Изготовлено в совещательной комнате Дело № 2-94/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Солнцево Курской области 13 марта 2017 года
Солнцевский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Костюковой Н.С.,
при секретаре Авакян Е.С.,
с участием представителя истца ФИО17,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Субботинского сельсовета <адрес> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Субботинского сельсовета <адрес> обратилась в суд с вышеуказанным иском мотивируя свои требования тем, что в соответствии с указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации» и Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке реорганизации совхозов и колхозов» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса» осуществлялась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее предприятиями, передавались в долевую собственность граждан.
В дальнейшем были утверждены Списки лиц, наделяемых земельными долями. С момента возникновения у указанных лиц права собственности на земельные доли некоторые из них не приняли мер к регистрации права собственности, впоследствии умерли, а наследники не вступили в права наследования.
В газете «Курская правда» от ДД.ММ.ГГГГ был опубликован список невостребованных земельных долей и сообщение о собрании собственников земельных долей, а также данная информация была размещена на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования по месту расположения земельного участка. Постановлением главы администрации Субботинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №а утверждён список невостребованных земельных долей, расположенных на территории муниципального образования «Субботинский сельсовет». В связи с этим с учётом уточнения иска истец просит признать право собственности МО «Субботинский сельсовет» на 13 земельных долей размером по 4,68 га каждая на земельном участке сельскохозяйственного назначения площадью 23743660 кв.м. с кадастровым номером 46:22:000000:221 расположенном по адресу: <адрес>, Субботинский сельсовет, принадлежащие ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и ФИО14
Представитель истца - администрации Субботинского сельсовета <адрес> ФИО17 уточнённые исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Территориального управления Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление, согласно которого исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 284 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как предусмотрено п.5 ст.79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 12.1 указанного закона, невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и размещает на своём официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьёй порядке невостребованными.
Реорганизация сельскохозяйственных предприятий осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Указ) и Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение). Согласно п.8 Положения, в каждом реорганизуемом сельхозпредприятии определяются имущественные паи и земельные доли. В силу правил п.9 Положения и п.2 Указа, решение о форме собственности на землю принимают трудовые коллективы, затем заявка на предоставление земли вместе со списком лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, подаётся в районную комиссию, глава местной администрации устанавливает норму передачи земли в собственность.
Судом установлено, и не оспаривалось сторонами по делу, что согласно Списка лиц, имеющих право на получение земельной доли ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и ФИО14 указаны в данном Списке и имеют право на получение земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения.
Судом также установлено, что вышеуказанные собственники земельных долей являются умершими, при жизни они не зарегистрировали своё право собственности на земельные доли и своими долями не распорядились, не зарегистрировав своих прав на земельные доли на праве общей долевой собственности, что подтверждается списками умерших граждан и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из которых усматривается, что за умершими гражданами право собственности на земельную долю не зарегистрировано.
К нотариусу Солнцевского нотариального округа после смерти ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и ФИО14 с заявлениями о выдаче свидетельства на наследство никто не обращался, наследственные дела не заводились.
В порядке, предусмотренном п. 4 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ДД.ММ.ГГГГ в газете «Курская правда» был размещён список невостребованных земельных долей, также информация была размещена на информационных щитах, расположенных на территории Субботинского сельсовета. Все претензии принимались в течение 3 месяцев с момента опубликования списка невостребованных земельных долей.
Оценивая вышеприведённые доказательства, суд приходит к выводу о том, что в силу ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли на земельном участке сельскохозяйственного назначения на территории Субботинского сельсовета <адрес>, подлежали включению в число невостребованных земельных долей.
Постановлением главы администрации Субботинского сельсовета <адрес> №а от ДД.ММ.ГГГГ утверждён список невостребованных земельных долей, расположенных на территории Субботинского сельсовета.
Спорные земельные доли в установленном законом порядке не были выделены, межевание не проводилось, участки на кадастровый учёт не поставлены. Участники общей долевой собственности в течение 90 дней после публикации списка невостребованных земельных долей не заявили о намерении произвести выдел земельных участков в счёт причитающихся им долей.
Судом установлено, что предусмотренный Законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных, администрацией Субботинского сельсовета был соблюдён.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдаётся Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованным земельным долям возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
На основании изложенного, принимая во внимание, что перед обращением в суд истцом совершены все действия, предписанные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно: были установлены собственники невостребованных земельных долей, в установленные законом сроки было опубликовано в средствах массовой информации сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников, органом местного самоуправления утверждён список невостребованных земельных долей, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 13 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 4,68 ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23743660 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 46:22:000000:221 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░5, ░░░6, ░░░7, ░░░8, ░░░9, ░░░10, ░░░11, ░░░12, ░░░13 ░ ░░░14.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 13 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 4,68 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23743660 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 46:22:000000:221, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4, ░░░5, ░░░6, ░░░7, ░░░8, ░░░9, ░░░10, ░░░11, ░░░12, ░░░13 ░ ░░░14.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░