ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Судья Пекаринина И.А. Дело № 88-20109/2020 ГСК Жиляева О.И. (докл.) № дела суда 1-й инстанции 2-1628/2019
Балацкий Е.В.
Радовиль В.Л.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Краснодар 10 ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В., Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 21 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 об истребовании в федеральную собственность Российской Федерации из незаконного владения ответчика земельного участка №б/72, площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Кача, <адрес>, кадастровый №.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 21 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 16 марта 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Зотов В.В., ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории <адрес>, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникающих прав, содержит ст. 6.1 Закона Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>».
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП военный городок № К-1 (единый имущественный комплекс) был передан в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.
ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации подписан акт приема-передачи имущества.
При оформлении правоустанавливающих документов на военный городок № К-1, выяснилось, что земельный участок, принадлежащий ответчику, фактически является частью земельного участка военного городка.
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ОК «Дачно-строительный кооператив «Благополучный» утвержден проект землеустройства по отведению земельных участков для строительства и обслуживания индивидуальных дачных домов в районе <адрес> в <адрес>, ориентировочной общей площадью 5,5900 га для передачи в собственность членам кооператива.
Пунктом 2 этого распоряжения определено передать в собственность гражданам – членам ОК ««Дачно-строительный кооператив «Благополучный» земельные участки общей площадью 5,5900 га для индивидуального дачного строительства, с отнесением их к категории земель рекреационного назначения.
ФИО1 как член ОК «Дачно-строительный кооператив «Благополучный» получила в собственность земельный участок площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Б/72.
В 2010 году ФИО1, получила государственный акт на право собственности на земельный участок №-Б/72, расположенный в <адрес>, Кача, <адрес>; целевое назначение которого для индивидуального дачного строительства, кадастровый №. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера №
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от ДД.ММ.ГГГГ Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях № и 3 и картах № и 2 к Соглашению.
Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины. В приложении № к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указаны «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.
Распоряжением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок №К-1. ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Крымское ТУПО» МО РФ) подписан акт приема- передачи военного городка №К-1 в виде единого имущественного комплекса.
Из акта осмотра земельных участков военного городка №К-1, расположенных по адресу: <адрес>, мыс Маргопуло, <адрес>, 16, <адрес>, составленному представителями ФГКУ «Крымское ТУПО», № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка №К-1.
Спорный земельный участок на момент его предоставления в собственность ответчику, входил в территорию поселка Кача в пределах землепользования ОК «ДСК «Благополучный».
Земельный участок предоставлен ФИО1 как члену ОК «ДСК «Благополучный» на основании решения органа местного самоуправления.
В соответствии сп.4 ст. 1 Гражданского Кодекса РФ, ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым в образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при проверке законности распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №1104-р от 29 декабря 2009 года подлежат применению нормы законодательства Украины.
Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.
Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Право собственности ФИО1 на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, законность документа, явившегося основанием для совершения регистрирующих действий, сомнений у регистрирующего органа не вызвало.
Поскольку спорный земельный участок расположен в <адрес>, в пределах ОК «ДСК «Благополучный», его целевое назначение определено для индивидуального дачного строительства, учитывая, что земельный участок Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя поставлен на кадастровый учет без указаний каких- либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, следовательно в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не мог предполагать, что спорный земельный участок может относится к землям военного городка №К-1, в связи с чем оснований расценивать поведение ответчика как недобросовестное не имеется.
Разрешая дело по существу суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 301, 305 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 3, 6 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "Об основах управления государственным имуществом <адрес>", статьи 9 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>", учитывая разъяснения содержащиеся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом заявленные требования не доказаны.
Из материалов дела следует, что в 1994 году проведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского Флота, по результатам которой оформлено техническое дело №. Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского Флота за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (№№). Земельный участок № площадью 1133,06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома.
На указанные земельные участки (№№) оформлено право временного землепользования сроком на три года.
Техническое дело № содержит координаты границ указанных земельных участков (№), без отнесения земельных участков к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка №К-1. Информация о вхождении земельных участков №, указанных в Техническом деле №, в состав военного городка №К-1 отсутствует.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что земельные участки, указанные в Техническом деле № по инвентаризации земель войсковой части 49311 ЧФ, в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1,2, К-4)» согласно Приложению № к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота, не имеется.
Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение № к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП), в состав военного городка №К-1 вошли земельные участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0,01 га), <адрес> (площадью 0,13 га), <адрес> (0,5588 га), <адрес> (площадью 0,5531 и 0,5243 га), <адрес>,16 (площадью 1137,87 га). Количество зданий и сооружений военного городка №К-1 указано 229.
Таким образом, перечень имущества военного городка №К-1 согласно приложению № к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка №К-1, указанному в приложении № к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП.
Кроме того, согласно обоснованию занимаемой территории от ДД.ММ.ГГГГ в материалах технического дела № по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского Флота земельный участок № находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей. К аэродрому примыкает жилой городок. На участке № есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь-Евпатория.
ДД.ММ.ГГГГ решением Севастопольского городского Совета утвержден проект землеустройства относительно границ административно-территориального образования поселка Кача, границы данного поселка увеличились, включая в себя территорию ДСК «Благополучный».
ДД.ММ.ГГГГ решением командующего Черноморским флотом № «О сокращении площадей земельных участков, находящихся в пользовании войсковых частей флота» утверждены дополнительные предложения по сокращению площадей земельных участков, отведенных в постоянное пользование. В соответствии с приложением № к указанному решению земельный участок военного городка № К1, используемый войсковой частью 49311 в п. <адрес>ю 43,8 га подлежит изъятию и передаче местным органам власти, в пользовании войсковой части остается земельный участок площадью 1089,3 га.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что право собственности ФИО1 на спорный земельный участок возникло на основании решения уполномоченного органа, зарегистрировано в установленном законом порядке, земельный участок на момент предоставления к землям военного городка К-1 не относился, вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства, в момент приобретения земельного участка ответчик не мог предполагать, что приобретаемый земельный участок может относиться к землям военного городка К-1.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок за ФИО1 свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе повторяют доводы апелляционной жалобы, которым были исследованы судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
По существу доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 21 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 16 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
И.Э. Косарев