Дело № 2а-1349/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Гатиной Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва административное дело по административному иску Кокшовой Марины Валентиновны к администрации г. Лысьвы о признании незаконным решения об отказе уточнения (установления) вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Кокшова М.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения администрации г. Лысьвы об отказе уточнения (установления) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>, с "для благоустройства и озеленение" на разрешенный вид использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки".
Судом к участию в деле в качестве з/лиц привлечены отдел архитектуры и градостроительства и комитет имущественных отношений администрация г. Лысьвы.
В судебном заседании Кокшова М.В. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным решение администрации г. Лысьвы от 09.11.2017 и возложить на администрацию г. Лысьвы обязанность уточнить (установить) вида разрешенного земельного участка по <адрес> в <адрес> в соответствии с градостроительным регламентом зоны Ж-3. Пояснила, что является собственником земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес> в <адрес> с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства. На данном земельном участке ею осуществляется строительство жилого дома, по настоящее время строительство не завершено, право собственности на объект недвижимости не зарегистрирован. Более того, 22.07.2013 между ней и администрацией г. Лысьвы также был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным видом использования – земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной застройки (для благоустройства и озеленения). В апреле 2017 она обратилась в отдел архитектуры и градостроительства администрации г. Лысьвы с заявлением о выдаче ей разрешения на строительство на спорном земельном участке с кадастровым номером № бани, беседки и блочных очистных сооружений. Письмом начальника отдела архитектуры и градостроительства от 04.05.2017 ей было разъяснено, что разрешение на строительство указанных объектов не требуется. Более того ей было предложено установить вид разрешенного использования данного земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом зоны Ж-3, т.е. зоны застройки индивидуальными жилыми домами. 22.06.2017 она обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением об уточнении (установлении) вида разрешенного использования данного земельного участка с "для благоустройства и озеленение" на «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки". Однако в удовлетворении данного заявления ей было отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку действующие Правила землепользования и застройки г. Лысьвы не содержат такого вида разрешенного использования, как «благоустройство и озеленение», а соответственно в силу п. 13 ст. 34 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 23.06.2014 на администрации г. Лысьвы лежит обязанность принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данный отказ нарушает ее права, как владельца спорного участка, поскольку она не имеет возможности осуществить на данном участке строительство строений и сооружений вспомогательного использования.
Представители административного истца – Кокшова М.В. и Власов В.В. ее доводы поддержали в полном объеме, дали аналогичные показания.
Представитель администрации г. Лысьвы и комитета имущественных отношений администрации г. Лысьвы Лапехина Т.А. заявленные требования не признала. Пояснила, что земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> в <адрес> был предоставлен истцу в аренду 22.07.2013 сроком на 5 лет на основании ее личного заявления о предоставлении участка под благоустройство. Согласно условий договора аренды целевое использование земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной застройки (для благоустройства и озеленения). В соответствии со ст. 34 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 23.06.2014, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия ему. В связи с чем, полагает, что изменение вида разрешенного использования возможно только с соблюдением установленной процедуры по результатам публичных слушаний. С учетом данных обстоятельств считает отказ в уточнении (установлении) вида разрешенного использования спорного земельного участка является законным. Более того, полагает, что права и законные интересы административного истца не нарушены, так как изначально она сама обратилась в орган местного самоуправления с просьбой предоставить земельный участок именно «под благоустройство», в настоящее время каких-либо препятствий в пользовании земельного участка в соответствии с его назначением не имеется.
Представитель отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Лысьвы в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как установлено в судебном заседании, Кокшова М.В. является собственником земельного участка по <адрес> с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес> в <адрес> с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства.
28.06.2013 Кокшова М.В. обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением о передаче ей в аренду (сроком на 5 лет) земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, используемый для благоустройства и озеленения (л.д. 85).
29.01.2013 на основании данного заявления комитетом имущественных отношений администрации г. Лысьвы в газете «Искра» № 12 опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования «под благоустройство и озеленение» (л.д. 50).
04.03.2013 комиссией по предоставлению земельных участков без проведения торгов (подана одна заявка) принято решение о предоставлении Кокшовой М.В. в аренду земельного участка по <адрес> в г. Лысьве под благоустройство и озеленение (л.д. 86).
22.07.2013 между Кокшовой М.В. и администрацией г. Лысьвы на основании постановления администрации г. Лысьвы от 04.07.2013 за № 2016 (л.д. 48) был заключен договор аренды, по условиям которого Кокшовой М.В. был передан во временное пользование на условиях аренды земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки (для благоустройства и озеленения) (л.д. 43-47).
В силу п. 2.1 Договора, срок определен на пять лет с момента его подписания обеими сторонами.
05.12.2016 Кокшова М.В. обратилась в администрацию г. Лысьвы с заявлением об изменении целевого использования данного земельного участка (л.д. 54).
30.03.2017 постановлением главы Лысьвенского городского округа за № 85 по результатам публичных слушаний от 22.02.2017 Кокшовой М.В. отказано в изменении разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым №, расположенного по <адрес> в <адрес>, с «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной застройки (для благоустройства и озеленения)» на «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 54, 59).
22.02.2017 Кокшова М.В. обратилась к главе Лысьвенского городского округа с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка по <адрес> в <адрес> - «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной застройки (для благоустройства и озеленения)» классификатору видов разрешенного использования земельных участков - «для индивидуального жилищного строительства».
Письмом от 28.03.2017 в удовлетворении данного заявления Кокшовой М.В. было отказано (л.д. 52).
22.06.2017 Кокшова М.В. вновь обратилась к главе Лысьвенского городского округа с заявлением об уточнении (установлении) вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом зоны Ж-3, а именно разрешенное использование – земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Аналогичное обращение было направлено Кокшовой М.В. в адрес администрации 09.10.2017 (л.д. 14-15).
Письмом от 09.11.2017 в удовлетворении данного заявления Кокшовой М.В. было отказано со ссылкой на постановление администрации г. Лысьвы от 30.03.2017 и условия договора аренды от 22.07.2013 года (л.д. 54-57).
Административный истец, обращаясь в суд с иском о признании данного отказа незаконным, ссылается на положения п. 13 ст. 34 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 23.06.2014, в соответствии с которыми на администрации г. Лысьвы лежит обязанность принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Действительно в силу п. 13 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
При этом в силу п. 11 этой же нормы, разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 26-37), а также кадастровой выписке (л.д. 91-94), спорный земельный участок с кадастровым № поставлен на кадастровый учет 14.06.2013, отнесен к категории земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки (для благоустройства и озеленения).
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствие с которым административный истец просит уточнить (установить) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, расположенный по <адрес> в <адрес>, был утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Таким образом, в силу п. 11 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", установленное разрешенное использование земельного участка с кадастровым №, расположенный по <адрес> в <адрес> признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному выше классификатору.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пункта 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Пунктами 1, 5 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что территориальные зоны в составе земель населенных пунктов включают в себя среди прочего и жилые зоны, которые предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки, согласно градостроительным регламентам.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7).
При этом градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9).
В силу частей 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из приведенных положений следует, что собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, входящих в состав земель, отнесенных к землям населенных пунктов, вправе самостоятельно, по своему усмотрению, использовать принадлежащие им земельные участки без дополнительных согласований и разрешений. Однако данное использование не может являться произвольным ввиду того, что любое использование земельного участка осуществляется в строгом соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решением Думы Лысьвенского городского округа от 11.11.2016 N 1501 утверждены Правила землепользования и застройки г. Лысьвы (далее - Правила).
Согласно градостроительному регламенту, являющемуся составной частью Правил, спорный земельный участок расположен в зоне, обозначенной Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами (л.д.38-42).
Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включенными в зону Ж-3 в соответствии с Правилами, являются: 1) для индивидуального жилищного строительства; 2) дошкольное, начальное и среднее общее образование; 3) здравоохранение; 4) амбулаторно-поликлиническое обслуживание; 5) объекты гаражного назначения; 6) отдых (рекреация); 7) блокированная жилая застройка; 8) коммунальное обслуживание; 9) малоэтажная многоквартирная жилая застройка. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами: 1) обслуживание жилой застройки; 2) растениеводство; 3) специальная деятельность; 4) ведение садоводства; 5) введение огородничества; 6) отдых (рекреация); 7) спорт; 8) коммунальное обслуживание; 9) амбулаторно-поликлиническое обслуживание; 10) обеспечение внутреннего правопорядка; 11) бытовое обслуживание.
Как установлено в судебном заседании, спорный земельный участок был предоставлен административному истцу по ее заявлению для целей, не связанных со строительством.
Принимая земельный участок во временное пользование, истица, как арендатор, выразила свое согласие на использование земельного участка в соответствии с указанным видом разрешенного использования, что подтверждается условиями договора аренды. Данный вид разрешенного использования был внесен также в государственный кадастр недвижимости при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет (26-37).
Исходя из пояснений представителя административного ответчика судом установлено, что определение вида разрешенного использования спорного земельного участка, не связанного со строительством, в том числе обусловлено фактом нахождения участка в охранной зоне газораспределительных сетей, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 35), а также договором аренды от 22.07.2013.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон. Порядок внесения изменения в гражданско-правовой договор регламентируется главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации. По общему правилу основанием внесения изменений в действующий договор с учетом принципа свободы договора (статьи 1, 421 Кодекса) является взаимное волеизъявление сторон сделки. Нормами указанной главы Кодекса закреплены также основания и условия удовлетворения судом требования о внесении изменений в договор в принудительном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
С учетом данных обстоятельств, нахождение земельного участка, переданного в аренду, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки (для благоустройства и озеленение), может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки), изменить его и использовать по своему усмотрению без волеизъявления собственника (решения соответствующего уполномоченного органа).
Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается.
Таким образом, уточнение (установление) вида разрешенного использования спорного земельного участка с "земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки (для благоустройства и озеленение)" на разрешенный вид использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки", фактически приведет к обходу процедуры, предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства. В частности, процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на момент предоставления истице спорного земельного участка, регламентировалась статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 2 которой земельный участок под указанные цели мог быть предоставлен только посредством проведения аукциона с обязательным размещением информации о предоставлении земельного участка именно для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Аналогичные требования содержаться в статье 39.18 ЗК РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела.
С учетом данных обстоятельств, арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Предоставление спорного земельного участка, осуществлявшееся без проведения торгов и иных установленных ЗК РФ процедур, для целей, не связанных со строительством, было осуществлено на основании постановления главы муниципального образования Лысьвенский городской округ и обусловлено обязанностью арендатора обеспечить использование земельного участка исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть для благоустройства и озеленения.
При этом, административный истец не лишен права на предоставление ей спорного земельного участка для целей, связанных со строительством в соответствии с градостроительным регламентом, в порядке, установленном ст. 39.18 ЗК РФ.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. При отказе в удовлетворении иска суд также учитывает, что каких-либо доказательств, указывающих на невозможность использования истцом арендуемого земельного участка в соответствии с условиями договора аренды, в ходе судебного заседания не представлено, несмотря на то, что в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания нарушенных прав в данном случае возлагается на административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
Решил:
Кокшовой Марине Валентиновне в удовлетворении заявленных требований к администрации г. Лысьвы о признании незаконным решения об отказе уточнения (установления) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №, расположенный по <адрес> в <адрес> отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский горсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: