Решение по делу № 2-352/2021 от 16.06.2021

Дело № 2-352/2021

УИД 26RS0007-01-2021-000442-63

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 августа 2021 года село Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе

председательствующего Манелова Д.Е.,

при секретаре Царевской А.В.,

с участием прокурора Чомаева А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Андроповского района Ставропольского края Клочко А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 11 «Рябинушка» о признании незаконным бездействия юридического лица и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений

установил:

прокурор Андроповского района Ставропольского края, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке статьи 39 КАС РФ Клочко А.А., обратился в суд с административным исковым заявлением к МБОУ детский сад № 11 «Рябинушка» о признании незаконным бездействия юридического лица и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.

Исковое заявление прокурора было принято к производству суда и в порядке требований ГПК РФ возбуждено гражданское дело.

Впоследствии прокурор уточнил исковые требования и просил суд к МБОУ детский сад № 11 «Рябинушка» о признании незаконным бездействия юридического лица и возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение с работниками учреждений практических занятий и инструктажей о порядке действий при обнаружении на объекте посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, провести учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта и обеспечении в полном объем территорию учреждения системой наружного освещения.

В обосновании уточненных исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и о противодействии терроризму образовательными учреждениями Андроповского района Старвопольского края. По результатам проверки установлено, что в МБОУ детский сад № 11 «Рябинушка» не проведены с работниками учреждения практические занятия и инструктажи о порядке действий при обнаружении на объекте посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта не проведены учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта, территория учреждения не оснащена в полном объеме системой наружного освещения. Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии возможных угроз несанкционированного проникновения на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, вынашивающих намерения совершить террористические акты, что влечет за собой нарушение конституционных прав граждан РФ и, как следствие, возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью в том числе малолетних детей. В этой связи просит суд удовлетворить иск.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.

В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, хотя о времени и месте судебного заседания надлежащим образом были уведомлены, о причинах неявки суд не известили.

В связи с чем суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся сторон.

В материалах дела имеется заявление представителя ответчика - заведующей детским садом Свинаренко И.В. о рассмотрении данного дела в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.

Суд, выслушав истца, исследовав представленные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

То есть, законодатель обязывает образовательные организации создавать безопасные условия для учеников в стенах учреждения.

Самая главная задача в данном контексте – обеспечение антитеррористической защищенности здания. Для ее реализации формируется паспорт безопасности детского сада.

Основной нормативный акт в данном вопросе – Постановление Правительства №1006 от 02 августа 2019 года, которым утверждено правило о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении должен быть сформирован паспорт безопасности на основании акта обследования и категорирования.

Приказом руководителя учреждения назначается ответственное лицо, которое не только составляет документ, но и обеспечивает его согласование с уполномоченными органами и актуализацию, в случае изменения содержащейся в нем информации.

Порядок разработки паспорта безопасности: документ формируется образовательным учреждением и проверяется на предмет соответствия его руководителем; антитеррористический паспорт детского сада согласовывается с разными государственными органами, ведающими вопросами безопасности /УФСБ России, Управление МЧС, УВО ВНГ России/, последний этап – утверждение собственником образовательного учреждения.

Паспорт является информационно-справочным документом, в котором указываются сведения о соответствии объектов ДОУ требованиям по его защите от актов терроризма.

Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421 (ред. от 29.03.2021) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) и при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию.

Степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористического акта, а также на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) о совершении террористического акта), на которой располагается объект (территория).

Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории).

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) в течение месяца после принятия решения о включении объекта (территории) в перечень объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, подлежащих категорированию в целях их антитеррористической защищенности, либо после получения уведомления о включении объекта (территории) в перечень объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в целях их антитеррористической защищенности, а также в случае актуализации паспорта безопасности объекта (территории).

Всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 16 настоящих требований.

В отношении каждого объекта (территории), в соответствии с актом его обследования и категорирования, должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления комплекса соответствующих мер.

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством, оснащения при необходимости объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечения охраны объектов (территорий) охранными организациями, выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия терроризму.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015г. N272" Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.

Категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), а также возможных последствий их совершения /п.6/.

Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве сотрудников (работников) и посетителей объекта (территории), которые могут погибнуть или получить вред здоровью, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории).

Согласно статье 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" участие в профилактике терроризма и противодействии терроризму является вопросом местного значения и органы местного самоуправления и муниципальные учреждения обязаны принимать все меры по предупреждению терроризма, пресечению террористических угроз, минимизации и ликвидации последствий терроризма.

Из пункта 22 раздела IV вышеназванных Требований следует, что в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливается, в том числе объекты (территории) четвертой категории опасности, к которым относятся объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 15 млн. рублей.

Пунктом 23 раздела IV данных Требований установлено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.

Из материалов дела следует, что МБОУ Детский сад № 11 «Рябинушка», имеет паспорт безопасности /категория опасности объекта 4/.

Паспорт безопасности утвержден руководителем отдела образования администрации Андроповского муниципального района СК Лютой Н.И. и согласован с УФСБ России по СК, ГУ МЧС России по СК и ФГКУ "УВО ВНГ России по СК.

Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения /п.п. "м" п. 24 Постановления Правительства РФ № 1421/.

В силу указанных требований закона, необходимо также организовать проведение с работниками объектов (территорий) инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) /п.п. "г" "ж" п. 28 Постановления Правительства РФ № 1421/.

Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" /п. 32 Постановления Правительства РФ № 1421 /.

Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Таким образом, не проведение до настоящего времени с работниками детского сада практических занятий и инструктажей о порядке действий при обнаружении на объекте (территории) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, не проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта, и не оснащение в полном объеме территории учреждения системой наружного освещение, в нарушение указанных действующего законодательства РФ, свидетельствует о бездействии указанного юридического лица.

В связи с тем, что указанное бездействие не обеспечивает антитеррористическую защищенность объекта дошкольного образования, суд считает необходимым удовлетворить заваленные прокурорам требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

уточненные исковые требования прокурора Андроповского района Ставропольского края Клочко А.А., действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 11 «Рябинушка» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 11 «Рябинушка», расположенного по адресу: Ставропольский край, Андроповский район, с. Казинка, ул. Советская, 26/1, выразившееся в не проведение до настоящего времени с работниками детского сада практических занятий и инструктажей о порядке действий при обнаружении на объекте (территории) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, не проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта, и не оснащение в полном объеме территории учреждения системой наружного освещение.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 «Рябинушка» в течении 1 (одного) месяца после вступления решения в законную силу обеспечить муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11 «Рябинушка» проведение с работниками детского сада практических занятий и инструктажей о порядке действий при обнаружении на объекте (территории) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта, проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта, и оснащение в полном объеме территории учреждения системой наружного освещение.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд.

Судья

2-352/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Андроповского района А.А.Клочко
Ответчики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждения Детский сад № 11 "Рябинушка"
Другие
Администрация Андроповского муниципального округа
Суд
Андроповский районный суд Ставропольского края
Судья
Манелов Денис Ефремович
Дело на странице суда
andropovsky.stv.sudrf.ru
16.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2021Передача материалов судье
22.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Подготовка дела (собеседование)
29.07.2021Подготовка дела (собеседование)
29.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2021Судебное заседание
11.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее