Решение по делу № 2а-1158/2021 от 06.09.2021

Дело №2а-1158/2021                                                                              

УИД 07RS0004-01-2021-002740-11

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

г. Чегем                                                                                                            01 ноября 2021 года

Чегемский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - судьи Кумыковой Ж.Б.,

при секретаре судебного заседания - Шереужевой Л.Ж.,

рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению Шогенова А.М. к местной администрации Чегемского муниципального района КБР, заместителю главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР Псунокову Т.А. о признании отказа незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Шогенов А.М. обратился в суд с административным иском к местной администрации Чегемского муниципального района КБР, зам. главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР Псунокову Т.А. о признании отказа незаконным и возложении обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что, административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 61326 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: выпас сельскохозяйственных животных, расположенный по адресу: <адрес> на юго-запад от западной границы населенного пункта, что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Срок действия указанного договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ по 0ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.3 договора). С целью возведения здания на содержание сельскохозяйственных животных на время выпаса, подготовив соответствующий проект, административный истец Шогенов А.М. направил заявление в администрацию о выдаче разрешения на строительство, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выдаче разрешения на строительство с указанием на несоответствие заявленного объекта капитального строительства целевому назначению земельного участка. С данным решением он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, в связи с тем, что виды разрешенного использования для земель сельскохозяйственного назначения определены классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, где под животноводством подразумевается осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Таким образом, на участках, предназначенных под выпас сельскохозяйственных животных разрешается возведение зданий и строений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных. Отказ ответчика препятствует ему в использовании арендуемого земельного участка по назначению и ущемляет его права как арендатора.

От административного истца Шогенова А.М.. извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Административные ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд своих представителей не направили, о причинах неявки не уведомили.

Суд в соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Шогенову А.М. в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 61326 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: выпас сельскохозяйственных животных, расположенный по адресу: <адрес>. на юго-запад от западной границы населенного пункта.

Срок действия указанного договора, в соответствии с пунктом 1.3, установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, административный истец подготовил соответствующий проект и обратился в адрес административного ответчика с заявлением о выдаче разрешения на строительство животноводческой фермы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ местная администрация Чегемского муниципального района КБР отказала в выдаче разрешения на строительство с указанием на несоответствие заявленного объекта капитального строительства целевому назначению земельного участка.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально¬-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома.

Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим.

Согласно статьям 48, 51 ГрК РФ публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе.

В силу частей 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной выше статьи, либо их несоответствии требованиям закона (часть 13 этой же статьи).

Как следует из материалов дела, Шогенову А.М. отказано в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что целевое назначение земельного участка не соответствует заявленному виду объекта капитального строительства. Однако такой отказ не соответствует статье 51 ГрК РФ, поскольку подобное основание в ней не указано.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить следующее.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 N 61482) для земельных участков с разрешенным видом использования - сельскохозяйственное использование включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, административный ответчик не принял во внимание, что градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны "ведение сельского хозяйства" с установлением основного вида разрешенного использования "выпас сельскохозяйственных животных" может предусматривать возможность размещения зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, что не противоречит нормам федерального законодательства и не лишает административного истца права на использование арендуемого им земельного участка, в том числе, на возведение зданий для содержания сельскохозяйственных животных на время выпаса.

Вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен лишь в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно пункту 17 статьи 39.8 Земельного кодекса внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.

Земельный участок с кадастровым номером был предоставлен Шогенову А.М. без проведения торгов, что допускает возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка, с последующим внесением соответствующих изменений в договор аренды.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.4 договора аренды земельного участка, заключенного между сторонами ДД.ММ.ГГГГ на арендуемом земельном участке запрещается возводить капитальные строения и сооружения, однако в пункте 4.1.4 договора аренды земельного участка указано, что арендатор имеет право с письменного согласия арендодателя возводить временные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением арендуемого земельного участка с соблюдением правил застройки. Данные пункты договора, по мнению суда, являются взаимоисключающими и противоречащими друг друга. В соответствии с пунктом 4.1.4 договора аренды земельного участка, истец и обратился с соответствующим заявлением, между тем, административные ответчики, по сути, должным образом заявление Шогенова А.М. в установленном порядке не рассмотрели, чем нарушили его права, соответственно, обжалуемый отказ является незаконным.

По той причине, что административные ответчики по существу упомянутое выше заявление административного истца не рассмотрели и фактических обстоятельств, из которых можно было бы судить о наличии или отсутствии предусмотренных нормами материального права оснований для выдачи разрешения на строительство или отказа в нём, в оспариваемом письме не привели, на орган местного самоуправления, в силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, подлежат возложению обязанности, как по повторному рассмотрению его заявления с приложенными к нему документами в течение пяти дней со дня вступления решения в законную силу с устранением допущенных нарушений, так и по направлению в суд и этому гражданину сообщения об исполнении решения суда на следующий день после такого его исполнения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,                                               

р е ш и л :

Административный иск Шогенова А.М. к местной администрации Чегемского муниципального района КБР, заместителю главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР Псунокову Т.А. о признании отказа незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным отказ местной администрации Чегемского муниципального района КБР в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме заместителя главы местной администрации Чегемского муниципального района КБР Псунокова Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать местную администрацию Чегемского муниципального района КБР повторно рассмотреть заявление Шогенова А.М. о выдаче разрешения на строительство с приложенными документами в течение пяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу и устранить допущенные нарушения прав административного истца.

Сообщение об исполнении решения подлежит направлению местной администрацией Чегемского муниципального района КБР в Чегемский районный суд КБР на следующий день после такого его исполнения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР через Чегемский районный суд КБР в течение месяца со дня его принятия.

                               Председательствующий -/подпись/

Копия верна:     

Судья                                                                                    Ж.Б. Кумыкова

2а-1158/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шогенов Анатолий Мухамедович
Ответчики
Администрация г.п.Чегем
Администрация Чегемского муниципального района
Суд
Чегемский районный суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Кумыкова Ж.Б.
Дело на странице суда
chegemsky.kbr.sudrf.ru
06.09.2021Регистрация административного искового заявления
06.09.2021Передача материалов судье
07.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2021Судебное заседание
01.11.2021Судебное заседание
01.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее