Судья Слободчикова О.В. Дело № 2-1724/2016
№ 33-44/2017
25 января 2017 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Бирючковой О.А., Кошкиной М.Г.,
при секретаре Алексеенко Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, управление) в защиту неопределенного круга потребителей к открытому акционерному обществу «ОлаИнтерКом» (далее - ОАО «ОлаИнтерКом»), обществу с ограниченной ответственностью «Девелопер» о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга лиц в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, о возложении обязанности обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «ОлаИнтерКом» на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 28 октября 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., выслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области Патук Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Роспотребнадзора по Магаданской области обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей первоначально к ОАО «ОлаИнтерКом», администрации муниципального образования «Ольский городской округ» (далее - администрация МО «Ольский городской округ») о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга лиц в части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, возложении обязанности обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества.
В обоснование заявленных требований указало, что в июле 2016 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ольском районе (далее - территориальный отдел) поступило коллективное обращение от граждан, проживающих в доме <адрес>, с жалобой на неудовлетворительное качество горячей воды в системе централизованного водоснабжения.
При рассмотрении указанного обращения по результатам отбора проб, лабораторных исследований и проведенной экспертизы установлено, что вода из распределительной водопроводной сети горячего водоснабжения, используемая жителями дома <адрес>, по показателям мутности, запаху не соответствует требованиям пунктов 2.2, 3.1, 3.2, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...», пункта 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Вместе с тем, плата за потребленную воду взимается с потребителя в полном размере, как за воду надлежащего качества, что подтверждено выставляемым ОАО «ОлаИнтерКом» потребителям платежными документами за предоставляемые коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Указывает, что ОАО «ОлаИнтерКом» и администрацией МО «Ольский городской округ» не принимаются меры по обеспечению жителей дома <адрес> горячей водой, соответствующей установленным требованиям по санитарно-техническим показателям.
Определением суда от 13 октября 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена управляющая компания - общество с ограниченной ответственностью «Девелопер» (далее - ООО «Девелопер»).
Определением суда от 28 октября 2016 года прекращено производство по делу в части иска к администрации МО «Ольский городской округ» в связи с отказом истца от иска к указанному ответчику.
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 28 октября 2016 года исковые требования истца удовлетворены.
ОАО «ОлаИнтерКом» в своей апелляционной жалобе просит решение Магаданского городского суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Ссылаясь на статьи 23, 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) считает необоснованным вывод суда о несоответствии воды, используемой населением поселка <.......>, по результатам отбора проб в течение двух дней, тогда как отбор проб питьевой горячей воды должен производиться в течение календарного года.
Указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку отбор проб воды в границах ответственности ОАО «ОлаИнтерКом» не доказан.
Полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является управляющая компания ООО «Девелопер», являющаяся исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Считает незаконным возложение на ОАО «ОлаИнтерКом» обязанности довести решение суда до сведения потребителей через газету «Рассвет Севера» по мотивам необходимости дополнительных финансовых расходов для её выполнения.
В возражениях на апелляционную жалобу истец полагает постановленное судом решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, обсудив их доводы, выслушав объяснения представителя процессуального истца, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Статьей 8, пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно частям 1, 5 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона. Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.
Требования к качеству питьевой воды и порядок контроля за качеством установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24, и СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20.
Согласно пункта 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно таблице 4 показатель запаха воды по нормативу не может превышать 2 балла, показатель мутности воды по нормативу не может составлять более 1,5 мг/л (по каолину).
На основании концессионного соглашения с администрацией МО «Ольский городской округ» от 19 марта 2011 года ОАО «ОлаИнтерКом» осуществляет производство, передачу, распределение горячей и холодной (питьевой) воды и тепловой энергии для потребителей на территории муниципального образования «<.......>» (в поселке <.......> и поселке <.......>), а также предоставление услуги по водоотведению для потребителей указанных поселков (л.д. 102-112).
Предприятию передано и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения муниципальное имуществоперечисленное в приложениях №..., №... к концессионному соглашению от 19 марта 2011 года, в том числе котельная поселка <.......>, теплосети поселка <.......> (трубопровод горячей воды в ж/б лотках с вводами к муниципальному жилому фонду), теплосети поселка <.......> от ТК 16 до ТК 19 117 м, от ТК 2 до ТК 12 434 м от ТК 22.
Согласно пункта 8.3.4 договоров управления многоквартирным домом <адрес>, заключенных между ООО «Девелопер» и собственниками жилых помещений, собственники самостоятельно заключают договоры с ресурсоснабжающими организациями (л.д. 144-145, 148).
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в Ольском районе в июле 2016 года поступила жалоба от граждан, проживающих по адресу: <адрес>, на неудовлетворительное качество горячей воды в указанном доме.
04 августа 2016 года специалистом филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в Ольском районе, на контрольной точке - в подвальном помещении, тепловом узле на вводе в дом, по адресу: <адрес>, проведен отбор проб горячей воды распределительной сети.
Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в Ольском районе проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам образцов (проб) воды, отобранных в указанных точках.
Согласно экспертному заключению №... от 24 августа 2016 года, проведенному филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» в Ольском районе, горячая вода, проба которой отобрана из распределительной сети горячего водоснабжения в подвальном помещении дома <адрес>, тепловой узел на вводе в дом, по исследованным органолептическим показателям не соответствует требованиям пункта 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению систем горячего водоснабжения», пунктов 2.2, 3.1, 3.2, 3.5 таблица 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям мутности, запаху (л.д. 50-53).
В горячей водопроводной воде, отобранной на указанной точке, показатели составляют:
мутности - 25,25±5,05 мг/л (по каолину), при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/л (по каолину),
по запаху при температуре 20 градусов по Цельсию - 4 балла (запах нефтепродуктов), при гигиеническом нормативе не более 2 баллов,
по запаху при температуре 60 градусов по Цельсию - 4 балла (запах нефтепродуктов), при гигиеническом нормативе не более 2 баллов.
Данные показатели не соответствуют установленным гигиеническим нормативам в нарушение требований пунктов 2.2, 3.1, 3.2, 3.5таблица 4 СанПиН 2.1.4.1074-01, части 5 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что ОАО «ОлаИнтерКом» не является надлежащим ответчиком по делу, являются несостоятельными в силу следующего.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01, устанавливающих гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой системами водоснабжения, они предназначены, в том числе для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
ОАО «ОлаИнтерКом» является субъектом, обеспечивающим транспортировку холодной и горячей воды.
Транспортировка воды производится ОАО «ОлаИнтерКом» до границы раздела между этой транзитной организацией и управляющей компанией ООО «Девелопер».
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей водоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В рамках осуществления своей деятельности ОАО «ОлаИнтерКом» эксплуатирует систему водоснабжения, тепловые сети предприятия являются частью центральной системы горячего водоснабжения.
По смыслу пунктов 4, 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, а также, исходя из иных приведенных выше положений данного Федерального закона и материалов дела, деятельность ОАО «ОлаИнтерКом» связана с осуществлением горячего водоснабжения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения.
В силу приведенных выше положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Материалы дела не свидетельствуют об отсутствии у предприятия возможности осуществлять контроль качества воды, транспортировку которой производит.
Поскольку ОАО «ОлаИнтерКом» является организацией, обеспечивающей транспортировку горячей воды и эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и, вопреки доводам жалобы, является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении требования Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в части необходимости отбора проб горячей воды в течение календарного года не имеет отношения к существу настоящего спора, так как основанием для проверки качества горячей воды и забора проб является коллективное обращение собственников жилых помещений дома <адрес> в территориальный отдел с указанием на неудовлетворительное качество горячей воды, подаваемой через систему горячего водоснабжения.
Вопреки доводам жалобы материалами дела подтверждается взятие проб горячей воды на участке эксплуатационной ответственности ОАО «ОлаИнтерКом».
Экспертным заключением №... от 24 августа 2016 года, показаниями допрошенного в качестве специалиста К. установлено, что забор проб воды производился 04 августа 2016 года в подвальном помещении дома <адрес> из теплового узла на вводе в дом до места соединения с общедомовым прибором учета горячей воды, что в соответствии с пунктом 8 Правил № 491относится к зоне эксплуатационной ответственности ОАО «ОлаИнтерКом».
Возложение судом на ОАО «ОлаИнтерКом» обязанности довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации соответствует положениям части 2 статьи 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора по существу, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Магаданского городского суда Магаданской области от 28 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «ОлаИнтерКом» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.Н. Лобыкин
Судьи О.А. Бирючкова
М.Г. Кошкина