Судья Архипчук Н.П. |
№ 33-2285-2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
27 октября 2021 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Койпиш В.В. |
судей |
Самойленко В.Г. |
Киселевой Е.А.. |
|
при секретаре |
Сухарской А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-789/2021 по иску Олексиенко Т. И. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о защите пенсионных прав
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) на решение Кольского районного суда Мурманской области от 01 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., возражения относительно доводов апелляционной жалобы истца Олексиенко Т.И., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Олексиенко Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее – ГУ – УПФ РФ в Кольском районе) о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований указала, что 12 января 2021 г. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа № 3613/21 от 25 января 2021 г. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.
В стаж работы в районах Крайнего Севера пенсионным органом не включены периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя: с 01 января 1996 г. по 31 декабря 1997 г., с 19 марта 1999 г. по 31 декабря 2020 г., с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г., с 01 января 2003 г. по 31 января 2006 г., с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г.
Не соглашаясь с решением пенсионного органа, указала, что регистрация её как индивидуального предпринимателя, уплата налогов и весь период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя имело место на территории Мурманской области в пгт Мурмаши.
С учетом уточнения иска просила включить в страховой стаж в льготном исчислении периоды: с 21 мая 1990 г. по 22 октября 1991 г., с 27 января 1992 г. по 23 ноября 1992 г.; в общий страховой стаж в льготном исчислении и стаж работы в районах Крайнего Севера периоды с 01 января 1996 г. по 31 декабря 1997 г., с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г.; обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию с момента возникновения права, взыскать расходы на оплату юридических услуг в размере 30 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Олексиенко Т.И. удовлетворены частично; в общий страховой стаж Олексиенко Т.И. в льготном исчислении (в полуторном размере) включены периоды с 21 мая 1990 г. по 22 октября 1991 г., с 27 января 1992 г. по 23 ноября 1992 г.; в общий страховой стаж в льготном исчислении (в полуторном размере) и в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г.; с ГУ – УПФ РФ в Кольском районе МО в пользу Олексиенко Т.И. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 7 300 рублей; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе начальник ГУ – УПФ РФ в Кольском районе Ушакова О.В., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обращает внимание, что нормами материального права не предусмотрен вид стажа «общий страховой» и порядок определения «общего страхового стажа».
Отмечает, что как в льготном (полуторном), так и в календарном порядке может исчисляться общий трудовой стаж, приобретенный до 01 января 2002 г. в районах Крайнего Севера - в целях определения расчетного размера пенсии (конвертации пенсионных прав).
Указывает, что спор об исчислении размера пенсии истцом не заявлялся, поскольку пенсия истцу не назначалась, и, соответственно, предметом иска не являлся вопрос об исчислении общего трудового стажа, определяемого путем конвертации пенсионных прав в соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях», частью 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которой стаж работы в районах Крайнего Севера может быть исчислен в полуторном размере.
Обращает внимание, что суд в нарушение части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разрешил требования, которые истец не заявляла и которые в адрес ответчика не направлялись.
Не соглашаясь с решением суда в части включения периодов с 21 мая 1990 г. по 22 октября 1991 г., с 27 января 1992 г. по 23 ноября 1992 г., указывает, что данные периоды включены пенсионным органом в страховой стаж и в стаж районов Крайнего Севера, в том числе в льготном порядке, в связи с чем спора в отношении указанных периодов не имелось.
Указывает, что суд не рассмотрел заявленное ответчиком ходатайство об истребовании доказательств по делу.
Отмечает, что истец не представила суду доказательств уплаты страховых взносов на пенсионное страхование за 2001 г., в том числе доказательства их уплаты в составе налога ЕНВД за 2001 г. Считает, что не является таким доказательством справка налогового органа, поскольку не содержит сведений о суммах начисленного за каждый отчетный период налога ЕВНД и сведений об уплате начисленного за отчетные периоды 2001 г. налога ЕНВД.
Обращает внимание, что за периоды 2001-2002 г. в деле отсутствуют надлежащие доказательства о ведении истцом предпринимательской деятельности на территории Мурманской области постоянно в течение полного рабочего дня (полной рабочей недели).
Настаивает на том, что в связи с отсутствием доказательств уплаты истцом страховых взносов за 2001 г., оснований для включения в страховой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера периода осуществления истцом предпринимательской деятельности в 2001 г. у суда не имелось.
Отмечает, что для определения права на досрочную страховую пенсию стаж работы в районах Крайнего Севера исчисляется исключительно в календарном порядке.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещенный в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку решение суда в части отказа в удовлетворении требований Олексиенко Т.И. о включении в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера периода с 01 января 1996 г. по 31 декабря 1997 г., назначении страховой пенсии по старости и взыскании судебных расходов, не обжаловано, в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в этой части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
До 01 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, согласно которому Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, а также в стаж работы в районах Крайнего Севера, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на включение периодов в соответствующий стаж.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Олексиенко Т.И., ***. рождения, застрахованная в системе государственного пенсионного страхования *** г., родившая ***, 12 января 2021 г. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа № 3613/21 от 25 января 2021 г. Олексиенко Т.И. отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера.
Решением пенсионного органа № 3613/21 от 30 марта 2021 г. Олексиенко Т.И. отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32, пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера, а также в связи с не достижением возраста 8 лет ***.
В соответствии с расчетом пенсионного органа документально подтвержденный страховой стаж истца по состоянию на 12 января 2021 г. составил 22 года 05 месяцев 05 дней (при требуемом не менее 20 лет), стаж работы в районах Крайнего севера – 08 лет 00 месяцев 29 дня (при требуемом не менее 12 лет).
Из подсчета стажа работы в районах Крайнего Севера, пенсионным органом, в том числе исключены периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности: с 19 марта 1999 г. по 31 декабря 2000 г., с 01 января 2003 г. по 31 января 2006 г. и с 01 февраля 2006 г. по 31 января 2008 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных Олексиенко Т.И. требований и обязал пенсионный орган включить в общий страховой стаж Олексиенко Т.И. в льготном исчислении (в полуторном размере) периоды с 21 мая 1990 г. по 22 октября 1991 г., с 27 января 1992 г. по 23 ноября 1992 г.; в общий страховой стаж в льготном исчислении (в полуторном размере) и в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г., отказав в удовлетворении требований в остальной части.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, удовлетворяя требования о включении в страховой стаж периодов работы истца в Хозрасчетном объединении общественного питания Кольского рыбкоопа Мурманской области с 21 мая 1990 г. по 22 октября 1991 г. и в Мурманском областном совете с 27 января 1992 г. по 23 ноября 1992 г., суд первой инстанции, принимая во внимание, что данные периоды учтены пенсионным органом в страховой стаж и стаж работы истца в районах Крайнего Севера, исходил из того, что данные периоды приходились на период действия Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", в связи с чем подлежат включению в страховой стаж в льготном исчислении (полуторном размере).
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Ранее положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что при подсчете стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 1 которого определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, отменив льготное (кратное) исчисление трудового стажа, предусмотренное в том числе, Законом Российской Федерации от "О государственных пенсиях в Российской Федерации", законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 01 января 2002 г.
Удовлетворяя требования истца в указанной части, суд первой инстанции не принял во внимание приведенные положения, а также сведения указанные в материалах пенсионного дела истца (данных о стаже, расчетах стажа по различным условиям для права), согласно которым пенсионный орган включил указанные спорные периоды в страховой стаж и в стаж работы Олексиенко Т.И. в районах Крайнего Севера, в том числе в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении.
В этой связи доводы апелляционной жалобы пенсионного органа об отсутствии спора в указанной части являются правильными.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отменить, что в любом случае в силу закона пенсионным органом производится оценка пенсионных прав по наиболее выгодному варианту.
При таком положении периоды работы истца с 21 мая 1990 г. по 22 октября 1991 г. и с 27 января 1992 г. по 23 ноября 1992 г. не являлись спорными и не подлежали включению в страховой стаж в льготном исчислении (полуторном размере), как на то указал суд первой инстанции, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Давая правовую оценку доводам апелляционной жалобы о необоснованном включении в страховой стаж истца в льготном исчислении (в полуторном размере) и в стаж работы в районах Крайнего Севера периода осуществления истцом предпринимательской деятельности с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г., судебная коллегия приходит к следующему.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе, индивидуальных предпринимателей и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы) (подпункт «а» пункта 2).
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрены «Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, в соответствии с пунктом 2 которого подтверждению подлежат периоды работы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с подпунктом 22 пункта 2, пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу положений приведенных норм, работа в районах Крайнего Севера, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, должна подтверждаться документально.
Право органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов предусмотрено пунктом 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно статье 8 Федерального закона от 08 августа 2001 г.
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Однако место регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности.
Следовательно, как верно указал суд, для подтверждения факта ведения деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении названных Правил приравнивается уплата страховых взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В соответствии с указанным пунктом уплата взноса на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. подтверждается документами финансовых органов или справками архивных учреждений, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда; уплата единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда, уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности подтверждается свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Аналогичные положения предусматривались пунктами 4 и 5 ранее действовавших Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке (пункт 20 Правил).
С учетом приведенных положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно исходил из возможности учета предпринимательской деятельности в страховой стаж при уплате гражданином страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в период осуществления этой деятельности с подтверждением их уплаты соответствующими документами.
Как следует из материалов дела, Олексиенко Т.И. с 10 января 1997 г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя администрацией поселка Молочный Кольского района Мурманской области в период с 16 января 1997 г. по 23 февраля 1999 г. и с 19 марта 1999 г. по 24 октября 2008 г., состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной Инспекции ФНС № 7 по Мурманской области в городе Кола Мурманской области; с 25 января 2000 г. Олексиенко Т.И. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивающего страховые взносы. Основным видом деятельности ИП Олексиенко (ранее Федорова) Т.И. являлось предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (том 1 л.д.24).
Согласно справке, выданной МУП «ЖКХ» поселок Молочный Кольского района от 26 марта 2021 г., Олексиенко Т.И. с _ _ г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ....
Из справки Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области № 05-14/01379 от 01 марта 2021 г. следует, что с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. Олексиенко Т.И. осуществляла предпринимательскую деятельность по адресу: .... С 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. ИП Олексиенко Т.И. применялся специальный режим налогообложения в виде ЕНВД, предоставляла налоговые декларации по ЕНВД.
Согласно материалам пенсионного (отказного) дела Олексиенко Т.И., страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за период осуществления предпринимательской деятельности истцом уплачены за 2002 г, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отражены на ИЛС.
Из пояснений истца в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции следует, что трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя она вела ежедневно в здании парикмахерской, оказывая услуги маникюра, с 11.00 часов до 19.00 часов с 1-2 выходными.
Аналогичные пояснении о режиме работы в спорный период Олексиенко Т.И. дала суду апелляционной инстанции.
Проанализировав положения приведенных норм материального права, а также представленные стороной истца доказательства, подтверждающие факт осуществления Олексиенко Т.И. в период с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. предпринимательской деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002г. подлежит учету в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера в льготном исчислении (полуторном размере).
Между тем, судом не учтено, что в представленных истцом в подтверждение факта осуществления предпринимательской деятельности в период с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. в районах Крайнего Севера, расчетах по единому налогу на вмененный доход поквартальных за 2001 г. и 2002 г., проверенных ИМНС по Кольскому району МО, ИП Олексиенко (Федорова) Т.И., в расчете за 3 квартал 2001 г. указала, что в июле, августе 2001 г. предпринимательскую деятельность осуществлять не будет (том 1 л.д.152); в расчете за 1 квартал 2002 г. указала, что в феврале предпринимательскую деятельность осуществлять не будет. Кроме того, аналогичный расчет по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2002 г. истцом суду не представлен.
В указанных расчетах содержатся сведения о месте осуществления предпринимательской деятельности: ..., вид деятельности – парикмахерские услуги.
Иных доказательств осуществления ИП Олексиенко (Федорова) Т.И. предпринимательской деятельности в июле и августе 2001 г., феврале, июле, августе, сентябре 2002 г. в районах Крайнего Севера при полной занятости истец не представила.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о подтверждении истцом осуществления в июле и августе 2001 г., феврале, июле, августе и сентябре 2002 г. предпринимательской деятельности, в том числе в районах Крайнего Севера.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части включения в страховой стаж Олексиенко Т.И. и стаж работы в районах Крайнего Севера осуществления предпринимательской деятельности в июле, августе 2001 г., феврале, июле, августе, сентябре 2002 г. с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Поскольку материалами дела подтвержден факт осуществления истцом предпринимательской деятельности в январе – июне и сентябре - декабре 2001 г., январе, марте - июне, октябре - декабре 2002 г. в районах Крайнего Севера при полной занятости, оснований для отмены решения в указанной части по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа об отсутствии доказательств, подтверждающих занятость истца на работе в особых климатических условиях в течение полного рабочего дня в указанные периоды, а также, что к таким доказательствам не могут быть отнесены представленные истцом расчеты, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
В силу приведенных норм права для подтверждения факта ведения деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов.
Такими документами могут быть: справки налоговых органов, содержащих сведения о дате регистрации предпринимателя (лица, самостоятельно обеспечивающего себя работой), и о месте осуществления его деятельности в районах Крайнего Севера, а также о наличии у указанного лица доходов или расходов, отраженных в налоговой отчетности за соответствующий период; копии деклараций, представленных в налоговый орган, в которых указывается место осуществления предпринимательской деятельности, свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (при условии содержания сведений о месте деятельности индивидуального предпринимателя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); иные документы, содержащие сведения о ведении деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом документы налоговых органов (декларация, свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход) принимаются только в совокупности с другими подтверждающими место осуществления предпринимательской деятельности документами.
Вопреки мнению пенсионного органа, истцом представлены надлежащие доказательства, подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельности в январе – июне, сентябре - декабре 2001 г., январе, марте - июне, октябре - декабре 2002 г. в районах Крайнего Севера при полной занятости.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств уплаты страховых взносов на пенсионное страхование за 2001 г., в том числе доказательства их уплаты в составе налога ЕНВД за 2001 г., противоречит материалам дела.
Как правильно указал суд первой инстанции, с введением с 01 января 2001 г. единого налога, установленного налоговым законодательством, страховые взносы включены в состав единого социального налога на вмененный доход, поэтому пунктом 2 статьи 29 Закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " и пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" предусматривается, что при применении Закона от 17 декабря 2001 г. уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу названного Закона (до 01 января 2002 г.) приравнивается к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Уплата налога ЕНВД за 2001 г. подтверждается справкой выданной Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области, а также полученным ответом Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области на запрос суда апелляционной интенции об уплате страховых взносов.
Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что суд вышел за пределы заявленных истцом требований со ссылкой на то, что истцом не заявлялись требования о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г., противоречит материалам дела.
Как следует из искового заявления, истец указывала на наличие у нее права на включение указанного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части включения в страховой стаж в льготном исчислении (в полуторном размере) периода работы истца с 21 мая 1990 г. по 22 октября 1991 г. и с 27 января 1992 г. по 23 ноября 1992 г., изменению в части включения периодов осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж в льготном исчислении (в полуторном размере) и в стаж работы в районах Крайнего Севера в июле, августе 2001 г., феврале, июле, августе, сентябре 2002 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 01 июня 2021 г.
в части удовлетворения исковых требований о включении в общий страховой стаж в полуторном исчислении (в полуторном размере) периодов с 21 мая 1990 г. по 22 октября 1991 г. и с 27 января 1992 г. по 23 ноября 1992 г. отменить, принять в этой части новое решение об оставлении заявленных Олексиенко Т. И. требований без удовлетворения;
в части удовлетворения требований о включении в общий страховой стаж в льготном исчислении (в полуторном размере) и в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности изменить, изложив абзац 3 резолютивной части решения в редакции.
Включить Олексиенко Т. И. в страховой стаж и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды осуществления трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя периоды:
с 01 января 2001 г. по 30 июня 2001 г.,
с 01 сентября 2001 г. по 31 декабря 2001 г.,
с 01 января 2002 г. по 31 января 2002 г.,
с 01 марта 2002 г. по 30 июня 2002 г.,
с 01 октября 2002 г. по 31 декабря 2002 г.
В остальной части решение оставить без изменения.
председательствующий |
судьи |