Решение по делу № 2-56/2022 (2-970/2021;) от 25.11.2021

Дело № 2-56/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2022 года                                     г. Красноперекопск

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи -                                Никишенко Т.Н.,

при секретаре -                                Матюшенко Е.Ю.,

с участием истца                                                             Сучко В.Ф.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Красноперекопск Республики Крым гражданское дело по иску Сучко Виктора Федоровича к Администрации города Красноперекопска Республики Крым о признании решения об отказе в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на передачу в собственность в порядке приватизации, третье лицо – Пономарев Максим Загирович,

УСТАНОВИЛ:

В ноябре 2021 года Сучко В.Ф. обратился в суд с иском к Администрации города Красноперекопска Республики Крым о признании решения об отказе в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на передачу в собственность в порядке приватизации.

Исковые требования мотивированы тем, что Сучко В.Ф. зарегистрирован и проживает в комнате №<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между Сучко В.Ф. и МУП МО ГО Красноперекопск «ЖЭО» заключен договор социального найма жилого помещения , по условиям которого истцу было передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты, общей площадью 17,15 кв.м., в общежитии по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию г.Красноперекопска с заявлением о заключении договора приватизации комнаты в <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ истец получил письмо об отказе в приватизации по тем основаниям, что занимаемое жилое помещение имеет статус общежития и приватизации не подлежит.

Считает решение администрации об отказе в приватизации незаконным по тем основаниям, что истцом не использовано право на приватизацию, он проживает в указанном жилом помещении на условиях социального найма и жилье является единственным местом проживания, в котором он зарегистрирован, и, следовательно, имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, вышеуказанного жилого помещения.

В связи с чем, просит признать незаконным решение Администрации города Красноперекопска Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> признать право на передачу в собственность в порядке приватизации.

Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен - Пономарев Максим Загирович.

В судебном заседании истец Сучко В.Ф. поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Администрации города Красноперекопск Республики Крым в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, согласно ходатайства просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований Сучко В.Ф. просит отказать.

Третье лицо – Пономарев М.З. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно заявления просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке, что не противоречит требованиям ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. При осуществлении правосудия, судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, а также правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище определены Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ст.1 названного закона, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ бесплатная приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда не предусматривалась с ДД.ММ.ГГГГ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ названное положение признано утратившим силу.

В силу ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст.18 того же Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственной ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

По смыслу данной правовой нормы, обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, распложенными в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления.

Таким образом, факт принятия решения о передаче жилых помещений в общежитии, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность свидетельствует об изменении статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность, такие жилые помещения утрачивают статус жилых помещений в общежитии, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поскольку многоквартирный жилой <адрес> <адрес> фактически был передан в муниципальную собственность, к правоотношениям по пользованию жилым помещением в названном доме подлежат применению положения ст.7 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» по пользованию жилыми помещениями на основании договора социального найма, дающие основание истцу, занимающему жилое помещение право на получение его в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Обоснованным может быть признан отказ в приватизации государственного и муниципального жилья по основаниям, указанным в законе. Такие основания перечислены в ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации " требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.

В соответствии с п. 8 указанного Постановления, исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях.

Судом установлено, что Сучко Виктор Федорович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г.Инта Коми АССР, зарегистрирован и проживает по адресу: г.<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д.5).

ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным унитарным предприятием Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение» и Сучко Виктором Федоровичем заключен договор социального найма изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из одной комнаты в общежитии общей площадью 12,8 кв.м., по адресу: г.<адрес> для проживания в нем (л.д.7-10).

Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ уточнен пункт 1 договора в части площади комнаты «общей площадью 17.5 кв.м., в том числе, жилой площадью 12,8 кв.м.» (л.д. 11).

Согласно дополнительному соглашению к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с переходом всех прав и обязанностей наймодателя к Администрации города Красноперекопска Республики Крым, действующей от имени муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым, внесены изменения в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 12).

Исходя из письменного уведомления Администрации города Красноперекопска от ДД.ММ.ГГГГ .01-17/3787 Сучко В.Ф. в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, г. <адрес>, <адрес>, <адрес>, отказано на том основании, что комната расположена в общежитии, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для передачи в собственность в порядке приватизации указанное жилое помещение (л.д.6).

Согласно справки Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение» от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, значатся зарегистрированными: Сучко Виктор Федорович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и племянник – Пономарев Максим Загирович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) (л.д. 16).

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 12,8 кв.м., зарегистрирован за Муниципальным образованием городской округ Красноперекопск Республики Крым (л.д. 14).

Согласно сведений филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г.Красноперекопск за исх. от ДД.ММ.ГГГГ правоустанавливающие документы на <адрес> отсутствуют (л.д.40).

Согласно сообщения Администрации города Красноперекопска от ДД.ММ.ГГГГ .01-17/3403 Сучко Виктор Федорович и Пономарев Максим Загирович, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории г.Красноперекопск не использовано право на приватизацию жилых помещений в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (л.д.15).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014г. -ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.

Статьей 45 Закона Республики Крым от 21.08.2014г. -ЗРК "Об основах местного самоуправления в <адрес>" вновь образованные представительные органы муниципальных образований принимают имущество, находящееся у органов местного самоуправления, действующих на момент проведения выборов ДД.ММ.ГГГГ на территориях, которые отнесены к вновь образованным муниципальным образованиям в соответствии с Законом Республики Крым "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в <адрес>".

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истец, занимающий жилое помещение на основании договора социального найма, имеют право на получение его в собственность бесплатно, в связи с чем, отказ Администрации города Красноперекопска Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>, является незаконным.

Условия и порядок приватизации регламентированы, в том числе, указанными выше нормами права, иными актами, гражданам не может быть отказано в приватизации на условиях закона, не зависит от воли лиц, которых закон наделил обязанностями по осуществлению действий по передаче жилья в собственность, в ходе приватизации полномочными органами проверяется воля совершеннолетних членов семьи, что нашло свое разъяснение согласно пунктов 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", также составляется техническая документация, проверяются и устанавливаются иные факты возможности приватизации.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению путем признания за истцом право на приватизацию спорного жилья с учетом признания причин к отказу в приватизации незаконными, т.к. иные факты по делу не устанавливались, истец о таких фактах не заявлял.

Руководствуясь ст.ст.167,194–196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сучко Виктора Федоровича – удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации города Красноперекопска Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, город <адрес>, <адрес>

Признать за Сучко Виктором Федоровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на передачу в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ком..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца через Красноперекопский районный суд Республики Крым со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                    Т.Н. Никишенко

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий                    Т.Н. Никишенко

2-56/2022 (2-970/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Сучко Виктор Федорович
Ответчики
Администрация города Красноперекопска Республики Крым
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Пономарев Максим Загирович
Суд
Красноперекопский районный суд Республики Крым
Судья
Никишенко Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
krasnoperekopskiy.krm.sudrf.ru
25.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2021Передача материалов судье
26.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.12.2021Предварительное судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее