УИД № ХХ
Дело № ХХ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2022 года п. Кадуй Вологодской области
Кадуйский районный суд Вологодской области в составе судьи Антоновой Е.В.,
при секретаре Богдан О.Г.,
с участием
представителя истца помощника прокурора Кадуйского района Денисовой Я.Г.
представителя ответчика БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» Бараева С.В.
представителя третьего лица Администрации Кадуйского муниципального района начальника управления ГО и ЧС Нестерова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кадуйского района Тарасовой Е.В., действующей в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к БПОУ Вологодской области «Кадуйский энергетический колледж» о возложении обязанности устранить нарушения требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Кадуйского района Тарасова Е.В., действующая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к БПОУ Вологодской области «Кадуйский энергетический колледж» о возложении обязанности устранить нарушения требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером № ХХ, расположенного в здании по адресу <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что прокуратурой Кадуйского района проведена проверка исполнения Бюджетным профессиональным образовательным учреждением Вологодской области «Кадуйский энергетический колледж» (далее - БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж») условий содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны. Установлено, что БПОУ ВО Кадуйский энергетический колледж» эксплуатирует защитное сооружение гражданской обороны инвентарный номер № ХХ, расположенное в здании по адресу: <адрес>.
В ходе проведения проверки при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны выявлены многочисленные нарушения Правил, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила), а именно:
Не выполняются при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности:
Требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их на режим защитного сооружения;
Условия для безопасного пребывания укрываемых в военное время;
Условия для безопасного пребывания укрываемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687; п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583);
Не осуществлена подготовка к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе отсутствуют:
Обозначение защитного сооружения гражданской обороны (требования п. 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обцроны»);
Маршруты движения укрываемых к защитному сооружению гражданской обороны;
Порядок заполнения защитного сооружения гражданской обороны укрываемыми (требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687; пунктов 6.1.1 - 6.1.4, 6.2.1 - 6.2.6, 6.3.1 - 6.3.6, 6.4.1 - 6.4.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583);
Не обеспечиваются:
Постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению;
Условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время;
Условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени (требования п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне"; п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309; п.п. 2-15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575);
Отсутствует документация защитного сооружения (требования п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»).
По результатам проверки прокуратурой района 08.11.2021 года директору БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» внесено представление об устранении нарушений, однако требование прокуратуры не исполнено, фактически нарушения не устранены.
Фактическое бездействие должностных лиц БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» на данном направлении привело к тому, что защитное сооружение не соответствует предъявляемым требованиям и не готово к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений, отсутствуют необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В ходе рассмотрения дела, в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец уточнил требования.
Просил суд обязать Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Кадуйский энергетический колледж» в срок до 26 декабря 2025 года устранить нарушения требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании по адресу: <адрес>, инвентарный № ХХ, а именно:
Разработать документацию защитного сооружения в соответствии с требованиями п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
Провести мероприятия по оценке технического состояния в соответствии с требованиями абз. 2 п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации; абз. 2 п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях; пунктов 4.1.1,4.1.2, 4.1.3, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.6, 4.3.7, 4.3.8, 4.3.9, 4.3.10;, 4.3.11,4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4, 4.4.5, 4.5.1,4.5.2, 4.5.4, 4.5.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», а именно: ограждающих конструкций и защитных устройств; системы фильтровентиляции и герметичности; фильтров-поглотителей; системы водоснабжения и канализации; энергетических устройств.
Провести планово-предупредительный ремонт технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, в соответствии с требованиями п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кадуйского района Денисова Я.Г. уточненные исковые требования поддержала, дала пояснения, согласно изложенного в иске.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствие, представили отзыв, где заявленные требования поддержали, указали, что защитное сооружение гражданской обороны (инвентарный № ХХ), расположенное по адресу п. Кадуй, ул. Кирова, дом 58 (далее ЗС ГО), учтен в качестве защитного сооружения гражданской обороны в ходе проведенной инвентаризации, что подтверждается документами, составленными по ее итогам, статус объекта гражданской обороны подтверждается паспортом ЗС ГО. (<данные изъяты>).
Представитель ответчика БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» Бараев С.В. требования не признал. Пояснил, что Колледж является бюджетным учреждением и финансируется за счет бюджета Вологодской области. По данным МЧС с 1979 года за СПТУ-45 числится защитное сооружение гражданской обороны (ПРУ) по адресу п. Кадуй, ул. Кирова, 58. БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» является правопреемником СПТУ-45. Учредителем колледжа и собственником имущества является Вологодская область. Имущество передано БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» по договору оперативного управления. В том числе на праве оперативного управления колледжу передано здание учебного корпуса по адресу <адрес>. В здании учебного корпуса имеется подвальное помещение. Сведений о наличии в здании учебного корпуса защитного сооружения гражданской обороны не имеется и по договору колледжу такое сооружение не передавалось. Поскольку имеющееся в здании учебного корпуса подвальное помещение таковым не является, было принято решение о снятии его с учета как ошибочно поставленного на учет. С 2019 года БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» осуществляет работу по снятию ЗС ГО (ПРУ) с учета. В соответствии с последними методическими рекомендациями от декабря 2021 года в МЧС г. Москва в марте 2022 года был подготовлен и направлен пакет документов для снятия помещения с учета, в том числе подготовлен и направлен паспорт ЗС ГО (ПРУ). К настоящему времени документы еще не рассмотрены. При этом, целевое финансирование на содержание, оборудование или обустройство указанного ПРУ из бюджета Вологодской области не предусматривалось и не выделялось. Выполнить предписание прокуратуры БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» не имеет возможности. Денежных средств на содержание и оборудование ЗС ГО (ПРУ) в бюджете не запланировано, а запланировать в бюджет не можем, так как за БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» защитное сооружение не числится, использование финансовых средств из других источников и статей расходов является нецелевым использованием бюджетных средств.
Представитель третьего лица Администрации Кадуйского муниципального района Нестеров А.А., начальник управления по ГО и ЧС, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что ПРУ создается для укрытия населения, проживающего в зоне радиоактивного заражения, Кадуйский район безопасен, потребности в ПРУ нет. В ГУ МЧС подготовлены и направлены документы на снятие ПРУ с учета как необоснованно поставленного на учет.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствие, представили отзыв, где в удовлетворении требований просили отказать. В отзыве указали, что в соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 24 июля 2012 года № 874 Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся собственности Вологодской области, и земельных отношений, осуществляет функции (полномочия) по ведению Реестра собственности Вологодской области. В Реестре собственности Вологодской области в составе объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж», учитывается шесть объектов недвижимости: учебный корпус, расположенный по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 54, общежитие, расположенное по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 54, строение 1; учебно-производственные мастерские, расположенные по адресу: п. Кадуй, ул. Кирова, 54, строение 2; здание склада, расположенное по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 54, строение 3; корпус для лабораторно - практических занятий, расположенный по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 49-6, строение 1; ремонтная мастерская, расположенная по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 49-6. В Реестре собственности Вологодской области каких-либо иных объектов, в том числе объектов, являющихся ЗС ГО, расположенных по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 58, в составе имущества БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» не учитывается. Кроме того, в Реестре информация о каких-либо объектах недвижимости, в том числе о защитных сооружениях гражданской обороны, по указанному адресу отсутствует. БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» в соответствии с учредительными документами является областным государственным учреждением, имущество которого является собственностью Вологодской области и принадлежит вышеуказанному учреждению на праве оперативного управления. Департамент не располагает документами, свидетельствующими об отнесении какого-либо объекта недвижимости, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением, к защитному сооружению гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ГО, в котором указываются его основные технические характеристики перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органом технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО является проектная и техническая документация, объемно-планировочные конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ГО. (л.д. <данные изъяты>)
Представитель третьего лица Департамента образования Вологодской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствие, представили отзыв, где в удовлетворении требований просили отказать. (л.д. <данные изъяты>)
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (ТУ Росимущества в Вологодской области) в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствие, представили отзыв, где указали, что согласно положений п. 3 Порядка создания убежищ № 1309 следует, что убежища создаются в следующих случаях: для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны. Вместе с тем, наличие определенных в пункте 3 Порядка № 1309 факторов не установлено. Территориальное управление не находит доказательств, что принималось решение о создании помещения убежища и, соответственно, о том, что оно было создано. Не доказан и тот факт, что в подвальном помещении действительно располагается спорный объект. В удовлетворении требований просили отказать. (л.д. <данные изъяты>).
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив письменные материалы дела, оценив в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ все исследованные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 6 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309.
Пунктом 2 Порядка № 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Организации в числе прочего обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 10 Порядка № 1309).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка № 1309).
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов (пункт 12 Порядка № 1309).
С учетом изложенного следует, что объект должен соответствовать понятию убежища, его создание осуществлено органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций или органом местного самоуправления в связи с наличием определенных в пункте 3 Порядка № 1309 факторов и на основании плана, разработанного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласованного с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района в 2021 году совместно с отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Кадуйскому району МЧС России по Вологодской области обследованы защитные сооружения Кадуйского района.
В защитном сооружении, расположенном по адресу п. Кадуй, ул. Кирова, дом 54, стр. 1 выявлены нарушения, об устранении которых просит истец. (т.1 л.д. 56)
Как следует из искового заявления, в ходе проверки установлено, что БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» эксплуатирует защитное сооружение гражданской обороны инвентарный номер № ХХ, расположенное в здании по адресу: <адрес>. По результатам проверки в адрес директора БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» внесено представление от 08.11.2021 г. № ХХ об устранении нарушений закона. (<данные изъяты>) и требование от 27.12.2021 № ХХ о предоставлении информации о принятых мерах к устранению нарушений законодательства. (<данные изъяты>).
Согласно п. 1.2. Устава БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж», утвержденного приказом Департамента образования Вологодской области от 04.03.2015 г. № 633 «Сельское среднее профессионально-техническое училище №5» создано17 ноября 1939 года. В 1984 году преобразовано в «Сельское среднее профессионально-техническое училище № 45», в 1989 году преобразовано в «Среднее профессионально-техническое училище № 45», в 2015 году переименовано в БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж». Учредителем и собственником имущества является Вологодская область. (п. 1.3. Устава) Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обладает обособленным имуществом. (п.1.4. Устава).
Согласно п. 4.4.Устава БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» обязано обеспечивать выполнение мероприятий по энергосбережению, гражданской обороне, противопожарной безопасности и мобилизационной подготовке. (т.1 л.д. 24).
Согласно копии паспорта противорадиационного укрытия объект № ХХ: адрес <адрес>, принадлежит СПТУ-45, создано без проекта, принят в эксплуатацию 26 декабря 1979 года (<данные изъяты>).
Из информации ГУ МЧС России по Вологодской области от 26.04.2022 № ХХ данный объект гражданской обороны учитывается в журнале ЗС ГО Вологодской области с инв. № ХХ, поставлено на учет на основании ранее действовавшего законодательства СССР (<данные изъяты>).
Из информации Администрации Кадуйского муниципального района от 11.04.2022 № ХХ на основании п. 3 распоряжения Губернатора Вологодской области от 06.07.2018 года № ХХ 08. 08.2018 года была проведена проверка использования защитного сооружения инв. № ХХ (<данные изъяты>).
Согласно Акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) инв. № ХХ от 08.08.2018 года, утвержденного директором БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж», комиссия проверила наличие и оценила готовность к использованию по предназначению защитного сооружения (ПРУ), расположенного по адресу <адрес>, инв. № ХХ, принятого в эксплуатацию 26.12.1979 года и находящегося на балансе БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» (т.1 л.д.42-44).
При этом, в исковом заявлении, представлении прокуратуры от 08.11.2021 г. № ХХ об устранении нарушений закона, требовании от 27.12.2021 № ХХ, в акте проверки от 08.08.2018, в копии паспорта противорадиационного укрытия № ХХ, имеющихся в материалах дела, адрес объекта гражданской обороны, указан как <адрес>.
Из пояснений представителя истца, ответчика, лиц, участвующих в деле, следует, что объектом гражданской обороны является помещение, расположенное в подвале учебного корпуса БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» по адресу п. Кадуй, ул. Кирова, дом 54.
При уточнении исковых требований в ходе судебного разбирательства, представителем истца было указано, что фактически защитное сооружение находится в здании по адресу <адрес> и принадлежит БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж».
Данный вывод основан на наличии копии паспорта противорадиационного укрытия № ХХ, принадлежащем СПТУ-45, сведений об учете данного объекта гражданской обороны в журнале ЗС ГО Вологодской области с инв. № ХХ, в реестре МЧС России за номером № ХХ, акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) инв. № ХХ от 08.08.2018 года.
При этом, делая вывод о наличии на балансе БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» защитного сооружения гражданской обороны, истец исходил из наличия только этих документов. Иных документов, подтверждающих наличие объекта гражданской обороны, надлежащее содержание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию не осуществляется учреждением, в материалы дела не представлено.
Из информации от 18.05.2022 № ХХ следует, что Администрация ГП <адрес> не располагает сведениями о принадлежности здания, расположенного по адресу <адрес> его назначении.(<данные изъяты>). Документов о смене адреса учебного корпуса СПТУ-45 с <адрес> не имеется. (исх. № ХХ от 24.05.2022 г. <данные изъяты>).
Постановлением администрации Кадуйского района от 29.12.1993 № 799 Государственное профессиональное училище зарегистрировано по адресу п. Кадуй, ул. Кирова, дом 54. (<данные изъяты>)
Согласно справке архивного отдела сведений о сдаче в эксплуатацию ЗС ГО с инвентарным номером 36/780 в здании по адресу <адрес> не имеется ( <данные изъяты>)
В фондах архивного отдела Администрации Кадуйского муниципального района, государственном архиве Вологодской области за 1977-1993 годы актов ввода в эксплуатацию здания учебного корпуса СПТУ-45 не имеется (<данные изъяты>)
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что учебный корпус сельского профессионально-технического училища № ХХ принят в эксплуатацию в 1977-1978 году (<данные изъяты>), при этом имеющиеся в деле документы не содержат сведений о том, что принималось решение о создании помещения гражданской обороны и, соответственно оно было создано.
Согласно выписки ЕГРН от 23.03.2022 № ХХ здание учебного корпуса по адресу: п. Кадуй, ул. Кирова, дом 54, с кадастровым номером № ХХ является собственностью Вологодской области, на праве оперативного управления передано БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» (т.1 л.д.140-143)
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 21.05.2015 серия № ХХ БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» на праве оперативного управления принадлежит здание учебного корпуса с кадастровым номером № ХХ, расположенного по адресу п. Кадуй, Вологодской области, ул. Кирова дом 54. (<данные изъяты>)
По договору оперативного управления от 04.08.2016 года № ХХ БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж», переданы и учитываются на балансе учреждения: учебный корпус, расположенный по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 54, общежитие, расположенное по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 54, строение 1; учебно-производственные мастерские, расположенные по адресу: п. Кадуй, ул. Кирова, 54, строение 2; здание склада, расположенное по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 54, строение 3; корпус для лабораторно - практических занятий, расположенный по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 49-6, строение 1; ремонтная мастерская, расположенная по адресу: пос. Кадуй, ул. Кирова, 49-6. (<данные изъяты>)
Факт передачи ЗС ГО (ПРУ) как самостоятельного объекта из договора от 04.08.2016 года № ХХ о порядке использования государственного имущества Вологодской области, закрепленного на праве оперативного управления за БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» не следует.
В техническом паспорте на указанное здание и экспликации к нему сведений о наличии защитного сооружения гражданской обороны и противорадиационного укрытия не содержится (т. 1 л.д.65-71)
Согласно выписке из ЕГРН от 23.03.2022 года какие-либо обременения, в том числе наличие ЗС ГО в здании учебного корпуса по адресу <адрес> отсутствуют (т.1 л.д.74)
Таким образом, из материалов дела не следует, что органами местного самоуправления принималось решение о создании убежища, оно фактически существует и передавалось учреждению для владения, эксплуатации и надлежащего содержания.
При этом установлено, что противорадиационное укрытие № ХХ, принадлежащее СПТУ-45 стоит на учете, как объект гражданской обороны, в журнале ЗС ГО Вологодской области с инв. № ХХ и числится в реестре МЧС России за номером 7292,
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила) установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Согласно пункту 1.2 Правил № 583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил № 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В силу пункта 2.2 Правил № 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
В материалах дела имеется копия составленного 26 декабря 1979 году паспорта противорадиационного укрытия, где в соответствующей графе имеется только отметка «подпись есть», «печать есть», в связи с чем установить лицо, составившее и подписавшее документ его полномочия на совершение указанных действий не представляется возможным.
Нормативное обоснование того, что паспорт убежища, оформленный до вступления в законную силу Закона № 28-ФЗ, является актуальным по настоящее время, а также того, что при таком факте не требуется соблюдение положений Порядка создания убежищ и Правил эксплуатации, принятых в развитие положений Закона о гражданской обороне истцом не представлено.
В деле также имеется паспорт ЗС ГО № ХХ, который содержит в себе основные положения, определенные приложением № 6 Правил № 583 (<данные изъяты>). Из пояснений представителей БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» и Администрации Кадуйского муниципального района следует, что данный паспорт был оформлен при подготовке пакета документов для снятия с учета объекта ЗС ГО. Однако, установленные пунктом 2.2 Правил № ХХ в качестве обязательного приложения к паспорту, копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ЗС ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗСГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, отсутствуют.
Из материалов дела, пояснений представителей колледжа также усматривается, что каких-либо договоров о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» (далее - постановление № 359) с учреждением не заключалось.
Как указывалось ранее, имущество, то есть объект недвижимости, являющийся учебным корпусом, закреплен за учреждением на праве оперативного управления.
Из отзыва Департамента имущественных отношений Вологодской области следует, что в Реестре собственности Вологодской области в составе объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж», объектов, являющихся ЗС ГО, расположенных по адресу: <адрес>, не учитывается. Кроме того, в Реестре информация о каких-либо объектах недвижимости, в том числе о защитных сооружениях гражданской обороны, по указанному адресу отсутствует. Департамент не располагает документами, свидетельствующими об отнесении какого-либо объекта недвижимости, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением, к защитному сооружению гражданской обороны.
Законом о гражданской обороне также не установлено, что он распространяется на отношения, возникшие в связи эксплуатацией объектов гражданской обороны в режиме повседневной деятельности, до его издания. Напротив, в силу пункта 2 статьи 20 этого Закона иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 2 раздела III приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1) объекты оборонного производства, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, отнесены исключительно к федеральной собственности.
Как следует из материалов дела, здание учебного корпуса, в котором находится спорный объект, принято в эксплуатацию в 1977-1978, т.е. до 1991 года. Вместе с тем Положения Постановления № 3020-1 истцом при обращении в суд с указанными требованиями также не учтены.
Помимо того, как отмечалось ранее, пунктом 9 Порядка № 1309 именно на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность на соответствующих территориях среди прочего в мирное время по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно справкам Администрации Кадуйского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ГА/562 БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» не имеет задания на особый период. (т.1 л.д. 76) и от ДД.ММ.ГГГГ № ГА/572 потребность в защитном сооружении с инв.№ ХХ, номер в реестре МЧС России 7292 у <адрес> отсутствует, а также отсутствует возможность (потребность) для передачи его другим организациям (т.1 л.д. 77).
Комитетом гражданской защиты и социальной безопасности Вологодской области 25.04.2022 года (исх № ХХ <данные изъяты>) в адрес Директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС РФ направлены документы на снятие с учета необоснованно поставленных на учет ЗС ГО. При комиссионном обследовании помещений объекта инв. № в реестре ЗС ГО МЧС России № ХХ, инв. № ГУ МЧС России по Вологодской области № ХХ, расположенного по адресу <адрес> установлено, что согласно проектной и иной технической документации объект является подвальным помещением здания БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» и используется как подсобное помещение. Имеется копия паспорта старого образца.
Из пояснительной записки к акту обследования № ХХ от 23.09.2020 года следует, что ЗС ГО не обнаружено, признаки указывающие на объект гражданской обороны отсутствуют. Согласно технической документации по указанному адресу расположен учебный и административный корпус с подвальным помещением, не приспособленным под систему жизнеобеспечения ЗС ГО (<данные изъяты>)
Согласно Акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) инв. № ХХ от 08.08.2018 года комиссия пришла к выводу, что ЗС ГО не соответствует требованиям СП 88.133330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77», к приему не готово. Дальнейшая эксплуатация ЗС ГО не планируется, потребность в ЗС ГО на данной территории отсутствует, ЗС ГО инв. № ХХ расположенное по адресу <адрес> подлежит снятию с учета.
Такие выводы, свидетельствует о фактическом отсутствии убежища, что с учетом положений пункта 2.5 Правил № ХХ является самостоятельным основанием для снятия ЗС ГО с учета.
Таким образом, факт размещения в здании учебного корпуса, расположенного по адресу п. Кадуй, ул. Кирова, дом 54, защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером № ХХ и то обстоятельство, что БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» эксплуатирует указанное защитное сооружение гражданской обороны не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, оснований для возложения на БПОУ ВО «Кадуйский энергетический колледж» обязанности в срок до 26 декабря 2025 года устранить нарушения требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании по адресу: Вологодская область, п. Кадуй, ул. Кирова, д. 54, инвентарный номер № ХХ, обеспечив надлежащее содержание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Кадуйского района к БПОУ Вологодской области «Кадуйский энергетический колледж» о возложении обязанности устранить нарушения требований при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кадуйский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 июня 2022 года.
Судья Е.В. Антонова