Дело № 2-194/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июля 2017 г. с.Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Чупошева Е.Н., при секретаре Осеевой А.Г., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Буянтуевой И.Б., представитель ответчика директора МБОУ «Большекуналейская средняя общеобразовательная школа» Ивлевой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Большекуналейская средняя общеобразовательная школа», Администрации МО «Тарбагатайский район» о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «Большекуналейская средняя общеобразовательная школа»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, просит возложить на Администрацию Муниципального образования «Тарбагатайский район» обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность МБОУ «Большекуналейская общеобразовательная школа» путем выделения средств на устройство системы видеонаблюдения по периметру и в здании образовательного учреждения; возложить на МБОУ «Большекуналейская средняя общеобразовательная школа» обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность образовательного учреждения путем устройства системы видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, противодействии терроризму и экстремизму в общеобразовательных организациях района.
На территории Тарбагатайского района размещено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большекуналейская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Большекуналейская СОШ»), осуществляющее деятельность по реализации образовательных программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. МБОУ «Большекуналейская СОШ» несет обязанность по созданию безопасных условий обучающихся.
Проведенной поверкой установлено, что в МБОУ «Большекуналейская СОШ» должным образом не соблюдаются предупредительно-охранные меры по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, которые в данном случае выражаются в непринятии мер к установлению системы видеонаблюдения.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Тарбагатайского района РБ Буянтуева И.Б. исковые требования поддержала, просит установить срок до 01.09.2017 года.
Представитель истца директор МБОУ «Большекуналейская средняя общеобразовательная школа» Ивлева А.М. исковые требования признала, возражений не имеет, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представитель ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» глава Максимов В.Л. в судебное заседание не явился, представил заявление о признании иска, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействий терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующем устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, противодействии терроризму и экстремизму в общеобразовательных организациях района.
Проведенной проверкой установлено, что в МБОУ «Большекуналейская СОШ» должным образом не соблюдаются предупредительно-охранные меры по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, которые в данном случае выражаются в непринятии мер к установлению системы видеонаблюдения.
Проверка показала, что в МБОУ «Большекуналейская СОШ», расположенного по адресу: <адрес> РБ, система видеонаблюдения по периметру и в здании школы отсутствует.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здании и сооружения необходимо соблюдения следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленных на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Помимо этого в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.03.2008 №№ АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» в целях организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных учреждений всех типов и видов указано, что подготовку образовательных учреждений к новому учебному году необходимо вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий. Согласно имеющему приложению в разделе антитеррористическая безопасность предусмотрены мероприятия по установке систем видеонаблюдения.
Аналогичные требования указаны в письме Министерства образования и науки РФ от 20.05.2014 № МК-558/12 «О подготовке к новому учебному году». Выполнение мероприятий по установке системы видеонаблюдения необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Администрация МО «Тарбагатайский район», являющаяся собственником имущества МБОУ «Большекуналейская СОШ», а также субъектом антитеррористической деятельности, также несет обязанность по созданию безопасных условий обучающихся и антитеррористической защищенности образовательных организаций. В силу того, что в МБОУ «Большекуналейская СОШ» до настоящего времени не принят комплекс мер по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации, нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, которые могут пострадать в результате совершения террористических актов.
В соответствии со ст.ст. 209-210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании Устава МО «Тарбагатайский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» № 326 от 21.03.2014, к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Статьей 28 Устава предусмотрено, что Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Тарбагатайский район».
Исходя из анализа указанных выше законов следует, что в целях профилактики терроризма органы местного самоуправления обязаны обеспечить выполнение совокупности мероприятий, направленных на усиление безопасности и защиты объектов от преступного посягательства, в частности установить систему видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения.
Между тем, здание МБОУ «Большекуналейская СОШ» не отвечают указанным целям безопасности, так как не оборудовано системой видеонаблюдения, то есть в МБОУ «Большекуналейская СОШ» не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма.
Непринятие мер по антитеррористической защищённости здания МБОУ «Большекуналейская СОШ», являющихся объектом массового пребывания людей, влечёт нарушение прав граждан, находящихся в здании и помещении учреждения на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях.
Органы местного самоуправления располагают достаточно большим объемом полномочий в сфере организации деятельности образовательных учреждений. В число таких полномочий входит, в том числе, вопросы обеспечения деятельности образовательных учреждений и ее финансирования, формирование местного бюджета в части расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учреждений образования.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно информации директора МБОУ «Большекуналейская СОШ» Ивлевой А.М. МБОУ «Большекуналейская СОШ» системой видеонаблюдения не оснащена.
Таким образом, администрация района, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и, являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
Суд принимает признание иска представителями ответчиков, с установлением срока исполнения решения суда до 01.09.2017 г.
Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.
Возложить на Администрацию Муниципального образования «Тарбагатайский район» обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность МБОУ «Большекуналейская средняя общеобразовательная школа» путем выделения средств на устройство системы видеонаблюдения по периметру и в здании образовательного учреждения, в срок до 01.09.2017 г.
Возложить на МБОУ «Большекуналейская средняя общеобразовательная школа» обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность образовательного учреждения путем устройства системы видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения, в срок до 01.09.2017 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2017 г.
СОГЛАСОВАНО:
Федеральный судья Чупошев Е.Н.