Решение по делу № 33-4803/2024 от 26.06.2024

Дело № 33-4803/2024

УИД 36RS0006-01-2023-008472-58

Строка № 2.219

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 июля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Бабкиной Г.Н.,

судей: Бухонова А.В., Низова И.В.,

при секретаре: Полякове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладусудьи Бабкиной Г.Н. гражданское дело № 2-531/2024 по исковому заявлению Логвинова Вадима Дмитриевича, Ноевой Елены Николаевны, Ушакова Олега Владимировича, Манаевой Софии Сергеевны, Манаева Виталия Витальевича, Дерусовой Маргариты Игоревны, Подорожней Ольги Борисовны, Егоровой Виктории Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО9, Прохорова Юрия Александровича, Бардакова Александра Алексеевича к Администрации городского округа г. Воронеж и Управлению дорожного хозяйства Администрации городского округа
г. Воронеж о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии мер к отведению сточных вод и строительству ливневой канализации,

по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Воронеж на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19 апреля 2024 года,

(судья райсуда Багрянская В.Ю.)

установила:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации городского округа
г. Воронеж и Управлению дорожного хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж, в котором просили признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Воронеж, выразившегося в непринятии мер к отведению сточных вод и строительству ливневой канализации в районе домов и земельных участков <адрес>; обязать администрацию городского округа г. Воронеж организовать отведение сточных вод в виде строительства ливневой канализации в соответствии с проектной документацией.

В обосновании заявленных требований указано, что истцы являются собственниками жилых домов и земельных участков № <адрес>. Указанные земельные участки, а также прилегающая к ним территория постоянно подтапливается ливневыми стоками, затапливается также автомобильная дорога, расположенная на <адрес>. В настоящее время водоотведение на <адрес> отсутствует. Истцы неоднократно обращались в органы муниципальной власти, вместе с тем, никаких мер к устранению затопления не принимается. В целях защиты нарушенных прав, истцы обратились в суд с настоящим иском (т.1 л.д. 4-8).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены (т.2 л.д. 164, 165- 167).

В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Воронеж просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т.2 л.д. 170, 186-191).

В письменных возражениях Жилищно-строительный кооператив «Междуречье» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Администрации городского округа г. Воронеж, действующая по доверенности с от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать.

Подорожная О.Б. и представляющая ее интересы по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ адвокат ФИО18, а также председатель ЖСК «Междуречье» ФИО19 просили решение суда оставить без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым конвертами, идентификаторами, о причинах неявки не сообщили и доказательства, подтверждающие уважительную причину неявки, не предоставили. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Воронежского областного суда в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.

Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, Логвинов В.Д., Логвинова Е.С. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 48-49).

Ноевой Е.Н. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/4 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 50-51).

Ушаков О.В. и Ушакова И.В. являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 52-55).

Манаеву В.В. и Манаевой С.С. принадлежит на праве общей совместной собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес> (т.1 л.д. 56-59).

Дерусова М.И. является собственником земельного участка, по адресу:
<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.01.2013 (т.1 л.д. 64).

Подорожней О.Б. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
(т.1 л.д. 65).

Из свидетельств о праве на наследство по закону следует, что Прохоров Ю.А. и ФИО24. являются собственниками жилого дома по адресу:
<адрес> (т.1 л.д. 66, 67).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.11.2015 Бардаков А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 68).

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из представленных в деле фотоматериалов, в настоящее время земельные участки истцов, а также прилегающая к ним территория постоянно подтапливается ливневыми стоками, затапливается также автомобильная дорога, расположенная на <адрес>. Водоотведение на <адрес> отсутствует (т.1 л.д. 26, 29-32, 70-74, 125-126, т.2 л.д. 158).

По факту подтопления земельных участков и необходимости строительства ливневой канализации на территории ЖСК «Междуречье», истцы и председатель ЖСК неоднократно обращались с заявлениями в Управу Советского района г. Воронежа (т.1 л.д. 11-15, 24-26), Управление дорожного хозяйства городского округа город Воронеж (т.1 л.д. 19, 40-41), руководителю Управления дорожного хозяйства городского округа город Воронеж (т.2 л.д. 17-18), к главе городского округа город Воронеж (т.1 л.д. 22-23), первому заместителю главы администрации по городскому хозяйству городского округа город Воронеж (т.1 л.д. 42-45, т.2 л.д. 19-22), руководителю Управления строительной политики (т.2 л.д. 30-33), губернатору Воронежской области (т.2 л.д. 52-55), однако никакие меры приняты не были. Согласно ответам на обращения, выполнение работ по строительству сетей ливневой канализации на территории ЖСК «Междуречье» в ближайшей перспективе не планируется. Данные работы включены в реестр дорожно-ремонтных мероприятий, необходимых для улично-дорожной сети городского округа город Воронеж. Возможность их реализации будет рассмотрена в перспективном периоде при выделении необходимого бюджетного финансирования (т.1 л.д. 16-18, 20-21, 27-28, 35-37, 38-39).

Из материалов дела следует, что 18.06.2021 между МКУ городского округа город Воронеж «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства» и ООО «Дорожник» был заключен муниципальный контракт № Рем-Авт-дор-21, по условиям которого, последний обязуется выполнить работы по ремонту автомобильных дорог (т.1 л.д. 218-239).

В соответствии с п.1.2 муниципального контракта работы выполняются согласно перечню объектов, указанных в техническом задании (т.1 л.д. 240). В данный перечень включена <адрес> от <адрес> до <адрес>.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела (01.05.2024) между Министерством дорожной деятельности Воронежской области и администрацией городского округа город Воронеж было заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету городского округа город Воронеж (т.1 л.д. 183-186).

В соответствии с п.1 предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2024 году/2025-2026 годах бюджету городского округа город Воронеж субсидий на развитие улично-дорожной сети административного центра Воронежской области городского округа город Воронеж в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

В перечень мероприятий, в целях, финансирования которых предоставляется субсидия включена, в том числе разработка проектно-сметной документации на строительство объекта «Ливневая канализация по <адрес> в <адрес>» (т.1 л.д. 187-188).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 6, 16, 17 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года № 154, положениями ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», установив, что обустройство системы водоотведения, обеспечивающее отвод ливневых сточных вод, образующихся в районе домов и земельных участков <адрес> должным образом администрацией городского округа г. Воронеж, как органом, наделенным полномочиями в области надлежащей организации водоотведения не организовано, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в обжалуемом судебном акте.

Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация городского округа г. Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает не состоятельным.

Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В пунктах 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ от
7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно части 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено понятие канализационной сети - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети. Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия».

Исходя из вышеприведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

Администрация городского округа г. Воронеж правильно определена судом в качестве органа местного самоуправления, на котором лежит обязанность по решению вопросов водоотведения на территории города Воронеж. Выводы суда о надлежащем лице, обязанном устранить согласуются с положениями подпункта 4 статьи 14 Устава городского округа город Воронеж, согласно которому к вопросам местного значения относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; (в ред. решения Воронежской городской Думы от 27.03.2013 N 1109-III).

Не могут являться основаниями к отмене судебного решения и доводы ответчика относительно недостаточного срока для исполнения решения, поскольку указанный срок является разумным с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов.

Кроме того, администрация городского округа г. Воронеж не лишена возможности в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться с обоснованным заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.

Доводы жалобы о том, что решение суда неисполнимо в установленный судом срок, в том числе в связи с отсутствием финансирования, также не могут быть приняты судебной коллегий во внимание, поскольку установлено, что администрацией городского округа г. Воронеж своевременно не приняты достаточные меры по надлежащему содержанию спорной дороги и <адрес>, что нарушает права истцов на безопасное передвижение, нарушает их права как собственников, т.к. постоянное подтопление придомовых участков, дороги приводит к порче жилых домов, прилегающей дороги.

Каких-либо доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, настоящая апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу. По существу доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Иными лицами по другим основаниям решение суда не обжалуется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь требованиями ст.ст. 327- 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Воронеж – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 19.07.2024.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Дело № 33-4803/2024

УИД 36RS0006-01-2023-008472-58

Строка № 2.219

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 июля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего: Бабкиной Г.Н.,

судей: Бухонова А.В., Низова И.В.,

при секретаре: Полякове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладусудьи Бабкиной Г.Н. гражданское дело № 2-531/2024 по исковому заявлению Логвинова Вадима Дмитриевича, Ноевой Елены Николаевны, Ушакова Олега Владимировича, Манаевой Софии Сергеевны, Манаева Виталия Витальевича, Дерусовой Маргариты Игоревны, Подорожней Ольги Борисовны, Егоровой Виктории Владимировны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО9, Прохорова Юрия Александровича, Бардакова Александра Алексеевича к Администрации городского округа г. Воронеж и Управлению дорожного хозяйства Администрации городского округа
г. Воронеж о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии мер к отведению сточных вод и строительству ливневой канализации,

по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Воронеж на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19 апреля 2024 года,

(судья райсуда Багрянская В.Ю.)

установила:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации городского округа
г. Воронеж и Управлению дорожного хозяйства Администрации городского округа г. Воронеж, в котором просили признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Воронеж, выразившегося в непринятии мер к отведению сточных вод и строительству ливневой канализации в районе домов и земельных участков <адрес>; обязать администрацию городского округа г. Воронеж организовать отведение сточных вод в виде строительства ливневой канализации в соответствии с проектной документацией.

В обосновании заявленных требований указано, что истцы являются собственниками жилых домов и земельных участков № <адрес>. Указанные земельные участки, а также прилегающая к ним территория постоянно подтапливается ливневыми стоками, затапливается также автомобильная дорога, расположенная на <адрес>. В настоящее время водоотведение на <адрес> отсутствует. Истцы неоднократно обращались в органы муниципальной власти, вместе с тем, никаких мер к устранению затопления не принимается. В целях защиты нарушенных прав, истцы обратились в суд с настоящим иском (т.1 л.д. 4-8).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 19 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены (т.2 л.д. 164, 165- 167).

В апелляционной жалобе администрация городского округа г. Воронеж просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т.2 л.д. 170, 186-191).

В письменных возражениях Жилищно-строительный кооператив «Междуречье» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Администрации городского округа г. Воронеж, действующая по доверенности с от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать.

Подорожная О.Б. и представляющая ее интересы по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ адвокат ФИО18, а также председатель ЖСК «Междуречье» ФИО19 просили решение суда оставить без изменений, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым конвертами, идентификаторами, о причинах неявки не сообщили и доказательства, подтверждающие уважительную причину неявки, не предоставили. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Воронежского областного суда в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы.

Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, Логвинов В.Д., Логвинова Е.С. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 48-49).

Ноевой Е.Н. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/4 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 50-51).

Ушаков О.В. и Ушакова И.В. являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 52-55).

Манаеву В.В. и Манаевой С.С. принадлежит на праве общей совместной собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес> (т.1 л.д. 56-59).

Дерусова М.И. является собственником земельного участка, по адресу:
<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.01.2013 (т.1 л.д. 64).

Подорожней О.Б. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
(т.1 л.д. 65).

Из свидетельств о праве на наследство по закону следует, что Прохоров Ю.А. и ФИО24. являются собственниками жилого дома по адресу:
<адрес> (т.1 л.д. 66, 67).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.11.2015 Бардаков А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 68).

Как установлено судом первой инстанции и усматривается из представленных в деле фотоматериалов, в настоящее время земельные участки истцов, а также прилегающая к ним территория постоянно подтапливается ливневыми стоками, затапливается также автомобильная дорога, расположенная на <адрес>. Водоотведение на <адрес> отсутствует (т.1 л.д. 26, 29-32, 70-74, 125-126, т.2 л.д. 158).

По факту подтопления земельных участков и необходимости строительства ливневой канализации на территории ЖСК «Междуречье», истцы и председатель ЖСК неоднократно обращались с заявлениями в Управу Советского района г. Воронежа (т.1 л.д. 11-15, 24-26), Управление дорожного хозяйства городского округа город Воронеж (т.1 л.д. 19, 40-41), руководителю Управления дорожного хозяйства городского округа город Воронеж (т.2 л.д. 17-18), к главе городского округа город Воронеж (т.1 л.д. 22-23), первому заместителю главы администрации по городскому хозяйству городского округа город Воронеж (т.1 л.д. 42-45, т.2 л.д. 19-22), руководителю Управления строительной политики (т.2 л.д. 30-33), губернатору Воронежской области (т.2 л.д. 52-55), однако никакие меры приняты не были. Согласно ответам на обращения, выполнение работ по строительству сетей ливневой канализации на территории ЖСК «Междуречье» в ближайшей перспективе не планируется. Данные работы включены в реестр дорожно-ремонтных мероприятий, необходимых для улично-дорожной сети городского округа город Воронеж. Возможность их реализации будет рассмотрена в перспективном периоде при выделении необходимого бюджетного финансирования (т.1 л.д. 16-18, 20-21, 27-28, 35-37, 38-39).

Из материалов дела следует, что 18.06.2021 между МКУ городского округа город Воронеж «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства» и ООО «Дорожник» был заключен муниципальный контракт № Рем-Авт-дор-21, по условиям которого, последний обязуется выполнить работы по ремонту автомобильных дорог (т.1 л.д. 218-239).

В соответствии с п.1.2 муниципального контракта работы выполняются согласно перечню объектов, указанных в техническом задании (т.1 л.д. 240). В данный перечень включена <адрес> от <адрес> до <адрес>.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела (01.05.2024) между Министерством дорожной деятельности Воронежской области и администрацией городского округа город Воронеж было заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету городского округа город Воронеж (т.1 л.д. 183-186).

В соответствии с п.1 предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2024 году/2025-2026 годах бюджету городского округа город Воронеж субсидий на развитие улично-дорожной сети административного центра Воронежской области городского округа город Воронеж в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

В перечень мероприятий, в целях, финансирования которых предоставляется субсидия включена, в том числе разработка проектно-сметной документации на строительство объекта «Ливневая канализация по <адрес> в <адрес>» (т.1 л.д. 187-188).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 6, 16, 17 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года № 154, положениями ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», установив, что обустройство системы водоотведения, обеспечивающее отвод ливневых сточных вод, образующихся в районе домов и земельных участков <адрес> должным образом администрацией городского округа г. Воронеж, как органом, наделенным полномочиями в области надлежащей организации водоотведения не организовано, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в обжалуемом судебном акте.

Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация городского округа г. Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает не состоятельным.

Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от
6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В пунктах 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ от
7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно части 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено понятие канализационной сети - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети. Содержание термина «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия».

Исходя из вышеприведенных норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

Администрация городского округа г. Воронеж правильно определена судом в качестве органа местного самоуправления, на котором лежит обязанность по решению вопросов водоотведения на территории города Воронеж. Выводы суда о надлежащем лице, обязанном устранить согласуются с положениями подпункта 4 статьи 14 Устава городского округа город Воронеж, согласно которому к вопросам местного значения относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; (в ред. решения Воронежской городской Думы от 27.03.2013 N 1109-III).

Не могут являться основаниями к отмене судебного решения и доводы ответчика относительно недостаточного срока для исполнения решения, поскольку указанный срок является разумным с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов.

Кроме того, администрация городского округа г. Воронеж не лишена возможности в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться с обоснованным заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.

Доводы жалобы о том, что решение суда неисполнимо в установленный судом срок, в том числе в связи с отсутствием финансирования, также не могут быть приняты судебной коллегий во внимание, поскольку установлено, что администрацией городского округа г. Воронеж своевременно не приняты достаточные меры по надлежащему содержанию спорной дороги и <адрес>, что нарушает права истцов на безопасное передвижение, нарушает их права как собственников, т.к. постоянное подтопление придомовых участков, дороги приводит к порче жилых домов, прилегающей дороги.

Каких-либо доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, настоящая апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу. По существу доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Иными лицами по другим основаниям решение суда не обжалуется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь требованиями ст.ст. 327- 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 19 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Воронеж – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 19.07.2024.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-4803/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Логвинов Вадим Дмитриевич
Дерусова Маргарита Игоревна
Подорожняя Ольга Борисовна
Манаева София Сергеевна
Ноева Елена Николаевна
Прохоров Юрий Александрович
Бардаков Александр Алексеевич
Ушаков Олег Владимирович
Манаев Виталий Витальевич
Егорова Виктория Владимировна, действующая в интересах несовершеннолетнего Прохорова Ильи Александровича
Информация скрыта
Ответчики
Управление дорожного хозяйства администрации городского округа г. Воронеж
Администрация городского округа г.Воронеж
Другие
МКУ Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства
ООО Дорожник
ЖСК Междуречье
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
26.06.2024Передача дела судье
11.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Передано в экспедицию
11.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее