Решение по делу № 2-593/2017 от 10.07.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2017 года                             город Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Гаитовой Г.К., при секретаре судебного заседания Савко О.С., с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Радужный Киргизова А.Н., представителя ответчика Хабибуллиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-593/2016 по исковому заявлению прокурора Нижневартовского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) к открытому акционерному обществу «Варьеганнефть» об устранении последствий нефтезагрязнения земель,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижневартовского района обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ОАО «ВН» об устранении последствий нефтезагрязнения земель. В обоснование иска указал, что на основании гарантийного письма от 14 ноября 2013 года № 01-08/3743 в соответствии с претензией Природнадзора Югры от 28 октября 2013 года № 180-ЭН/2013, а также гарантийного письма от 14 ноября 2013 года № 01-08/3740 в соответствии претензией Природнадзора Югры от 28 октября 2013 года № 177-ЭН/2013 ответчик принял на себя обязательство по возмещению в добровольном порядке вреда, причиненного окружающей среде (почве), путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненного участка лесного фонда площадью 0.04 га и 0,1813 га, расположенного в районе куста скважин № 330 Варьеганского лицензионного участка в квартале № 378 выдела 68 и выдела 45 соответственно Радужнинского участкового лесничества ТО – Аганское лесничество в Нижневартовском районе, в соответствии с проектом восстановительных работ и сдаче комиссии по приемке земель в срок до 01 сентября 2016 года. В результате разлива нефтесодержащей жидкости в окружающую среду попали загрязняющие вещества, которые оказывают острое токсическое воздействие на компоненты природной среды, произошло полное и частичное уничтожение природных объектов – почвы, лесной растительности. По результатам освидетельствования в октябре 2016 года рекультивированных участков составлены акты осмотра и установлено наличие горючего вещества (нефтепродуктов) с превышением концентрации загрязняющих веществ в 5,4 и 7,4 раза (заключение филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО – Югре от 01 ноября 2016 года № 893). Решениями Природнадзора Югры от 12 декабря 2016 года № 201/2016 и № 202/2016 земельные участки признаны не соответствующими установленным требованиям, а вред окружающей среде – не компенсированным. Загрязнение природных объектов оказывает вредное воздействие на окружающую среду и влечет деградацию земель, резкое снижение общей численности микроорганизмов. Непроведение своевременной рекультивации загрязненных земель напрямую затрагивает интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на ст. 9 Конституции Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 3, 4, 34, 39, 46, 76-78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), п. 7, 8 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. указом Президента РФ от 30 апреля 2012 года), Экологическую доктрину Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р), п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», п. 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240, п. 3-5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67), постановление Правительства ХМАО – Югры от 10 декабря 2004 года № 466-п «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории ХМАО – Югры», просил возложить на ответчика обязанность принять меры по приведению указанных участков, подвергшихся нефтяному загрязнению, в соответствие с постановлением Правительства ХМАО – Югры от 10 декабря 2004 года № 466-п (л.д. 4-9).

Впоследствии прокурор изменил предмет заявленных требований в части срока устранения нарушений, и срок исполнения указанных в иске обязанностей просил установить до 01 октября 2017 года (л.д. 65-66).

В письменных возражениях на иск ответчик фактически нарушение природоохранного законодательства признал, однако указал, что нарушения устранены ответчиком до рассмотрения дела судом, и на 21 сентября 2017 года запланирована передача рекультивированных участков (л.д. 50-52).

Представитель истца старший помощник прокурора г. Радужный Киргизов А.Н., действующий на основании доверенности (л.д. 72-73), в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил иск полностью удовлетворить.

Представитель ответчика Хабибуллина Г.В., действующая на основании доверенности (л.д. 74), в судебном заседании иск не признала и дала пояснения, аналогичные доводам письменных возражений. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 64, 71), доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание не представил. На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Ответчик письмами от 14 ноября 2013 года № 01-08/3740 и № 01-08/3743 обязался возместить в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненных участков в квартале № 378 выдела 68 и выдела 45 Радужнинского участкового лесничества ТО – Аганское лесничество в Нижневартовском районе, в срок до 01 сентября 2016 года (л.д. 13, 27).

03 февраля 2017 года третьим лицом в отношении ответчика составлены протоколы об административном правонарушении и 08 февраля 2017 года вынесены постановления о назначении административного наказания № 02-92/2017 и № 02-93/2017 за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ (л.д. 14-19, 20-26, 28-33, 34-40).

В протоколах и постановлениях о назначении административного наказания отражены события и состав нарушения, аналогичные доводам иска.

Указанные обстоятельства, в том числе факт нефтезагрязнения земель, ответчиком не оспорены и ничем не опровергнуты.

В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст. 4 Закона об охране окружающей среды).

Согласно п. 1 ст. 34, ст. 39 и 77 Закона об охране окружающей среды размещение и эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу п. 2 ст. 46 Закона об охране окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.

Пункты 3-5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года № 525/67, предусматривают, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземных способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Пунктом 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года № 240, предусмотрено, что работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Согласно ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Ответчиком не оспаривается необходимость проведения рекультивации земель и, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, рекультивация земель на момент рассмотрения дела завершена, на 21-22 сентября 2017 года запланирована передача рекультивированных земель.

Вместе с тем, достаточные доказательства завершения в полном объеме рекультивации земель не представлены.

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами загрязнение земельных участков, повлекшее необходимость их рекультивации, напрямую затрагивает интересы Российской Федерации как собственника земель, а также права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, которые закреплены, в том числе, в ст. 42 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, суд находит правомерным обращение прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ с настоящими исковыми требованиями к ответчику.

На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

При этом часть первая статьи 103 ГПК РФ устанавливает, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета (ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 61.1., 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2006 года, утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации от 07 марта 2007 года). В доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Нижневартовского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Варьеганнефть» об устранении последствий нефтезагрязнения земель – удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Варьеганнефть» в срок до 01 октября 2017 года принять меры по приведению участков лесного фонда, подвергшихся нефтяному загрязнению, площадью 0,1813 га и 0,04 га, расположенных в районе куста скважин № 330 Варьеганского лицензионного участка в квартале № 378 выдела 45 (географические координаты N 62.02637, E 77.53448) и выдела 68 (географические координаты N 62.02240, E 77.53413) Радужнинского участкового лесничества ТО – Аганское лесничество в Нижневартовском районе, в соответствие с требованиями, установленными постановлением Правительства ХМАО – Югры от 10 декабря 2004 года № 466-п «Об утверждении регионального норматива «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Взыскать с открытого акционерного общества «Варьеганнефть» в бюджет муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный государственную пошлину в размере 6 000 руб. (Шести тысяч рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Радужнинский городской суд.

Резолютивная часть решения оглашена 29 августа 2017 года.

Решение в окончательной форме принято 01 сентября 2017 года.

Судья                                Г.К. Гаитова

2-593/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Нижневартовского района
Ответчики
ОАО "Варьеганнефть"
Другие
Хабибуллина Г.В.
ПРИРОДНАДЗОР ЮГРЫ
Суд
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
rdj.hmao.sudrf.ru
10.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2017Передача материалов судье
11.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2017Судебное заседание
01.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее