.12.2017Судебное заседание
24.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Судебное заседание
14.02.2018Судебное заседание
15.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее