дело №2-456/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 марта 2017 года пос. ж.д. ст. Высокая Гора
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Тухватуллина И.И.,
при секретаре судебного заседания Ризвановой А.С.,
с участием истца Хакимовой А.Р.,
представителя ответчика исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в лице Хасанова А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Хакимова С.Р., Хакимовой А.,Р, Казаковой С.С., Хакимовой А.М. к исполнительному комитету ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан, ВысокоГ.му участку Управления по координации деятельности структурных подразделений РГУП «БТИ» МСАЖКХ по <адрес>, РГУП БТИ МСАЖКХ по <адрес> о признании жилого помещения с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л.
Хакимов С.Р., Хакимова А.Р., Казакова С.С., Хакимова А.С. обратились в суд с иском к исполнительному комитету ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан, ВысокоГ.му участку Управления по координации деятельности структурных подразделений РГУП «БТИ» МСАЖКХ по <адрес>, РГУП БТИ МСАЖКХ по <адрес> о признании жилого помещения с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес> частью жилого <адрес>
В обосновании иска указано, что истцам на праве долевой собственности принадлежит жилое помещение (квартира), расположенная по адресу: <адрес>. Право долевой собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по <адрес>.
К жилому помещению (квартире) прилегает земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м.
После осуществления кадастрового учета земельного участка они подали заявление в исполнительный комитет ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан на приобретение земельного участка в собственность путем выкупа в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ими был получен ответ, в котором указано, что для предоставления им земельного участка в собственность на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ необходимо признать жилое помещение (квартиру) частью жилого дома.
Для признания жилого помещения (квартиры) частью жилого дома они подали заявление в исполнительный комитет ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан.
ДД.ММ.ГГГГ из исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан был получен ответ, что перевод жилых помещений в многоквартирном доме в часть жилого дома в полномочия органов местного самоуправления не входит.
ДД.ММ.ГГГГ Высокогорским участком Управления по координации деятельности структурных подразделений РГУП «БТИ» МАСЖКХ по <адрес> на их обращение по изготовлению технического плана на часть жилого дома тоже был дан отрицательный ответ. Причиной отказа в изготовлении технического плана послужило отсутствие документа – основания для его изготовления.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ одним из объектов жилого помещения является часть жилого дома.
На протяжении длительного времени (более 20 лет) сложился порядок пользования жилым помещением как частью одного жилого дома с земельным участком.
Так как во внесудебном порядке разрешить сложившуюся ситуацию не представляется возможным, они вынуждены обратиться в суд.
В судебном заседании истец Хакимова А.Р. просила иск удовлетворить по тем же основаниям.
Представитель ответчика Хасанов А.Р. просил в удовлетворении иска отказать в соответствии с отзывом на иск, в котором указано следующее.
Доказательств того, что исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан как-либо нарушил или ограничил права и охраняемые законом интересы истцов не предоставлено.
Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан считает себя ненадлежащем ответчиком, истцом выбран неправильный способ защиты.
Истцами не представлено в обосновании своего иска, как того требуют ст.ст. 56, 67 ГПК РФ относимых, допустимых, достоверных, а в своей совокупности достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность своих исковых требований.
Представитель ответчиков РГУП БТИ и Высокогорского участка РГУП БТИ Фатхуллина А.Р. представила в суд возражение на иск, в котором указано следующее.
С исковыми требованиями к РГУП БТИ, как к ответчику, не согласны, считают их не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В настоящее время, РГУП БТИ подготовить технический план на часть жилого дома не имеет возможности, поскольку согласно сведениям кадастра недвижимости данный объект недвижимости является жилым помещением – квартирой. Следовательно, подготовка технического плана на часть жилого дома в отсутствие документа-основания на часть жилого дома (правоустанавливающего документа на часть жилого дома, решения суда о признании объекта частью жилого дома) не представляется возможной и приведет к отказу в государственном кадастровом учете объекта недвижимости уполномоченным органом.
РГУП БТИ не является надлежащим ответчиком по делу, так как не обладает полномочиями регистрирующего органа, органа осуществляющего государственный кадастровый учет, органа, ведущего контроль за строительством объектов недвижимости. РГУП БТИ имеет возможность подготовить техническую документацию на возмездной основе на объекты недвижимости в соответствии с представленными заявителями документами и требованиями действующего законодательства.
В судебное заседание истцы Хакимов С.Р., Казакова С.С., Хакимова А.С. и представитель ответчиков РГУП БТИ не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии участников дела, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав мнение сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Следовательно, как квартира, так и жилой дом (часть жилого дома) имеет единый статус жилого помещения и являются самостоятельными объектами жилищных прав.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N47 от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Статья 36 Жилищного кодекса РФ относит к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе чердаки, подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном дома за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В судебном заседании установлено, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ истцам на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Право собственности на указанный объект недвижимости по ? доле за каждым из истцов зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным технического учета, жилое помещение, принадлежащее истцам, учтено в качестве квартиры в многоквартирном доме.
ДД.ММ.ГГГГ руководитель исполнительного комитета ВысокоГ.Г. муниципального района Республики Татарстан отказал истцу Хакимовой А.Р. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:080314:598. В обосновании отказа указано, что для оформления земельного участка истцу необходимо обратиться в суд с иском для признания квартиры частью жилого дома.
23 января 2017 года руководитель исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан отказал истцу Хакимовой А.Р. в переводе вышеуказанной квартиры в часть жилого <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ начальник ВысокоГ.Г. РГУП БТИ отказал истцу Хакимовой А.Р. в подготовке технического плана и технического паспорта на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В обосновании отказа указано, что объект недвижимости зарегистрирован как квартира и отсутствует документ-основание для изготовления технического плана объекта – части жилого дома.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме, исходя из следующего.
Действующее законодательство Российской Федерации не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать одну из квартир индивидуальным жилым домом.
Понятие индивидуального жилого дома раскрывается в ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи. При этом основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Следовательно, отличие жилого дома от многоквартирного дома состоит в том, что в жилом доме отсутствуют квартиры, в нем есть только комнаты, жилой дом предназначен для одной семьи, в то время как в многоквартирном доме расположено как минимум две квартиры.
По делу установлено, что квартира, принадлежащая истцам, находится в двухквартирном жилом доме, который содержит в себе элементы общего имущества.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанная квартира индивидуальным жилым домом не является.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░.░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░» ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░