ДЕЛО № 2-3018/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года Железнодорожный районный суд города Барнаула в составе:
председательствующего Филипповой О.В.
при секретаре Оленберг О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Клюшнева А.А. к КГКУ «Региональное жилищное управление» о возложении обязанности предоставить жилое помещение
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд в интересах Клюшнева А.А. с иском к КГКГ «Региональное жилищное управление», просил обязать КГКУ «Региональное жилищное управление» предоставить Клюшневу А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту регистрации в г. Барнауле Алтайского края общей площадью не менее 33 кв. м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью не менее 28 кв. м.
В обоснование требований указал, что Клюшнев А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Клюшнев А.Н. и мать Белых М.А. решением Кытмановского районного суда Алтайского края лишены родительских прав. Согласно информации КГКГ «Региональное жилищное управление» ФИО1 включен в единый краевой список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Жилое помещение ФИО1 до настоящего времени не предоставлено.
Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 8, 17.1 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" просил обязать ответчика предоставить по договору найма специализированное жилое помещение.
В ходе судебного разбирательства от прокурора Железнодорожного района г. Барнаула поступило заявление об отказе от иска.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ процессуального истца прокурора Железнодорожного района г. Барнаула от иска. Производство по делу в данной части прекращено.
В силу ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Истец Клюшнев А.А. в судебном заседании на иске настаивал.
Представитель ответчика КГКУ «Региональное жилищное управление» в судебное заседание не явилась, извещена в установленном законом порядке. В письменных возражениях, указала на отсутствие оснований для удовлетворения иска в связи с исключением истца из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Также просила учесть намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий.
Третье лицо администрация Тальменского района Алтайского края в судебное заседание своих представителей не направила, извещена надлежаще.
Поскольку истец Клюшнев А.А. не заявил об отказе от иска, суд полагает необходимым рассмотреть дело по существу с вынесением решения.
Суд в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Клюшнев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Отец ФИО3 и мать ФИО4 решением Кытмановского районного суда Алтайского края лишены родительских прав..
Постановлением администрации Кытмановского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 помещен в дом ребенка на полное государственное обеспечение.
Постановлением администрации Кытмановского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на районный регистрационный учет по получению жилплощади детей-сирот и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно проживающих на территории района.
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на <адрес> в р.<адрес>, площадью 36,3 кв.м., ДД.ММ.ГГГГ квартира продана.
ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью 27,3 кв.м. по <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанное имущество ФИО1 прекращено на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истец продал принадлежащий ему 4 жилой дом по <адрес> в <адрес> ФИО5.
Приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом КГКУ «Региональное жилищное управление» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного федерального закона (то есть до 1 января 2013 г.).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Таким образом, обеспечение детей-сирот, не имевших закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет.
При указанных обстоятельствах истец утратил право на обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и, поскольку в 2011 году истец приобрел на праве собственности жилое помещение, реализовал его в 2012 году, приобрел в 2012 году дом, реализовал его в 2013 году, то есть уже в совершеннолетнем возрасте, то есть с момента достижения им 18 лет до 23 лет он был обеспечен жилой площадью, которая превышала установленную норму. Дальнейшее отчуждение по договору купли-продажи жилого помещения указывает на намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий.
Таким образом, поскольку на момент достижения 18 лет истец был обеспечен жилым помещением, то он утратил право на получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а потому не имелось оснований для последующей его постановки на учет в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а потому правомерно был снят с такого учета. Такие выводы суда соответствуют правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации (определение от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ16-30).
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Кроме того, поскольку истец намеренно ухудшил свои жилищные условия в мае 2013 года, по истечении 5 лет с этого времени истец уже достиг 23-ти летнего возраста, а потому у ответчика также отсутствует обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.
Факт намеренного ухудшения своих жилищных условий подтверждается действиями по заключению договора купли-продажи, а также пояснениями самого истца, который указывал на то, что право собственности на вышеназванное жилое помещение им было реализовано с целью получения жилья от государства.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к КГКУ «Региональное жилищное управление» о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в апелляционном порядке.
Судья О.В. Филиппова