Решение по делу № 2-3925/2024 от 23.05.2024

Дело № 2- 3925/2024

22RS0065-01-2024-005073-25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 августа 2024 года                               город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Лопуховой Н.Н.,

при секретаре Паршиной Т.А.,

с участием представителя истца помощника Барнаульского транспортно прокурора Беликовой Ю.О., представителя ответчика Сергутова А.В., представителей третьих лиц Бутаковой Е.Е., Трубецкой О.Н., Карасинцева Б.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Авиапредприятие «Алтай» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Барнаульский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в Индустриальный районный суд г. Барнаула с иском к АО «Авиапредприятие «Алтай», в котором просил возложить на ответчика обязанность с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить защиту <данные изъяты> подразделениями ведомственной охраны ФГУП «УВО Минтранса России» от противоправных посягательств.

В обоснование иска указано, что по заданию Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Барнаульской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения АО «Авиапредприятие «Алтай» (далее - авиапредприятие), являющимся оператором аэродрома гражданской авиации Барнаул (Михайловка), законодательства о транспортной и авиационной безопасности, по результатам которого установлено следующее.

АО «Авиапредприятие «Алтай» является собственником <данные изъяты> (далее - аэропорт).

Охрана объектов транспортной инфраструктуры - <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась подразделением Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России». С ДД.ММ.ГГГГ охрана периметра аэропорта осуществляется аккредитованным подразделением транспортной безопасности АО «Авиапредприятие «Алтай», <данные изъяты> - ООО ЧОП «Цербер».

Причиной прекращения действия договора с Сибирским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» явилось окончание срока.

В силу действующего законодательства авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), a также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 г. № 42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, согласно пункту 4 которых охрана границ территории (периметра) аэропорта осуществляется в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности.

Подразделения транспортной безопасности - это осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Согласно статьям 2, 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

При этом, одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности, то есть деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий.

Исходя из положений статей 1, 2 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее - ФЗ № 77) ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для охраны объектов в целях предотвращения противоправных посягательств и выполнения иных задач, возложенных на ведомственную охрану; охрана - деятельность по обеспечению состояния защищенности объекта охраны (охраняемого объекта), осуществляемая в целях решения задач, возложенных на ведомственную охрану.

Основными задачами ведомственной охраны являются охрана объектов в целях предотвращения противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах. Иные задачи на ведомственную охрану могут быть возложены в соответствии с федеральными законами.

В абзаце втором части первой статьи 8 ФЗ № 77 установлено, что ведомственная охрана осуществляет охрану объектов, правообладателями которых являются федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны в соответствии со статьей 5 этого федерального закона, а также организации, в отношении которых указанные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование в установленной сфере деятельности.

В силу пунктов 2 и 3 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 743, ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации и осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности; основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Согласно пункту 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24.11.2008 № 192, ведомственная охрана создается Минтрансом России для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения. Охрана объектов, не являющихся государственной собственностью, осуществляется ведомственной охраной на договорной основе. Перечень охраняемых объектов, а также вносимые в него изменения утверждаются Минтрансом России по согласованию с Росгвардией.

Исходя из приведенных нормативных положений охрана от противоправных посягательств объектов, включенных в перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке. Охрана объектов, находящихся в сфере ведения Минтранса России, от противоправных посягательств обеспечивается ведомственной охраной названного министерства.

ФГУП «УВО Минтранса России» создано в целях оказания соответствующих охранных услуг на объектах, находящихся в сфере ведения создавшего ее федерального органа исполнительной власти, и наделено правом осуществлять охранную деятельность в отношении объектов, находящихся в сфере ведения Минтранса России, подведомственных ему органов исполнительной власти и включенных в соответствующий Перечень.

Таким образом, обеспечение охраны объектов от противоправных посягательств осуществляется в соответствии с ФЗ № 77, а защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства обеспечивается подразделениями транспортной безопасности в соответствии с ФЗ № 16.

Статьей 4 ФЗ № 16 предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная статья дополнена частью 8, предусматривающей, что защита объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, от актов незаконного вмешательства предусматривает защиту таких объектов от противоправных посягательств и осуществляется указанными подразделениями, являющимися подразделениями транспортной безопасности.

Введенной нормой законодатель конкретизировал круг объектов, охрана и защита которых от актов незаконного вмешательства осуществляется исключительно подразделением транспортной безопасности ведомственной охраны.

Приказом Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - Перечень № 222).

Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2022 № АКПИ22-58, от 27.06.2022 № АКПИ22-292, от 12.01.2023 № АКПИ22-1004, от 20.12.2023 N АКПИ23-999 установлено, что Перечень утвержден компетентным федеральным органом исполнительной власти при реализации предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка издания нормативного правового акта, а также требований, установленных для его государственной регистрации и опубликования.

В указанный Перечень № 222 включен склад ГСМ аэропорта.

Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства ФГУП «УВО Минтранса России» наделено исключительными полномочиями на оказание услуг по охране и защите объектов, включенных в Перечень № 222.

Однако в нарушение вышеуказанных требований закона охрана и защита склада ГСМ от актов незаконного вмешательства подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» в период с 01.01.2024 до настоящего времени не осуществляется.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» если иное не установлено законодательством Российской Федерации, по решению субъекта топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в зависимости от присвоенной ему категории опасности могут привлекаться в отношении объекта, которому присвоена средняя категория опасности, - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса или частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям.

В этой связи несмотря на то обстоятельство, что склад ГСМ относится к объектам топливно-энергетического комплекса, которому присвоена средняя категория опасности, его физическая защита в силу законодательства Российской Федерации осуществляется в ином порядке, не в соответствии с требования законодательства о топливно-энергетическом комплексе (Перечень № 222, ФЗ № 16), не дающим субъекту топливно-энергетического комплекса права выбора относительно привлечения вида сил обеспечения безопасности.

Барнаульской транспортной прокуратурой в феврале 2024 года генеральному директору АО «Авиапредприятие «Алтай» по вышеуказанному факту вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени они ответчиком не устранены.

Таким образом, АО «Авиапредприятие «Алтай», как субъектом транспортной инфраструктуры, не исполнена возложенная законом обязанность по обеспечению транспортной и авиационной безопасности подразделениями ведомственной охраны.

Учитывая, что несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, следовательно, меры по обеспечению безопасности должны приниматься в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности.

В ходе рассмотрения дела определением суда от 04.07.2024 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Представитель истца – помощник Барнаульского транспортного прокурора Беликова Ю.О. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по доводам, приведенным в иске, дополнительно пояснила, что единственной организацией, имеющей право в силу закона без дополнительной подготовки, аккредитации обеспечивать авиационную, транспортную безопасность, является ФГУП «УВО Минтранса России». Приказом Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222, изданного во исполнение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «О ведомственной охране», утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России». В указанный Перечень включен <данные изъяты>, соответственно, лицо, владеющее данным складом, обязано заключить с третьим лицом договор на его охрану. Вместе с тем, в настоящее время договор, ранее заключенный ответчиком с ФГУП «УВО Минтранса России» на охрану спорного объекта, истек, после чего ответчик отказался от услуг ведомственной охраны, заключив договор с ООО ЧОП «Цербер», что является нарушением вышеприведенных норм и положений действующего законодательства. В данном случае, у АО «Авиапредприятие «Алтай» нет права выбора организаций в части обеспечения безопасности склада ГСМ аэропорта. Требования представления прокурора, ранее направленного в адрес ответчика, исполнены не были. Вместе с тем, неисполнение ответчиком требований действующего законодательства несет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, ввиду того, что названный склад обеспечивает работу аэропорта, осуществляющего прием, выпуск воздушных судов. <данные изъяты> из Перечня, утвержденного Приказом Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222, не исключен, указанный приказ принят в пределах компетенции органа, издавшего его, утвержден в установленном порядке, имеют юридическую силу. Соответственно, объекты, которые перечислены в данном приказе, подлежат охране силами ФГУП «УВО Минтранса России», а потому исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Сергутов А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что <данные изъяты> не относится к объектам транспортной инфраструктуры, а потому не может охраняться в соответствии с требования Федерального закона от 09.02.200г г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Включение спорного объекта в перечень *** объектов топливно-энергетического комплекса Алтайского края позволило ответчику в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» заключить на конкурсной основе договор с ООО ЧОП «Цербер», которое в настоящее время осуществляет охрану склада. Ведомственная охрана обязана была внести изменения в Перечень, утвержденный Приказом Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222, и исключить из него <данные изъяты> как объект топливно-энергетического комплекса Алтайского края. Кроме того, названный приказ Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222, утвердивший Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», не является законом и не может порождать обязанность по заключению договора на охрану склада ГСМ только с ФГУП «УВО Минтранса России», поскольку такой объект может охранять не только ведомственная охрана, но и другие подразделения, предусмотренные законом. В настоящее время охрана склада осуществляется ООО ЧОП «Цербер» на основании договора, заключенного по результатам закупок. Заключение договора с частным охранным предприятием в данном случае для АО «Авиапредприятие «Алтай» было экономически более выгодно, чем с ФГУП «УВО Минтранса России».

Представители третьего лица ФГУП «УВО Минтранса России» – Бутакова Е.Е., Трубецкая О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали с учетом доводов, изложенных в письменном отзыве (л.д. 59-63), в котором указали, что на территории Сибирского Федерального округа не обеспечены охраной в целях противодействия противоправных посягательств подразделением ведомственной охраной Минтранса России объекты, находящиеся в ведении АО «Авиапредприятия «Алтай», включенные пунктом № 755 в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» в лице Сибирского филиала, утвержденный приказом Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222, а именно: <данные изъяты> Перечень объектов №222 утвержден Минтрансом России по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) и зарегистрирован в Минюсте России. Факт регистрации указанного Перечня свидетельствует о его общеобязательном применении. Факт включения объектов в Перечень объектов № 222 свидетельствует о том, что охрана этих объектов должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны) исключается. Однако, в нарушение указанных требований законодательства для охраны в целях противоправных посягательств на объекте ответчика ведомственная охрана Минтранса России не привлечена. Действиями ответчика также нарушаются требования Воздушного кодекса Российской Федерации в части обеспечения авиационной безопасности по охране в целях противодействия противоправных посягательств границ территории (периметра) на объекте. Наличие объекта в Перечне объектов № 222 позволяет заключать государственные контракты с собственником объектов (ответчиком), осуществляющим закупки, согласно Федеральному закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как с единственным поставщиком. При этом, ответчиком не учтено, что третье лицо наделено правоспособностью оказывать не только охранные услуги в отношении объектов, отнесенных к сфере ведения Минтранса России в соответствии с нормами Федерального закона «О ведомственной охране», но также наделено правоспособностью обеспечивать защиту объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) от актов незаконного вмешательства (АНВ), в соответствии с нормами Федерального закона «О транспортной безопасности» без подтверждения обязательной аккредитации, а только на основании заключенного договора с субъектом транспортной инфраструктуры (СТИ). Данное преимущество позволило бы ответчику заключить с третьим лицом договор/контракт на оказание комплекса услуг по охране в целях предотвращения противоправных посягательств, в соответствии с Федеральным законом «О ведомственной охране», и по транспортной безопасности по защите от актов незаконного вмешательства (АНВ), в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности», что позволило бы ответчику значительно снизить стоимость услуг и минимизировать расходование средств на данные виды затрат. В текущих условиях обострения военно-политических отношений с иностранными государствами, возникшей напряженностью внутри страны и увеличения рисков совершения различных диверсионных мероприятий несоблюдение ответчиком приведенных выше требований действующего законодательства Российской Федерации не обеспечивает достаточную защиту склада ГСМ от противоправных посягательств, обеспечение на объекте пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемом (защищаемом) объекте, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры.

Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Алтайскому краю – Карасинцев Б.Е. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, поддержал доводы, приведенные в отзыве на исковое заявление, в котором указал, что <данные изъяты> находится в Реестре объектов топливно-энергетического комплекса Минэнерго России за № АТ-Н-22-0001647 от 13.07.2020 г. и ему присвоена средняя категория опасности. Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, a также права, обязанности и ответственность субъектов топливно- энергетического комплекса установлены Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Поскольку вся инфраструктура склада ГСМ работает, в том числе как полноценный объект топливно-энергетического комплекса, осуществляя функции хранения на коммерческой основе топлива сторонних организаций, осуществление безопасности данного объекта, по мнению представителя третьего лица, осуществляется в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона № 256-ФЗ, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, по решению субъекта топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в зависимости от присвоенной ему категории опасности могут привлекаться в отношении объекта, которому присвоена средняя категория опасности, - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса или частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям. Тем самым нарушений законодательства в части не привлечения для охраны объекта подразделения Сибирского филиал ФГУП «УВО Минтранса России» не усматривается.

В судебном заседании представитель третьего лица дополнительно указал, что в настоящее время охрану спорного объекта – склада ГСМ АО «Авиапредприятие «Алтай» осуществляют сотрудники ООО ЧОП «Цербер». Указанный объект действительно обслуживает нужды аэропорта, осуществляя заправку транспортных воздушных судом, однако, является ли он объектом транспортной инфраструктуры, ему не известно, документально указанный статус склада не закреплен. Кроме того, по мнению представителя третьего лица, обеспечение безопасности спорного объекта частным охранным предприятием – ООО ЧОП «Цербер» в данном случае наиболее надежно, поскольку осуществляется с применением оружия, тогда как сотрудники ФГУП «УВО Минтранса России» его не имеют.

С такими доводами не согласился представитель ФГУП «УВО Минтранса России», указав на обратное.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что АО «Авиапредприятие «Алтай» (ИНН ***) является действующим юридическим лицом, основной вид деятельности: деятельность аэропортная (л.д. 36).

ДД.ММ.ГГГГ директором Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» в адрес транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры направлено уведомление о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ действия договора *** от ДД.ММ.ГГГГ по охране (защите) периметра <данные изъяты> и ФГУП «УВО Минтранса России» (л.д. 9-15).

По заданию Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Барнаульской транспортной прокуратурой проведен анализ соблюдения АО «Авиапредприятие «Алтай», являющимся оператором <данные изъяты> законодательства о транспортной и авиационной безопасности.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что АО «Авиапредприятие «Алтай» является собственником <данные изъяты>

До ДД.ММ.ГГГГ охрана объектов транспортной инфраструктуры – аэропорта и склада ГСМ осуществлялась подразделением Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России». Причиной прекращения действия договора, заключенного между АО «Авиапредприятие «Алтай» и Сибирским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России», явилось окончание его срока.

Согласно информации, направленной АО «Авиапредприятие «Алтай» в адрес Барнаульской транспортной прокуратуры, договор на оказание услуг по охране (защите) объектов *** от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный АО «Авиапредприятие «Алтай» с Сибирским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России», являлся срочным, до истечения срока его действия в адрес Сибирского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» направлено уведомление о прекращении действия указанного договора. Ввиду наличия в штате АО «Авиапредприятие «Алтай» аккредитованного подразделения транспортной безопасности, юридическим лицом принято решение об осуществлении охраны границ территории аэропорта и объектов их инфраструктуры силами подразделения транспортной безопасности. Для охраны склада ГСМ АО «Авиапредприятие «Алтай» заключен срочный договор с ООО ЧОП «Цербер». В последующем, на основании проведенной закупочной процедуры будет определено юридическое лицо, которое вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса (л.д. 16-17).

По результатам проведенной проверки генеральному директору АО «Авиапредприятие «Алтай» Барнаульским транспортным прокурором вынесено представление *** от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о транспортной и авиационной безопасности в части осуществления защиты и охраны склада ГСМ аэропорта от актов незаконного вмешательства, допущенных ввиду непривлечения с ДД.ММ.ГГГГ к такой защите и охране подразделения ФГУП «УВО Минтранса России» (л.д. 26-28).

Из ответа АО «Авиапредприятие «Алтай» *** от ДД.ММ.ГГГГ на представление Барнаульского транспортного прокуратура *** от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ склад ГСМ был включен в Перечень № 7 объектов топливно-энергетического комплекса Алтайского края, подлежащих категорированию. Категорирование проведено в соответствии с Приказом Минэнерго России от 10.02.2012 № 48 «Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию». По результатам комиссионного категорирования складу ГСМ присвоена средняя категория опасности. Склад ГСМ АО «Авиапредприятие «Алтай» не относится к объектам транспортной инфраструктуры. Следовательно, на организацию охраны склада ГСМ не распространяются действия Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Приказ Минтранса России от 03.08.2016 N 222, которым склад ГСМ АО «Авиапредприятие «Алтай» включен в перечень охраняемых объектов, как субъект транспортной инфраструктуры, отношений к законодательству о транспортной безопасности не имеет, по своей правовой природе не является законом и не порождает обязанности по заключению договора на охрану склада ГСМ только с подразделением ФГУП «УВО Минтранса России». Согласно п.п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», для охраны субъекта ТЭК, привлекаются - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса или частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям. Поскольку в указанном законе нет прямого указание, что охрану объекта ТЭК обеспечивают подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, по мнению генерального директора АО «Авиапредприятие «Алтай», в действиях организации отсутствуют нарушения требований законодательства транспортной безопасности, соответственно, привлечение работников к дисциплинарной ответственности будет незаконным (л.д. 29-30).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Барнаульский транспортный прокурор ссылался на то, что в нарушение требований действующего законодательства охрана и защита склада <данные изъяты> от актов незаконного вмешательства подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» в период с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не осуществляется, представление Барнаульского транспортного прокуратура *** от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не исполнено, нарушения не устранены. Таким образом, АО «Авиапредприятие «Алтай», как субъектом транспортной инфраструктуры, не исполнена возложенная законом обязанность по обеспечению транспортной и авиационной безопасности подразделениями ведомственной охраны. Поскольку несоблюдение ответчиком требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, пользующихся услугами воздушного транспорта, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, прокурор полагает необходимым возложить на ответчика обязанность с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить защиту <данные изъяты> подразделениями ведомственной охраны ФГУП «УВО Минтранса России» от противоправных посягательств.

Представитель ответчика, возражая против удовлетворения указанных требований, ссылался на то, что <данные изъяты> не относится к объектам транспортной инфраструктуры, а потому не может охраняться в соответствии с требования Федерального закона от 09.02.2000 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Включение спорного объекта в перечень № 7 объектов топливно-энергетического комплекса Алтайского края позволило ответчику в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» заключить на конкурсной основе договор с ООО ЧОП «Цербер». При этом приказ Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222, утвердивший Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», не является законом и не может порождать обязанность по заключению договора на охрану склада ГСМ только с ФГУП «УВО Минтранса России». В настоящее время охрана склада осуществляется ООО ЧОП «Цербер» на основании договора, заключенного по результатам закупок. Заключение договора с частным охранным предприятием в данном случае для АО «Авиапредприятие «Алтай» было экономически более выгодно, чем с ФГУП «УВО Минтранса России».

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 г. № 42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, согласно пункту 4 которых охрана границ территории (периметра) аэропорта осуществляется в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности.

Подразделения транспортной безопасности - это осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения, искусственные острова, установки, сооружения, аэродромы и аэропорты, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, и (или) грузов повышенной опасности, а также здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В силу пункта 7.1 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" подразделения транспортной безопасности - это осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Согласно статьям 2, 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

При этом, одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности, то есть деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий.

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ "О ведомственной охране".

В соответствии с ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» ведомственная охрана – совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для охраны объектов в целях предотвращения противоправных посягательств и выполнения иных задач, возложенных на ведомственную охрану.

Охраняемыми объектами в соответствии с определением, данным вышеуказанной статьей, являются здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие охране в целях предотвращения противоправных посягательств.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 77-ФЗ основными задачами ведомственной охраны являются:

охрана объектов в целях предотвращения противоправных посягательств;

обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Иные задачи на ведомственную охрану могут быть возложены в соответствии с федеральными законами.

Статьей 5 закона установлено, что имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 77-ФЗ ведомственная охрана, в частности осуществляет охрану объектов, правообладателями которых являются федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, а также организации, в отношении которых указанные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование в установленной сфере деятельности.

Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, охраняемыми объектами ведомственной охраной могут быть объекты, соответствующие как одному, так и нескольким условиям: являться государственной собственностью; находиться в сфере ведения соответствующего федерального государственного органа; соответствующие сразу двум критериям).

Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны». В соответствии с данным постановлением, к органам, имеющим право создавать ведомственную охрану, относится Министерство транспорта Российской Федерации.

В силу пунктов 2 и 3 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 743, ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации и осуществляет охрану объектов в целях предотвращения противоправных посягательств и выполнение иных задач, возложенных на ведомственную охрану в соответствии с федеральными законами, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности; основными задачами ведомственной охраны являются: охрана объектов в целях предотвращения противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

В соответствии с п. 10 Положения о ведомственной охране перечень охраняемых объектов утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24.11.2008 № 192, ведомственная охрана создается Минтрансом России для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения. Охрана объектов, не являющихся государственной собственностью, осуществляется ведомственной охраной на договорной основе. Перечень охраняемых объектов, а также вносимые в него изменения утверждаются Минтрансом России по согласованию с Росгвардией.

15.10.2002 г. во исполнение требований Федерального Закона от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» и Постановления Правительства РФ № 743 от 11 октября 2001 года «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» создано Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (далее – ФГУП «УВО Минтранса России»), которое в настоящее время осуществляет деятельность ведомственной охраны.

ФГУП «УВО Минтранса России» в своей деятельности руководствуется нормами Федерального закона № 77-ФЗ, Положением о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 743, уставом ФГУП "УВО Минтранса России", утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.06.2023 г. № ВС-124-Р " (л.д. 64-71).

Пунктом 2.1 устава определено, что предприятие создано для охраны объектов в целях предотвращения противоправных посягательств, выполнения иных задач, возложенных на ведомственную охрану в соответствии с федеральными законами и получения прибыли.

Предприятие участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и осуществляет виды деятельности имеющие стратегические значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Согласно пункту 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» подразделения предприятия, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры), являются подразделениями транспортной безопасности (п. 2.2).

Для достижения целей и задач, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 устава, предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

2.3.1. Обеспечение охраны объектов на договорной основе:

правообладателями которых являются Минтранс России, а также организации, в отношении которых Минтранс России осуществляет координацию и регулирование в установленной сфере деятельности;

федеральных государственных органов до создания ими ведомственной охраны в случае, если право на ее создание предоставлено соответствующим федеральным законом;

защита которых осуществляется в соответствии с федеральными законами.

2.3.2. Обеспечение защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства на договорной основе.

2.3.3. Обеспечение на охраняемых объектах пропускного режима.

2.3.4. Обеспечение на охраняемых объектах внутриобъектового режима.

2.3.5. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах и др.

Таким образом, предприятие, основываясь на положениях устава, наделено правоспособностью оказывать охранные услуги в отношении объектов, защита которых осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 августа 2016 г. № 222.

Указанный Перечень охраняемых объектов подразделениями Минтранса России, по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии), зарегистрирован в Минюсте России (рег. № 43459).

Приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222 "Об утверждении Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" в пункт 1036 Перечня включен склад ГСМ "Международного аэропорта Барнаул имени Германа Титова", принадлежащий ОАО "Авиапредприятие Алтай".

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ действие договора *** от ДД.ММ.ГГГГ по охране (защите) периметра <данные изъяты> и ФГУП «УВО Минтранса России», прекращено.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Авиапредприятие «Алтай» (заказчик) и ООО ЧОП «Цербер» (исполнитель) заключен договор *** на оказание услуг по охране (л.д. 18-25), в соответствии с которым исполнитель в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказывает заказчику услуги по охране объекта и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении. Система организации охраны объекта и имущества заказчика на объекте, порядок осуществления функций исполнителя, определяется техническим заданием и должностной инструкцией по охране объекта (приложения № 2 и 6 к договору).

В соответствии со спецификацией, являющейся приложением № 1 к договору *** от ДД.ММ.ГГГГ, объектом, подлежащим охране в рамках настоящего договора, является склад ГСМ

Согласно п. 7.1 договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Из пояснений представителя ответчика АО «Авиапредприятие «Алтай», а также представителя третьего лица Управления Росгвардии по Алтайскому краю следует, что с ДД.ММ.ГГГГ охрана <данные изъяты> на основании срочных договоров, а в последующем, на основании договора, заключенного по результатам торгов, осуществляется сотрудниками ООО ЧОП «Цербер».

Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 регламентировано, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране.

Согласно пунктам 22 и 23 данного перечня государственной охране подлежат средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, защита которых от актов незаконного вмешательства осуществляется подразделениями транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности", аэропорты и объекты их инфраструктуры.

Исходя из правоспособности субъектов рынка охранных услуг (частная охрана, ведомственная охрана, государственная охрана, вневедомственная охрана), учитывая значимость объекта для государства, последствия при совершении в отношении него противоправных посягательств, а также полномочия (права и обязанности) работников охраны, законодателем разграничены субъекты охраны при осуществлении охраны соответствующих объектов.

При этом, если объекты включены в Перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, то охрана этих объектов должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны) может носить только вспомогательный характер.

Таким образом, при внесении Минтрансом России объектов в соответствующий Перечень их охрана должна обеспечиваться ведомственной охраной Минтранса России в обязательном порядке.

Согласно пункту 1036 Перечня охраняемых объектов подразделениями ФГУП "УВО Минтранса России" - <данные изъяты> принадлежащий ОАО "Авиапредприятие Алтай", являясь объектом, имеющим особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, подлежит обязательной государственной охране.

Таким образом, поскольку спорный объект – <данные изъяты> принадлежащий ОАО "Авиапредприятие Алтай", включен в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП "УВО Минтранса России", возможность его охраны иными силами (субъектами охраны) без привлечения ведомственной охраны исключается.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что склад ГСМ относится к объектам топливно-энергетического комплекса Алтайского края, а потому не может охраняться в соответствии с требования Федерального закона от 09.02.2000 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с правилами статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, но не обеспечивающих их функционирование, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» если иное не установлено законодательством Российской Федерации, по решению субъекта топливно-энергетического комплекса для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в зависимости от присвоенной ему категории опасности могут привлекаться в отношении объекта, которому присвоена средняя категория опасности, - подразделения и (или) организации войск национальной гвардии, ведомственная охрана субъекта топливно-энергетического комплекса, частная охранная организация субъекта топливно-энергетического комплекса или частная охранная организация, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации специальным требованиям к частным охранным организациям.

Деятельность по обеспечению защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства регулируется Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

В этой связи, как правомерно отмечено истцом, несмотря на то обстоятельство, что склад ГСМ относится к объектам топливно-энергетического комплекса, которому присвоена средняя категория опасности, его физическая защита в силу законодательства Российской Федерации осуществляется в ином порядке, не в соответствии с требования законодательства о топливно-энергетическом комплексе (Перечень № 222, ФЗ № 16), не дающим субъекту топливно-энергетического комплекса права выбора относительно привлечения вида сил обеспечения безопасности.

Поскольку <данные изъяты>, принадлежащий ОАО "Авиапредприятие Алтай", включен в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП "УВО Минтранса России", утвержденный Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 августа 2016 года N 222, доводы представителя ответчика о том, что у него отсутствует предусмотренная законом обязанность заключить договор на его охрану с подразделением ФГУП «УВО Минтранса России», судом во внимание не принимаются.

Не имеют юридического значения для разрешения спора и доводы стороны ответчика о том, что приказ Минтранса России от 03.08.2016 г. № 222, утвердивший Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», не является законом и не может порождать обязанность по заключению договора на охрану склада ГСМ только с ФГУП «УВО Минтранса России», поскольку факт регистрации Перечня в Минюсте России, в соответствии с Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 N 105 (далее - Разъяснения), свидетельствует о его общеобязательном применении, так как государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, являющиеся общеобязательным государственным предписанием постоянного или временного характера, рассчитанным на многократное применение, а акты рекомендательного характера регистрации не подлежат.

То обстоятельство, что в настоящее время охрана склада ГСМ осуществляется ООО ЧОП «Цербер» на суть принятого решения не влияет, поскольку охрана объекта должна обеспечиваться исключительно ведомственной охраной Министерства транспорта РФ, ООО ЧОП «Цербер» правом на охрану указанного объекта не обладает, а потому заключение АО «Авиапредприятие «Алтай» договора на охрану склада с указанным юридическим лицом не может являться основанием для отказа в заключении договора по охране объекта с ведомственной охраной.

Само по себе заключение контракта с ООО ЧОП «Цербер» на оказание услуг по охране склада не свидетельствует о выполнении ответчиком обязанности по надлежащей охране соответствующего объекта. Наличие такого контракта в силу приведенных выше нормативных положений не является достаточным для обеспечения соответствующей охраны.

Доводы ответчика о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае обеспечения охраны спорных объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России» суд также не принимает, поскольку возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) прямо предусмотрена ст. 93 указанного Федерального закона.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что ответчиком допущено незаконное бездействие при обеспечении охраны спорного объекта, нарушающее права граждан на безопасное использование воздушного пространства.

Таким образом, учитывая, что при внесении Минтрансом России объектов в Перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП «УВО Минтранса России», их охрана должна обеспечиваться ведомственной охраной Минтранспорта России в обязательном порядке, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Принимая во внимание, что при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика АО «Авиапредприятие «Алтай» в доход муниципального образования городского округа – города Барнаула, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Барнаульского транспортного прокурора удовлетворить.

Возложить с момента вступления решения в законную силу на акционерное общество «Авиапредприятие «Алтай» (ОГРН ***) обязанность обеспечить от противоправных посягательств защиту склада ГСМ международного аэропорта Барнаул имени Германа Титова подразделениями ведомственной охраны ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации".

Взыскать с акционерного общества «Авиапредприятие «Алтай» (ОГРН *** в доход муниципального образования городского округа – город Барнаул государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.

Судья         Н.Н. Лопухова

Решение суда в окончательной форме принято 26 августа 2024 года.

Верно, судья                     Н.Н.Лопухова

Секретарь судебного заседания Т.А.Паршина

Решение суда на 26.08.2024 в законную силу не вступило.

Секретарь судебного заседания Т.А.Паршина

Подлинный документ подшит в деле № 2-3925/2024 Индустриального районного суда г. Барнаула.

2-3925/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Барнаульский транспортный прокурор
Ответчики
АО Авиапредприятия Алтай
Другие
Сибирский филиал ФГУП УВО Минтранса России
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю
Суд
Индустриальный районный суд г. Барнаул
Судья
Лопухова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
industrialny.alt.sudrf.ru
23.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2024Передача материалов судье
28.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее