РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск 05 августа 2022 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Щербаковой А.В.,
при секретаре Березиковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-184/2022 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Группа «Илим», администрации Харанжинского сельского поселения об обязании осуществить работы по очистке земель лесного фонда от захламления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к АО «Группа «Илим» об обязании в срок не позднее 1 года со дня вынесения решения суда провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза на лицензированный полигон твердых бытовых отходов, отходов потребления в объеме, зафиксированном по результатам обследования, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда, расположенных по следующим адресам:
- Братское лесничество, Маральское участковое лесничество, Маральская дача, квартал 63, выдел 9, на площади 2,5 га в объеме 80м3. Географические координаты участка №55024.40` северной широты Е 101052.30` восточной долготы:
- Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Тарминская дача, квартал 3, выдел 65, на площади 0,02 га в объеме 20 м3. Географические координаты участка №56001`19.5`` северной широты Е 1010`09`29.1`` восточной долготы.
27.01.2022 прокурор Братского района уточнил исковые требования, заявленные в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просит обязать АО «Группа «Илим» в срок не позднее 1 года со дня вынесения решения суда провести мероприятия по очистке от захламления путем вывоза на лицензированный полигон твердых бытовых отходов (ТБО) отходов потребления в объеме, зафиксированном по результатам обследования, незаконно размещенных на земельном участке, отнесенного к категории земель лесного фонда, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Тарминская дача, квартал 3, выдел 65, зафиксированный объем отходов потребления - 20 м3, площади захламления – 0,02 га, географические координаты земельного участка №56001`19.5`` северной широты Е 1010`09`29.1`` восточной долготы.
Кроме того, истец просит обязать администрацию Харанжинского сельского поселения в срок не позднее 1 года со дня вынесения решения суда провести мероприятия по очистке от захламления путем вывоза на лицензированный полигон твердых бытовых отходов (ТБО) отходов потребления в объеме, зафиксированном по результатам обследования незаконно размещенных на земельном участке, отнесенного к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности иного специального назначения, расположенного на границах земельного участка с кадастровым номером 38:02:190501:648, по адресу: Иркутская область, Братский район, 350м северо-западнее п.Харанжино в границах географических координат №55024.40` северной широты Е 101052.30` восточной долготы, на котором зафиксировано наличие размещенных на площади 0,3га отходов потребления в объеме 80 м3.
Определением суда от 25.07.2022 принят отказ прокурора Братского района от исковых требований к ответчику АО «Группа «Илим» в части требований об обязании в срок не позднее 1 года со дня вынесения решения суда провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза на лицензированный полигон твердых бытовых отходов (ТБО) отходов потребления в объеме, зафиксированном по результатам обследования, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда, расположенных по адресу: Братское лесничество, Маральское участковое лесничество, Маральская дача, квартал 63, выдел 9, на площади 2,5 га в объеме 80м3. Географические координаты участка №55024.40` северной широты Е 101052.30` восточной долготы; производство по гражданскому делу № 2-184/2022 в указанной части исковых требований прекращено.
В обоснование уточненного иска прокурор Братского района указал, что прокуратурой района по результатам осуществления надзорных функций в сфере природоохранного законодательства, в деятельности АО «Группа «Илим» установлены нарушения требований закона, выразившиеся в несанкционированном размещении отходов потребления на земельных участках, расположенных на землях государственного лесного фонда на границах Братского лесничества. В рамках установления фактов несанкционированного размещения на землях государственного лесного фонда прокуратурой из территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству была затребована информация о местах несанкционированного размещения отходов потребления на земельных участках, расположенных на землях государственного лесного фонда в границах лесничества, о результатах обследования данных земельных участков. По результатам актуализации сведений о местах несанкционированного размещения отходов потребления на лесных участках, расположенных на границах Братского лесничества, обозначенным управлением в прокуратуру представлены акты, составленные инспекторами отделов участковых лесничеств управления по результатам обследования лесных участков, на которых зафиксировано размещение отходов: лесной участок, расположенный по адресу: Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Тарминская дача, квартал 3, выдел 65, зафиксированный объем отходов потребления - 20 м3, площади захламления – 0,02 га, географические координаты земельного участка №56001`19.5`` северной широты Е 1010`09`29.1`` восточной долготы. Акт обследования от 23.07.2021, фототаблица. Лесной участок, на котором обнаружена свалка отходов потребления, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью. Лесной участок обременен правами по договору аренды лесного участка №14 от 18.12.2008, переданного АО «Группа «Илим». Заготовка древесины по договорам ведется АО «Группа «Илим» в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительные заключения государственной экспертизы. Периодом выявленного нарушения, выразившегося в захламлении отходами потребления лесного участка, расположенного по адресу: Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Тарминская дача, квартал 3, выдел 65, согласно информации, представленной администрацией Тарминского сельского поселения, является 2019 год. Данный период указывает на возникновение свалок после передачи лесных участков в аренду ответчику. Прокуратурой в адрес филиала АО «Группа «Илим» в Братском районе внесено представление об устранении нарушений закона, в котором изложены требования о проведении мероприятий по очистке лесных участков от захламления отходами потребления. В направленном ответчиком в прокуратуру ответе изложено о невозможности ликвидировать указанные в представлении несанкционированные места размещения отходов потребления за счет собственных сил, поскольку организация такой деятельности входит в полномочия министерства лесного комплекса Иркутской области посредством исполнения государственного задания подведомственными учреждениями.
Кроме того, 19.01.2022 прокуратурой района с участием представителями территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, АО «Группа «Илим», администрацией Харанжинского муниципального образования осуществлен выезд на земельный участок, на котором зафиксировано несанкционированное складирование отходов потребления, расположенный на территории Харанжинского МО в границах координат №55024.40` северной широты Е 101052.30` восточной долготы. По результатам обследования земельного участка, расположенного в указанных границах географических координат зафиксировано наличие размещенных на площади 0,3 га отходов потребления в объеме 80м3, просматриваемых под снежным покровом. Данный земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером 38:02:190501:648, который в соответствии с выпиской ЕГРН имеет категорию земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности иного специального назначения, площадью 3000 м3, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, 350м северо-западнее п. Харанжино. Установлено, что земельный участок используется администрацией Харанжинского сельского поселения для размещения места (площадки) накопления ТКО на основании договора безвозмездного пользования №20 от 09.07.2021, заключенного с муниципальным образованием «Братский район». Так, согласно п.1.1 Договора администрации Харанжинского сельского поселения в безвозмездное пользование передан земельный участок категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель обороны, безопасности иного специального назначения, кадастровый номер 38:02:190501:648, площадь 3000м3, местоположение: Иркутская область, Братский район, 350м северо-западнее п. Харанжино, для размещения места (площадки) накопления ТКО. В соответствии с п.2.1 договора срок использования земельного участка установлен с 09.07.2021 по 07.07.2022. Земельный участок передан администрации Харанжинского сельского поселения по акту приема-передачи 09.07.2021. Таким образом, фактически установлено, что земельный участок, расположенный в границах географических координат №55024.40` северной широты Е 101052.30` восточной долготы, на котором зафиксировано наличие размещенных на площади 0,3 га отходов потребления в объеме 80 м3, не относится к землям государственного лесного фонда, имеет иную категорию, и в отношении которого установлено право пользования иным субъектом – администрацией Харанжинского сельского поселения. В силу изложенных обстоятельств, субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, является администрация Харанжинского сельского поселения. В свою очередь, обязанность администрации Харанжинского сельского поселения по проведению мероприятий по очистке от захламления земельного участка от отходов потребления предписана законом. На 2021 год и истекший 2022 года между администрацией Харанжинского сельского поселения и администрацией МО «Братский район» не заключалось соглашение о передаче осуществления части своих полномочий, в котором бы поселение передало, а район принял на себя осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО, в том числе, полномочий по ведению реестра, обустройству и содержанию мест (площадок) накопления ТКО. Соответственно, администрация Харанжинского сельского поселения отвечает за организацию деятельности по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, а также по очистке территории участка от захламления. В том числе, обязанность администрации Харанжинского сельского поселения по содержанию земельных участков с соблюдением требований экологической безопасности, предписана условиями договора.
В судебном заседании заместитель Братского районного прокурора Крашковец О.А. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.
Представитель ответчика – АО «Группа Илим» - Суздалев В.В., действующий на основании доверенности от 19.04.2021, в письменном отзыве на исковое заявление и в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, а также на осуществление регионального государственного экологического надзора, является министерство лесного комплекса Иркутской области. Проведение мероприятий по очистке лесов от захламления в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области по охране и защите лесов. В соответствии с п.18 Постановления Правительства №1156 от 12.11.2016 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. АО «Группа «Илим» не является собственником лесного участка, на котором обнаружено несанкционированное место размещения ТКО. Как следует из материалов дела, уполномоченным органом – территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству какие-либо контрольные мероприятия не проводились, распоряжений на проведение таких мероприятий не издавалось. Таким образом, доказательства размещения несанкционированной свалки получены с нарушением требований федерального законодательства и не могут служить основаниями для вынесения решения. Как указано в тексте иска, выявлены свалки отходов потребления, тогда как в актах обследования лесов указано, что свалки состоят из бытовых коммунальных отходов. Ликвидация рассматриваемой несанкционированной свалки ТКО должна осуществляться силами регионального оператора. Пунктами 16 и 17 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 обязанность ликвидации несанкционированной свалки ТКО возложена только на собственника земельного участка а при его отказе на регионального оператора за счет последующего выставления расходов собственнику. При этом установленный порядок ликвидации несанкционированных свалок ТКО не допускает участие в удалении отходов арендаторов лесного участка. Лесной кодекс не содержит обязанностей арендатора лесного участка ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, в том числе ТКО. Доказательств неисполнения обязанностей арендатора лесного участка, в том числе в предусмотренных ст.13 и ст.42 ЗК РФ в судах по рассматриваемым делам истцами не представлено. Факт наличия несанкционированной свалки отходов производства и потребления по вине третьих, неустановленных лиц, не может свидетельствовать о неисполнении обязанностей по ненадлежащему проведению мероприятий по охране земель, поскольку арендатором лесного участка АО «Группа «Илим» в полном объеме и в соответствии с законом выполнены все обязанности, предусмотренные договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов, а совершение административного правонарушения по захламлению участка лесного фонда отходами производства и потребления должно влечь ответственность виновных в его совершении лиц, ликвидация последствий должна проводиться в порядке, специально установленном законодательством РФ с возложением расходов на лиц, причинивших вред и, в случае их не установления, на собственника земельного участка – ТУ Росимущества в Иркутской области при несанкционированном складировании ТКО, а при несанкционированном размещении отходов производства, в порядке реализации государственных и муниципальных программ ликвидации накопленного ущерба окружающей среде.
Представитель ответчика – Администрации Харанжинского сельского поселения, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассматривать дело в отсутствие ответчика.
Представитель третьего лица – Администрации Тарминского сельского поселения, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просит рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Министерства лесного комплекса Иркутской области, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица – Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица – Территориального управления Росимущества, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица – ООО «Региональный северный оператор», в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы искового заявления с учетом уточненных требований, письменных отзывов на иск, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, обращаясь в суд с иском в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации Братский межрайонный природоохранный прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10января2002года N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с ч. 1. ст. 11 Федерального закона от 10января2002года N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Частью 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочего размещение отходов производства и потребления.
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ «Об отходах производства и потребления») допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст (далее ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Несанкционированная свалка подлежит ликвидации.
Лесное законодательство согласно п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем, управление и охрана названных участков относятся к ведению РФ. В рамках дискреционных полномочий федерального законодателя органам государственной власти субъектов Федерации передано осуществление отдельных полномочий РФ.
В соответствии с пп. 7 п. 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (далее по тексту Положение) к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны и защиты лесов.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающими правами юридического лица (п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп).
В соответствии с п.1 Положения о территориальном управлении Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мпр, территориальное управление является территориальным подразделением по управлению в сфере использования, охраны, защиты лесов.
Реализация переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных статьей 83 Лесного кодекса РФ, в проверяемом периоде на территории Братского лесничества осуществлялась Министерством лесного комплекса Иркутской области в лице территориального подразделения - территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Из письменных материалов гражданского дела судом установлено, что согласно акту от 23.07.2021 обследования несанкционированных свалок бытовых отходов, начальником отдела по Тарминскому участковому лесничеству территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству – старшим государственным лесным инспектором при проведении патрулирования лесных насаждений зафиксировано наличие отходов потребления (бытовые отходы) в объеме 20 м.куб. на площади 0,02 га, участок расположен на землях гослесфонда: Тарминское лесничество, Тарминская дача, квартал №3, выдел №65, географические координаты №56001`19.5`` Е 101009`29.1``, эксплуатационные леса, аренда АО «Группа «Илим» по договору аренды лесного участка №14 от 18.12.2008. К акту приложена фототаблица несанкционированной свалки на территории Братского лесничества, Тарминского участкового лесничество, Тарминская дача, квартал №3, выдел №65.
18.08.2021 прокуратурой Братского района в АО «Группа «Илим» было направлено представление №7-27-2021 об устранении нарушений федерального законодательства в течение месяца со дня вынесения представления.
В Братскую районную прокуратуру 23.09.2021 поступил ответ № ФБР 65000/279 от директора филиала АО «Группа «Илим» в Братском районе о том, что проведение мероприятий по очистке лесов от захламления в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области по охране и защите лесов. Рассматриваемое представление удовлетворению не подлежит. АО «Группа «Илим» полагает невозможным ликвидацию указанного в обращении несанкционированного места размещения складирования твердых коммунальных отходов за счет собственных сил в виде законодательно установленных требований. Организация такой деятельности входит в полномочия министерства лесного комплекса Иркутской области по средствам исполнения государственного задания подведомственным учреждениям.
16.05.2022 в ООО «РСО» направлено письмо №ФБР65700419 от директора филиала АО «Группа «Илим» в Братском районе с требованием принять меры к ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории лесного фонда в выделе 65 квартала 3 Тарминской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества в установленном порядке и срок.
Согласно договору аренды земельного участка №14, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 18.12.2008, заключенного между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству в лице начальника Бородина Ю.Ф. (арендодатель) и ОАО «Группа Илим» в лице директора филиала ОАО «Группа Илим» в г.Братске Соколовского В.А. (арендатор), арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации. Лесной участок в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 517-2008-11, площадью 157 715 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, эксплуатационные леса: Тарминское участковое лесничество: в том числе - «Тарминская дача» (ранее Тарминское лесничество) кварталы №№1-34, 36-49.
Согласно п.4 указанного Договора арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины, в том числе при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 220 тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 140 тыс.куб.м.
Срок действия настоящего договора установлен с 01.01.2009 по 31.12.2057 (п.20).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Также обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание арендованного имущества также предусмотрена статьей 61 ГК РФ.
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание арендованного имущества предусмотрена действующим законодательством, указанные выше нормы возлагают обязанность на землепользователя следить за состоянием земельных участков и принимать меры по недопущению захламления отходами производства и потребления, независимо от того, кому принадлежат данные отходы и результатом чьей деятельности они являются. Отсутствие доказательств принадлежности отходов не освобождает землепользователей от обязанности по содержанию участка в надлежащем состоянии.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельных участках лесного фонда, находящихся в пользовании у АО «Группа Илим» на основании договора аренды лесного участка №14 от 18.12.2008, организация мероприятий по ликвидации свалки должна быть возложена на указанное предприятие.
В связи с вышеизложенным, доводы ответчика, что проведение мероприятий по очистке лесов от захламления в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области по охране и защите лесов, не состоятельны.
Представителем АО «Группа Илим», начальником Тарминского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Братскому лесничеству и старшим помощником Братского районного прокурора 29.07.2022 был осуществлен совместный выезд на место несанкционированного размещения отходов, с целью уточнения границ лесного участка, на котором зафиксировано несанкционированное складирование отходов потребления, произведен осмотр лесного участка, расположенного по адресу: Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Тарминская дача, квартал 3, выдел 65, в географических координатах №56001`19.5`` северной широты Е 101009`29.1`` восточной долготы. При осмотре участка установлено, что лесной участок расположен в географических координатах №56001`19.5`` северной широты Е 101009`29.1`` восточной долготы, адрес местонахождения участка: Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Тарминская дача, квартал 3, выдел 65, осмотром участка зафиксировано несанкционированное размещение отходов потребления на площади 0,02 га в объеме 20м3. При этом при размещении географических координат №56001`19.5`` северной широты Е 101009`29.1`` восточной долготы в геоинформационной системе ЛесГис, применяемой АО «Группа «Илим», установлено, что территория, на которой размещены отходы потребления, входят в границы лесного участка, арендуемого АО «Группа «Илим» по договору аренды №14 от 18.12.2008. О чем составлен акт осмотра места несанкционированного размещения отходов от 29.07.2022, акт подписан сторонами. К акту приложена фотография.
Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области №4031 от 27.11.2018 утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор АО «Группа «Илим») на срок действия лесохозяйственного регламента Братского лесничества с 01.01.2019 по 31.12.2028.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования обоснованно предъявлены к АО «Группа Илим».
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что установленные в действиях ответчика АО «Группа «Илим» нарушения природоохранного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ. Также неисполнение ответчиком мероприятий по санитарной безопасности в лесах на арендованных лесных участках свидетельствует о нарушении АО «Группа Илим» природоохранного законодательства, и как следствие, нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку загрязнение лесов нарушает принципы лесного законодательства такие, как обеспечение охраны и защиты лесов. В результате непринятия ответчиком мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника государственного лесного фонда.
Кроме того, 19.01.2022 помощником Братского районного прокурора, представителем АО «Группа Илим», начальником отдела Маральского участкового лесничества ТУ МЛК по Братскому лесничеству, главой Харанжинского муниципального образования был осуществлен совместный выезд, с целью уточнения границ земельного участка, на котором зафиксировано несанкционированное складирование отходов, расположенного на территории Харанжинского муниципального образования в границах географических координат №55024.40` северной широты Е 101052.30` восточной долготы. Осмотром установлено, что земельный участок расположен в границах географических координат №55024.40` северной широты Е 101052.30` восточной долготы. Осмотром зафиксировано несанкционированное размещение отходов потребления в объеме 80 куб.м. на площади 0,3 га. При наложении географических координат на публичную кадастровую карту установлено, что земельный участок имеет следующий кадастровый номер 38:02:190501:648. О чем составлен акт осмотра лесного участка от 19.01.2022, акт подписан сторонами.
Согласно договору безвозмездного пользования земельным участком №20 от 09.07.2021, заключенного между Муниципальным образованием «Братский район» в лице и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Омолоева Д.А. (ссудодатель) и Администрацией Харанжинского сельского поселения в лице главы администрации Скворцова А.А. (ссудополучатель), ссудодатель представляет, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование земельный участок категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности иного специального назначения, кадастровый номер: 38:02:190501:648, площадью 3000 кв.м., местоположение: Иркутская область, Братский район, 350м северо-западнее п.Харанжино, для размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Срок использования Участка устанавливается с 09.07.2021 по 07.07.2022.
В соответствии с п.3.4.4 договора, ссудополучатель обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на используемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работу по благоустройству территории.
Актом приема передачи земельного участка от 09.07.2021 подтверждается передача ссудодателем ссудополучателю земельного участка категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности иного специального назначения, кадастровый номер: 38:02:190501:648, площадью 3000 кв.м., местоположение: Иркутская область, Братский район, 350м северо-западнее п. Харанжино, для размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно выписке ЕГРН, правообладателем земельного участка по адресу: Иркутская область, Братский район, 350м северо-западнее п. Харанжино площадью 3000 м. является Муниципальное образование Харанжинского сельского поселения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ч.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно абз.3 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, суд, с учетом установленных обстоятельств дела, приходит к выводу, что администрация Харанжинского сельского поселения отвечает за организацию деятельности по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также по очистке территории участка от захламления. Данная обязанность администрации Харанжинского сельского поселения по содержанию земельного участка в соответствии с требованиями экологической безопасности также предписана условиями договора безвозмездного пользования земельным участком №20 от 09.07.2021.
На основании изложенного, принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что установленные в действиях ответчика Администрации Харанжинского сельского поселения нарушения природоохранного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ. В связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленные прокурором требования, предъявленные к администрации Харанжинского сельского поселения.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Братского районного прокурора, с учетом их уточнения, по мнению суда, подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, с учетом особенностей и условий выполнения возложенных настоящим решением суда на ответчиков обязанностей и действий, суд, с учетом мнения сторон, считает разумным установить предложенные представителем истца сроки для устранения допущенных ответчиками нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Группа «Илим» в срок не позднее 1 года со дня вынесения решения суда провести мероприятия по очистке от захламления путем вывоза на лицензированный полигон твердых бытовых отходов (ТБО) отходов потребления в зафиксированном по результатам обследования объеме - 20 м3, площади захламления – 0,02 га, незаконно размещенных на земельном участке, отнесенного к категории земель лесного фонда, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Тарминская дача, квартал 3, выдел 65, географические координаты земельного участка №56001`19.5`` северной широты Е 101009`29.1`` восточной долготы.
Обязать администрацию Харанжинского сельского поселения в срок не позднее 1 года со дня вынесения решения суда провести мероприятия по очистке от захламления путем вывоза на лицензированный полигон твердых бытовых отходов (ТБО) отходов потребления в зафиксированном по результатам обследования объеме - 80 м3, площади захламления - 0,3 га, незаконно размещенных на земельном участке, отнесенного к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности иного специального назначения, расположенного на границах земельного участка с кадастровым номером 38:02:190501:648, по адресу: Иркутская область, Братский район, 350м северо-западнее п. Харанжино, в границах географических координат №55024.40` северной широты Е 101052.30` восточной долготы.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Щербакова