Решение по делу № 33а-899/2019 от 14.01.2019

Верховный Суд Республики Дагестан

судья Хавчаев Х. А.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 февраля 2019 г. по делу N 33а-899/2019, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Хираева Ш. М.,

судей Гончарова И. А. и Хаваева А. Г.,

при секретаре Яхъяеве Т. Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончарова И. А. апелляционную жалобу представителя Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 30 ноября 2018 года по административному делу по административному иску Ахмедовой П.С. к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установила:

Магомедов А.А. в лице представителя Шейхова А.А. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан, Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В обоснование указал, что он является собственником земельного участка площадью 1624 кв. м. с кадастровым номером 05:40:000061:1358, расположенного по адресу г. Махачкала, пр. Петра Первого, кадастровой стоимостью 15451356 рублей. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – 8501250 руб., как это установлено отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.02.2018 г. №41/18, составленного оценщиком Гаджиевым М.Б. (ООО «Республиканский центр судебной экспертизы»).

Представитель административного истца Шейхов А. А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и с учетом их уточнения просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере 13434589 рублей, которая установлена заключением судебной оценочной экспертизы от 02.11.2018 г. №0211/Э.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 30 ноября 2018 года административное исковое заявление Ахмедовой П.С. удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000061:1358 площадью 1624 кв. м., расположенного по адресу: г. Махачкала, пр. П. Первого, в районе АЗС, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере 13434589 (тринадцать миллионов четыреста тридцать четыре тысяча пятьсот восемьдесят девять тысяча) рублей, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать 6 октября 2017 года.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика – Правительства Республики Дагестан Гаджиев И. М. просит вынесенное судом решение отменить, указывая в обоснование своих доводов на то, что судом первой инстанции дана неверная оценка обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам. Просит коллегию отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении административного иска.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), заслушав объяснения представителя Правительства Республики Дагестан Курбаналиева Ю.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Каких-либо оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.

Как следует из материалов дела, административному истцу Магомедову А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000061:1358, площадью 1624 кв. м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. П. Первого, в районе АЗС, что подтверждается записью о государственной регистрации права от 17.09.2010 г. №05-05-01/117/2010-409.

Согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте Росреестра, данный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования по документу – под существующими торговыми объектами.

Из представленной в суд выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка составляет 15451356,52 рублей.

Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».

Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, Магомедов А.А. обратился в суд с настоящим административным иском, представив в обоснование заявленных требований отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 15.02.2018 г. №41/18, выполненный оценщиком Гаджиевым М.Б. (ООО «Республиканский центр судебной экспертизы»), согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.12.2012 г. составляла 8501250 рублей. В судебном заседании Шейхов А. А. уточнил требования административного иска и просил определить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 13434589 рублей, в соответствии с заключением оценочной экспертизы, назначенной судом.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является земельный налог. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является 1 декабря 2012 года.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со ст.11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В связи с тем, что отчет о результатах оценки рыночной стоимости земельного участка от 05.07.2018 г. №О-05-07/18 не соответствовал п.23 ФСО №1, п.5 ФСО №3 и ч.2 ст.82 КАС РФ, судом первой инстанции по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки.

В соответствии с заключением судебного эксперта Гасанова Д.М. (ООО «Аудиторская компания «Цестрис-Аудит») от 02.11.2018 г. № 0211/Э рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000061:1358, площадью 1624 кв. м., по состоянию на 1 декабря 2012 года составляла 13434589 рублей.

Допрошенный в судебном заседании эксперт Гасанов М.Д., будучи предупрежден об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения и заведомо ложных показаний, изложенные в заключении от 02.11.2018 г. №0211/Э выводы о размере рыночной стоимости земельного участка полностью подтвердил.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. ст. 84 и 168 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объекта оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.

В свою очередь административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено, выводы судебного эксперта не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного земельного участка ими не представлено, ходатайств о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере не заявлено; оснований для назначения такой экспертизы по инициативе суда первой инстанции также не было установлено.

Судом первой инстанции данное заключение судебного эксперта по настоящему делу признано допустимым и достоверным доказательством, объективно подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости.

Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что со стороны Магомедова А.А. имели место обращения в Комиссию при Управлении Росреестра по РД о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, в чем ему решениями Комиссии было отказано.

При этом первоначальное обращение в Комиссию имело место 06.10.2017 г., по которому решением Комиссии от 20.10.2017 г. №329/АМ Магомедову А.А. в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка отказано.

Таким образом, заявленные Магомедовым А.А. по настоящему делу требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с учетом их уточнения судом первой инстанции были удовлетворены; датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости постановлено считать дату первоначального обращения административного истца с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссию при Управлении Росреестра по РД (п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).

При этом такой датой не может являться 12.07.2017 г., поскольку из показаний представителя административного истца Шейхова А.А. в суде усматривается, что указанное заявление Комиссией по существу не было рассмотрено.

Доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств.

Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неверным.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 307 - 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 30 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Республики Дагестан Гаджиева И. М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-899/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Гончаров Игорь Алексеевич
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
07.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее