Решение по делу № 33а-5518/2022 от 17.06.2022

Судья Корсакова Н.В.                  64RS0034-01-2021-001829-20

Дело № 33а-5518/2022 (2а-288(1)/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2022 года                     город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

судей Домниной А.В., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.А., А.А., Т.В., Н.Е., С.Т., А.С., Т.Н., В.Ф., Д.Ю., Е.И. к Совету Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района о признании решений незаконными, недействительными результатов публичных слушаний,

по апелляционной жалобе Н.А.

на решение Саратовского районного суда <адрес> от <дата>, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Чаплыгиной Т.В., объяснения административных истцов С.Т., Т.Н., Н.А., А.А., поддержавших апелляционную жалобу, заключение прокурора С.В., полагавшей, что основания к отмене решения отсутствуют, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

административные истцы обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения административных исковых требований, просили признать незаконными решения Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 16 июня 2021 года «Об инициировании процесса преобразования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» и назначении публичных слушаний на территории Усть-Курдюмского муниципального образования»; № 30 от 28 июня 2021 года «О согласии на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов»»; признать недействительными протокол публичных слушаний № 1 от 28 июня 2021 года по обсуждению проекта решения «О дачи согласия на преобразование «Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» и итоги голосования публичных слушаний, которые проведены
28 июня 2021 года в 11 час. 00 мин. в здании МАУК «ЦКС» Дом культуры с. Усть-Курдюм по адресу: Саратовская область, Саратовский район, с. Усть-Курдюм,
ул. Комсомольская д. 30Д по вопросу преобразования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов», а также заключение по данным публичным слушаниям.

Требования мотивированы тем, что согласие на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области выражено административным ответчиком без учета и вопреки мнению значительного большинства населения муниципального образования, так как более 50% опрошенных жителей Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области против присоединения к муниципальному образованию «Город Саратов». 28 июня 2021 года подавляющим большинством на публичных слушаниях жители проголосовали против присоединения. Так, по мнению административных истцов, публичные слушания проведены с нарушениями: решением Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области (четвертого созыва) от 01 июня 2021 года № 20 внесены изменения в Положение о проведении публичных слушаний, Положение в новой редакции не было обнародовано в установленных местах; слушания назначены были в рабочий день, в неудобное для людей время; журнал регистрации участников слушаний не был прошит и пронумерован, в качестве участников были зарегистрированы лица, не проживающие и не имеющие собственности на территории муниципального образования, регистрировались люди без предъявления паспорта; протокол слушаний не велся, секретарь не был объявлен, что не позволило выступающим и желающим выступить приложить к нему свои выступления; подсчет голосов не велся надлежащим образом. Оспариваемые решения приняты при наличии инициативы населения о проведении местного референдума по вопросу преобразования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, на основании оформленных результатов публичных слушаний и заключения комиссии по публичным слушаниям в нарушение Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области № 01-47/2020 от 22 октября 2020 года, в редакции от
01 июня 2021 года, требований Федерального закона от 06 октября 2013 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области. Вопрос о преобразовании Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области должен был рассматриваться не на публичных слушаниях, а на местном референдуме.

Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 01 апреля
2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано (т. 4
л.д. 34-38).

В апелляционной жалобе Н.А. считает принятое решение незаконным и необоснованным, в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значения для дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, несоответствие выводов суда изложенных в решении, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает, что нарушено конституционное право административных истцов на проведение местного референдума. Указывает, что протокол публичных слушаний от 28 июня 2021 года не содержит подписи всех членов комиссии. Считает, что при проведении публичных слушаний были допущены многочисленные нарушения: назначены в неудобное для людей время, на момент проведения публичных слушаний журнал регистрации отсутствовал, в публичных слушаниях принимали граждане, не проживающие и не имеющие собственности на территории муниципального образования, протокол слушаний не велся, фактически не велся подсчет голосов (т. 4 л.д. 67-71).

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункты 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).

Таких оснований по делу не установлено.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) преобразованием муниципальных образований в том числе является объединение муниципальных образований (часть 1).

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2).

Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования (часть 3.1.1).

Для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан (пункт 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии со статьями 1, 12, 18, 19, 48 Устава Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, принятого решением Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от
04 сентября 2020 года , действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, Усть-Курдюмское муниципальное образование являлось муниципальным образованием со статусом сельского поселения и входило в состав Саратовского муниципального района.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основании контракта.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, назначаются представительным органом муниципального образования.

На публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Совета Усть-Курдюмского муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, обнародование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Совет Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области является представительным органом Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области.

Муниципальные нормативные правовые акты подлежат официальному обнародованию путем размещения их полного текста в специально выделенных местах на территории каждого населенного пункта, входящего в состав муниципального образования.

Из материалов дела следует, что 16 июня 2021 года Советом
Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области принято решение № 28 «Об инициировании процесса преобразования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» и назначении публичных слушаний на территории Усть-Курдюмского муниципального образования».

В соответствии с подпунктами 2.1, 2.2 пункта 2 названного решения предложено назначить и провести публичные слушания, по итогам которых рассмотреть вопрос о согласии на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов».

Пунктом 3, подпунктом 3.1 пункта 3 установлено назначить публичные слушания на 28 июня 2021 года на 11 часов 00 минут в филиале МАУК «ЦКС» Дом культуры <адрес> по адресу: <адрес>,
<адрес>Д; для организации проведения публичных слушаний назначить комиссию в составе: председатель комиссии – А.В., секретарь – Р.С., члены комиссии – М.А., Р.Р.,
Е.А.

Решение обнародовано 16 июня 2021 года (т. 1 л.д. 242).

28 июня 2021 года были проведены публичные слушания на территории
Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в здании филиала МАУК «ЦСК» Дом культуры
<адрес>, по адресу: <адрес>,
<адрес> Д (т. 1 л.д. 37-39).

В публичных слушаниях принимало участие 149 человек (т. 2 л.д. 15-23, 36-48), в том числе, административные истцы С.Т., Т.Н., Т.В., Н.Е., высказавшиеся против преобразования.

Голосовали «за» - 37 человек, «против» - 110 человек, «воздержались» - 2 человека.

По итогам проведения публичных слушаний принято решение направить проект решения «О дачи согласия на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» на рассмотрение в Совет Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района.

Протокол публичных слушаний обнародован 28 июня 2021 года (т. 1 л.д. 244).

28 июня 2021 года Советом Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области принято решение № 30 «О согласии на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» (т. 1 л.д. 11).

Решение обнародовано 28 июня 2021 года (т. 1 л.д. 243).

Таким образом, разрешая публичный спор, суд пришел к обоснованному выводу о законности решений Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области № 28 от
16 июня 2021 года «Об инициировании процесса преобразования Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов» и назначении публичных слушаний на территории Усть-Курдюмского муниципального образования»; № 30 от 28 июня 2021 года «О согласии на преобразование Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов»», и протокола публичных слушаний № 1 от 28 июня 2021 года. Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статей 59, 60, 61 и 84 КАС РФ, что нашло обстоятельное отражение в судебном решении.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, как указано судом первой инстанции, обстоятельства обсуждения вопросов о том, что публичные слушания проведены с нарушениями, положение о проведении публичных слушаний в новой редакции не было обнародовано в установленных местах; слушания назначены были в рабочий день, в неудобное для людей время; журнал регистрации участников слушаний не был прошит и пронумерован, в качестве участников были зарегистрированы лица, не проживающие и не имеющие собственности на территории муниципального образования, регистрировались люди без предъявления паспорта; протокол слушаний не велся, секретарь не был объявлен; подсчет голосов не велся надлежащим образом и другие, не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Кроме того, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер, и они, по своей сути, не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Принимая во внимание изложенное, ссылка автора жалобы на то, что имеет место нарушение процедуры принятия решения от 01 июня 2021 года № 1-20/2021 «О внесение изменений в решение Совета Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области от 22 октября 2020 года «Об утверждении «Положения о проведении публичных слушаний в Усть-Курдюмском муниципальном образовании Саратовского муниципального района Саратовской области» не может служить поводом к удовлетворению административного искового заявления.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Саратовского районного суда Саратовской области от 01 апреля
2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Саратовский районный суд Саратовской области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-5518/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Тютюнникова Наталия Евгеньевна
Ступников Александр Сергеевич
Прокуратура Саратовского района Саратовской области
Пеньков Дмитрий Юрьевич
Юрьев Станислав Тимофеевич
Батура Евгений Иванович
Мартынов Владимир Федорович
Богданова Анна Александровна
Филатова Татьяна Викторовна
Фролова Татьяна Николаевна
Фоканова Наталья Александровна
Ответчики
Совет Усть-Курдюмского муниципального образования
Другие
Саратовская городская Дума
Мещерякова Наталия Сергеевна
Собрание депутатов Саратовского МР Саратовской области
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Чаплыгина Т.В.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
23.06.2022Передача дела судье
14.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
02.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее