Судья Пелех М.В.
Судья-докладчик Васильева И.Л. по делу № 33-7264/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2020 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Рудковской И.А.,
судей Васильевой И.Л., Губаревич И.И.,
при секретаре Ситниковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12/2020 по исковому заявлению прокурора Чунского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов Савельевой Оксаны Владимировны к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» о признании права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем, по встречному иску ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования», Савельевой Оксане Владимировне о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
по апелляционным жалобам представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – Пятовой К.К., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» - Онуфриади И.А.
на решение Чунского районного суда Иркутской области от 27 мая 2020 года
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чунского района Иркутской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов ФИО1, указав в обоснование иска, что в прокуратуру района обратилась ФИО1 Согласно доводам ее обращения она состоит с 2001 г. в очереди на улучшение жилищных условий. Однако, учреждение социальной защиты оспаривает ее право на улучшение жилищных условий ввиду того, что она проживает с матерью ФИО10 и «площадь жилья позволяет вместе жить». В ходе рассмотрения обращения ФИО1 прокуратурой района установлено, что распоряжением администрации пос. Чунский Номер изъят от Дата изъята ФИО1 в соответствии с п.п. 7, 8 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшений жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Иркутской области» внесена в списки на получение жилья и улучшение жилищных условий граждан. По устному запросу ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» администрацией Чунского муниципального образования направлено учетное дело ФИО1 для предоставления в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в целях приобретения ФИО1 жилья. Согласно письму ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» от Дата изъята Номер изъят в копии распоряжения администрации п. Чунский не указано основание постановки на учет (подпункт пункта 7 Правил учета граждан). На сегодняшний день у ФИО1 не усматривается наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РФ (проживает составом семьи 2 человека в доме площадью 59,5 кв.м). На основании изложенного, учетное дело ФИО1 возвращено без удовлетворения, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» просит информировать о принятых мерах в отношении дальнейшего пребывания ФИО1 в списке очередников, вставших на учет до Дата изъята в соответствии с Законом Иркутской области № 6-оз. Обращают внимание на более точное определение нуждаемости в улучшении жилищных условий остальных граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся по льготной очереди. Таким образом, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оспаривают право Савельевой О.В. на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Согласно доводам органов исполнительной власти Иркутской области ФИО1 проживает составом семьи 2 человека в доме площадью 59,5 кв. м, не указано основание постановки на учет. Между тем данные обстоятельства не могут служить основанием для снятия ФИО1 с учета, поскольку жилищные условия ФИО1 с момента постановки на учет до настоящее время не изменились. Так, ФИО1 на момент постановки на учет собственного жилья не имела, проживала с родителями в доме площадью 59,5 кв. м, принадлежащем на праве собственности отцу ФИО8, где проживает и в настоящее время. Также на сегодняшний день ФИО1 собственного жилья не имеет, договор социального найма не заключался. Распоряжение администрации п. Чунский Номер изъят от Дата изъята не отменено, не изменено, не признано судом недействительным. ФИО1, являясь инвалидом 2 группы, желает реализовать свое право на улучшение жилищных условий на основании Закона Иркутской области от 04.04.2008 № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области».
Прокурор Чунского района Иркутской области просил суд признать за Савельевой О.В. право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем на основании пункта 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 04.04.2008 № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области».
Ответчик ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» обратилось в суд со встречным исковым заявлением к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования», ФИО1, указав в обоснование, что ФИО1 состоит в очереди на предоставление социальных выплат гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, поскольку ФИО1 проживает составом семьи 2 человека, в доме площадью 59, 5 кв.м., ФИО1 не отвечает условиям нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Согласно письму администрации Чунского муниципального образования от Дата изъята Номер изъят ФИО1 поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно подпункту 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), поскольку не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения. Принимая во внимание, что собственником жилого помещения площадью 59,5 кв.м. является мать ФИО1, то ФИО1 является членом семьи собственника. Распоряжением администрации территории поселка Чунский от Дата изъята Номер изъят ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на п.п. 7,8 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Иркутской области». В распоряжении нет ссылки на статью Жилищного кодекса Российской Федерации, которая признает гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Нет ссылки на Жилищный кодекс Российской Федерации ни в одной справке, выданной администрацией Чунского муниципального образования (Номер изъят,3,4 от Дата изъята ). В приложении к распоряжению (список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий) основанием для постановки на учет указывается «проживает у родителей», что также указывает на то, что ФИО1 является членом семьи собственника, а в справках о составе семьи ФИО1 не указываются другие члены семьи. На основании статьи 31, п. 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, считает, что ФИО1 неправомерно поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Чунского района.
ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району просило суд возложить на администрацию Чунского муниципального образования обязанность снять ФИО1, Дата изъята года рождения, с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Чунского районного суда Иркутской области от 27.05.2020 года исковые требования прокурора Чунского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов Савельевой О.В., удовлетворены.
В удовлетворении исковых требований ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району», отказано.
В апелляционных жалобах представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области – Пятова К.К., представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» - Онуфриади И.А., просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований прокурора Чунского района Иркутской области и удовлетворив встречные исковые требования ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району». В обоснование доводов апелляционных жалоб, приводя аналогичные доводы, указывают, что решение вынесено с нарушением норм материального права, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Полагают, что ФИО1 не имеет права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. При этом, на основании статьи 31, п. 1 статьи 51 ЖК РФ ФИО1 неправомерно поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрацией Чунского муниципального образования. Поскольку ФИО1 проживает составом семьи 2 человека в доме площадью 59,5 к.м., собственником которого является её мать ФИО10, истец ФИО1 не отвечает условиям нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РФ.
Кроме того, указывают, что права и законные интересы ФИО1 ни министерством, ни учреждением не нарушались. При этом, согласно электронной справке номер ФИО1 в очереди на предоставление социальных выплат гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета являлся 124, на дату постановки на учет Дата изъята и на дату передачи полномочий Дата изъята .
В письменных возражениях относительно доводов апелляционных жалоб истец ФИО1, и.о. прокурора Чунского района ФИО11 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО1, представители ответчиков Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ Управление социальной защиты населения по Чунскому району, МКУ Администрации Чунского муниципального образования, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении дела не просили.
Судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи ФИО14, объяснения прокурора ФИО12, возражавшей против доводов апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу статьи 40 ( часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 приведенного Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом до 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством.
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 04.04.2008 № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области» в соответствии с настоящим Законом форма предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем определяется для следующих категорий граждан, имеющих право на обеспечение жильем: отдельных категорий ветеранов и членов их семей - в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ); инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, - в соответствии со статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
В соответствии с положениями ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Судом первой инстанции установлено, что согласно справки Номер изъят от Дата изъята ФИО1, 1974 года рождения имеет 2 группу инвалидности, инвалидность с детства (детский церебральный паралич, нетрудоспособна, справка выдана без срока.
Из распоряжения Номер изъят от Дата изъята «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» следует, что в соответствии с п.п. 7, 8 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Иркутской области в списки на получение жилья и улучшение жилищных условий граждан (приложение 1) включена ФИО1 (состав семьи 1 человек, инвалид 2 группы, проживает у родителей, № очереди льготной – 252.
Согласно информации ОГУП «Областной центр технической инвентаризации – областное БТИ» от Дата изъята , сведений федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от Дата изъята , сведений о зарегистрированном имуществе на ФИО1 – не имеется.
Из выводов врачебной комиссии Дата изъята усматривается, что ФИО1 Дата изъята года рождения, проживающая <адрес изъят> имеет диагноз: Органическое расстройство личности в связи сочетанного генеза (сосудистого, дисбетаболического), последствия ДЦП, с умеренно выраженным эмоционально-волевым и мнестико-интеллектуальным снижением.
На основании Постановления Правительства РФ от 16.06.2006г Номер изъят имеет показания для проживания на дополнительной жилищной площади, так как страдает хроническим заболеванием - при котором невозможно совместное проживание в одной квартире.
Удовлетворяя исковые требования, руководствуясь статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьями 6, 53, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 28, 29 Жилищного кодекса РСФСР, Законом Иркутской области от 04.04.2008 № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области», Федеральным законом от Дата изъята N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции, исходил из того, что, ФИО1 принята на учет нуждающегося в жилье в 2001 году в установленном законом порядке, до настоящего времени не реализовала предоставленное ей законом право на предоставление жилого помещения.
При этом, суд отказал в удовлетворении встречных исковых требований ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области» к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования», ФИО1 о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционных жалоб об обеспеченности ФИО1 жилой площадью более учетной нормы после смерти отца, об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РФ, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание как не имеющие правового значения, поскольку истец до сих пор состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеет право на получение жилого помещения в силу закона.
Доводы апелляционных жалоб о том, что истец была неправомерно поставлена на учет администрацией, судебная коллегия отклоняет, поскольку жилищные условия ФИО1 с момента постановки на учет и до настоящего времени не изменились, распоряжение администрации п. Чунский Номер изъят от Дата изъята не отменено, не изменено, не признано судом недействительным. Ответчик в течение более 19 лет не исполнил свою обязанность по обеспечению истца жилым помещением.
Граждане, принятые на учет до Дата изъята в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 – 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 6 Федерального закона от Дата изъята N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Из этого следует, что поскольку ФИО1 поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, до Дата изъята , то нереализованное право сохраняется за ней после указанного времени.
Кроме того, действующим законодательством, для инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся до Дата изъята , предусмотрена возможность реализации права на предоставление жилых помещений в ином порядке.
ФИО1, являясь инвалидом 2 группы, желает реализовать свое право на улучшение жилищных условий на основании Закона Иркутской области от 04.04.2008 № 6-оз «Об отдельных вопросах предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Иркутской области».
Согласно электронной справке номер Савельевой О.В. в очереди на предоставление социальных выплат - 124. Дата регистрации 02.08.2001.
Согласно п. 12 Положения о порядке и условиях предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан в Иркутской области, утвержденных приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 21.12.2010 № 335-мпр (далее Положение), Министерство на основании списков граждан, сформированных учреждениями ежегодно, до 1 апреля утверждает списки на предоставление социальных выплат гражданам, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ, статьями 14, 16, 21 Федерального закона № 5-ФЗ и вставшим на учет до 1 января 2005 года.
С 2010 учреждение ежегодно формировало списки граждан, а Министерство до 01 апреля утверждало списки на предоставление социальных выплат, в указанные списки ежегодно включилась ФИО1
При таких обстоятельствах, доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную ответчиком, в том числе в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чунского районного суда Иркутской области от 27 мая 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судья – председательствующий | И.А. Рудковская |
Судьи | И.Л. Васильева |
В.В. Коваленко |