Дело № 2а-2717/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 сентября 2020 г. г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Рыбкина М.И., с участием старшего помощника прокурора Логиновой Ю.П., при секретаре Шамеловой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Исаева Ивана Сергеевича к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Исаев И.С. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты, указав, что на основании пункта 8 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха от 8 августа 2020 г. № ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Г.о. Балашиха на выборах депутатов Совета депутатов Г.о. Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 г. С данным решением административный истец не согласен, поскольку при его принятии были нарушены его избирательные права, в частности административному истцу было отказано в праве вносить изменения в документы; о проведении проверки подписей и о недостатках представленных подписных листов он не был извещен; подписные листы административным ответчиком не заверены; вопреки выводам избирательной комиссии каждый подписной лист был заверен административным истцом. В связи с изложенным административный истец проист признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Городского округа Балашиха от 8 августа 2020 г. № и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В судебное заседание административный истец Исаев И.С. явился, доводы административного иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явилась, административный иск не признала, представила возражения.
В заключении по делу старший помощник прокурора Логинова Ю.П. полагала, что административный иск удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заслушав заключение старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно пункту статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
В силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
В силу пункта «з» части 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
В соответствии с пунктом «л» части 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 8 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Из материалов дела следует, что 23 июня 2020 года Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области № назначены выборы депутатов Совета депутатов Городского округа Балашиха на 13 сентября 2020 года.
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Городского Балашиха по многомандатным избирательным округам, назначенным на 13 сентября 2020 года, возложены на Избирательную комиссию Городского округа Балашиха.
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года определено количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов, подлежащей проверке в объеме 100%. Согласно Приложению к вышеуказанному решению, по пятимандатному избирательному округу № 1 необходимое количество подписей для регистрации составляет 50 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 55), по пятимандатному избирательному округу № 2 необходимое количество подписей для регистрации составляет 51 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 56), пятимандатному избирательному округу № 3 необходимое количество подписей для регистрации составляет 51 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 56), пятимандатному избирательному округу № 4 необходимое количество подписей для регистрации составляет 49 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 53), пятимандатному избирательному округу № 5 необходимое количество подписей для регистрации составляет 50 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 55), пятимандатному избирательному округу № 6 необходимое количество подписей для регистрации составляет 51 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 56), пятимандатному избирательному округу № 7 необходимое количество подписей для регистрации составляет 50 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 55).
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года создана рабочая группа по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов в составе членов Избирательной комиссии Городского округа Балашиха с правом решающего голоса, эксперта ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области, а также Начальника (зам. начальника) МУ МВД России по Московской области «Балашихинское».
Административный истец Исаев И.С. 8 июля 2020 года подал в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области по избирательному округу № 1 в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Совета депутатов Городского округа Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года.
29 июля 2020 года в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха им представлены документы для регистрации кандидатом на указанных выборах, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха на 1 листах в 1 папке в 1 экземпляре. Заявленное количество подписей избирателей 55.
Решением Избирательной комиссии Г.о. Балашиха от 8 августа 2020 года № административному истцу отказано в регистрации кандидатами в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по избирательному округу № 1, поскольку в результате проведенной проверки рабочей группой по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов признаны недействительными: 55 подписей избирателей по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», а именно: подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме; 4 подписи избирателей по основаниям, предусмотренные подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (основания - справка об исследовании ЭКЦ МУ МВД России «Балашихинское» ЭКЦ ГУ Московской области № от 30.07.2020 г.).
Разрешая административное дело по существу, суд исходит из того, что основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха послужило предоставление им подписных листов, не соответствующих требованиям действующего избирательного законодательства в части их заверения. Кроме того, часть подписей избирателей также не соответствовала пункту «л» части 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С учетом недостатков подписных листов ни одна из подписей не была признана действительной, что в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что принятое Избирательной комиссией г.о. Балашиха решение об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по причине предоставления недостаточного количества достоверных и действительных подписей избирателей основано на законе, и обоснованность данных решений подтверждается представленными административным истцом подписными листами и справкой об исследовании, составленным на основании соответствующих методик компетентными должностными лицами, привлеченными в установленном пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядке для проведения процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей на основании решения Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года.
Несоответствие представленных кандидатом в депутаты подписных листов пункту «з» части 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункту 8 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» подтверждается их содержанием, поскольку строка «Подписной лист удостоверяю» в подписных листах не заполнена. Довод административного истца о том, что подписи собраны и подписные листы заверены им самим, как кандидатом, путем заполнения нижерасположенной строки «Кандидат», основан на неверном толковании норм избирательного законодательства, поскольку строки «Подписной лист удостоверяю» и «Кандидат» имеют разные предназначение и цели, в связи с чем обе из них подлежат обязательному заполнению вне зависимости о того, кем собраны подписи – лицом, собравшим подписи, либо самим кандидатом.
Доводы административного истца о непредоставлении ему возможности устранить недостатки в подписных листах является несостоятельным, поскольку в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» невозможно внесение дополнений в подписные листы с подписями избирателей с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате.
Довод административного истца о том, что он не был уведомлен о проведении проверки подписей, опровергается материалами дела, из которых следует, что о проведении проверки подписей он был уведомлен посредством электронной почты и по телефону, что административный истец подтвердил в судебном заседании.
Иные доводы административного истца также не свидетельствуют о наличии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого решения избирательной комиссии.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Исаева Ивана Сергеевича к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Железнодорожный городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня принятия решения судом.
Судья
В окончательной форме
решение принято 1 сентября 2020 г.