Докладчик Стародубцева Л.И. Апелляционное дело № 33-4455/2019
УИД21RS0024-01-20019-001141-68
Судья Индрикова М.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Блиновой М.А.,
судей Стародубцевой Л.И., Нестеровой А.А.,
при секретаре Андрияновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Тювакина А.В. к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании решения незаконным, признании права на участие в подпрограмме и возложении обязанности включить в список участников подпрограммы,
поступившее по апелляционной жалобе Тювакина А.В. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Тювакин А.В. с учетом уточнений обратился в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании решения администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 февраля 2019 года №02-23/Т-142 об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», имеющих право на предоставление государственного жилищного сертификата незаконным, признании за ним право на участие в указанной подпрограмме и обязании включить его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», имеющих право на предоставление государственного жилищного сертификата.
В обоснование исковых требований указал, что 12 февраля 2019 года он обратился к ответчику с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», имеющих право на предоставление государственного жилищного сертификата, однако на его заявление администрация Калининского района г.Чебоксары ответила отказом, изложенным в ответе от 26 февраля 2019 года №02-23/Т-142. Полагает данный отказ незаконным, поскольку в период с 1986 года по 2003 год он проходил службу в органах внутренних дел Чувашской Республики, является пенсионером МВД. 9марта 1987 года ответчиком его семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет, в настоящее время он с составом семьи из четырех человек стоит в общей очереди под №707, а с 29 июля 1992 года как сотрудник правоохранительных органов под №14. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 №889 «О федеральной программе «Жилище» на 2015-2020 годы» он как пенсионер МВД имеет право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения, реализуемой путем предоставления сертификата на приобретение жилого помещения. Ранее в 2015 году он обращался в суд с иском о признании за ним права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение квартиры или права на получение квартиры по установленной норме, однако ему было отказано со ссылкой на необходимость обращения в орган местного самоуправления о включении в список лиц, желающих участвовать в подпрограмме и изъявивших желание получить сертификат.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Тювакин А.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Гайнуллин М.М. требования истца не признал.
Остальные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22июля 2019 года постановлено:
«Отказать в удовлетворении иска Тювакина А.В. к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании решения администрации Калининского района г.Чебоксары от 26.02.2019 г. незаконным, признании права на участие в подпрограмме и возложении обязанности включить в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для получения государственного жилищного сертификата».
Указанное решение обжаловано Тювакиным А.В. по мотивам незаконности и необоснованности по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Тювакина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тювакин А.В. в период с <данные изъяты> 1992 года по <данные изъяты> 2002 год проходил службу в органах внутренних дел. Был уволен со службы в соответствии с п. «з» ч.6 ст.19 Закона Российской Федерации «О милиции». Общая продолжительность службы на дату увольнения составила 20 лет 0 месяцев 25 дней.
Тювакин А.В. с составом семьи из четырех человек: он, его супруга - ФИО7, сын - ФИО8, дочь - ФИО9, состоит в администрации Калининского района г.Чебоксары на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списке «Общий» и с 29 июля 1992 года в списке «Сотрудники правоохранительных органов».
При этом из материалов дела следует, что Тювакин В.А. на учете в центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике не состоит.
12 февраля 2019 года Тювакин А.В. обратился в администрацию Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, как сотрудник (пенсионер) МВД, общая продолжительность службы которого в календарном исчислении составляет более 10 лет.
Письмом администрации Калининского района г.Чебоксары от 26 февраля 2019года за №02-23/Т-142 истцу было отказано во включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», имеющих право на предоставление государственного сертификата.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что истец в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы не обращался. Истцу необходимо обратиться с указанными требованиями в федеральные органы исполнительной власти, в данном случае в МВД по Чувашской Республике.
Судебная коллегия данные выводы считает ошибочными по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом в ст.2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Как следует из содержания Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого ответа администрации Калининского района г.Чебоксары, проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, является одной из наиболее острых социальных проблем.
Согласно раздела 11 указанной Подпрограммы участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций.
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством:
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, полномочия Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями которых Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В разделе пять Подпрограммы указывается, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
Таким образом, согласно Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого ответа уполномоченного органа, в отношении граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц (в частности, лица, уволенные из системы МВД), которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, полномочия Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями которых Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с ч. 3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся, в том числе, граждане, указанные в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2011 года №469 утвержден Порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненным к ним лицам (далее по тексту – Порядок).
Согласно пункту 1.5 названного Порядка жилыми помещениями обеспечиваются граждане, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу пункта 2.2 Порядка для включения в списки лиц, указанных в подпункте 1 либо в подпункте 2 пункта 1.5 настоящего Порядка, представляют в орган местного самоуправления по месту постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление о включении в список по форме согласно приложению №2 к настоящему Порядку.
В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01 января 2005 года были приняты органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными Федеральными законами субъектам Российской Федерации. При этом обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральным законом полномочий. Указанное нормативное положение также закреплено Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» в п. 5 ч. 1 и ч. 4 ст. 11.
Таким образом, с учетом системной взаимосвязи нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и учитывая, что законодательством Российской Федерации определены четкие критерии граждан, сотрудников, уволенных из органов внутренних дел, при наличии которых данные граждане имеют право на обеспечение жилым помещением, а также установлен порядок обращения за реализацией данного права, следует, что отказ администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 февраля 2019 года при рассмотренных обстоятельствах и документах, имеющихся в материалах дела, является незаконным.
Принимая во внимание, что Тювакин А.В. был уволен из органов внутренних дел по ограничению здоровья, продолжительность его службы в органах внутренних дел более 10 лет, и он до 1 января 2005 года был поставлен на учет нуждающихся в органе местного самоуправления, он подлежит включению в список для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с положениями Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», с даты подачи заявления, то есть с 12февраля 2019 года.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
признать незаконным отказ администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 февраля 2019 года за №02-23/Т-142 во включении Тювакина А.В. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с положениями Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и возложить на администрацию Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики обязанность по включению Тювакина А.В. в список для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в соответствии с положениями Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», с даты подачи заявления, то есть с 12февраля 2019 года.
Председательствующий: М.А. Блинова
Судьи: Л.И. Стародубцева
А.А. Нестерова