Дело № 5-2/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 февраля 2022 года г. Симферополь
Судья Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым - Деменок С.В., рассмотрев в помещении суда, расположенном по адресу: г. Симферополь, ул. Турецкая, 21/5, административный материал в отношении:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <данные изъяты> (паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГг. ФМС России, код подразделения <данные изъяты>), состоящего в зарегистрированном браке, официально не трудоустроенного, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
по ч.5 ст.20.2. КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, в период времени не позднее 11 часов 00 минут, находясь в районе <адрес> в <адрес>, принимал участие в не согласованном с органом местного самоуправления публичном мероприятии – групповом пикетировании, с использованием одетого тканевого жилета с надписью «За что 17 лет?» и изображением лица мужского пола. Не выполнил законное требование Врио начальника отдела охраны общественного порядка УМВД России по <адрес> ФИО3 о прекращении несанкционированного публичного мероприятия. Своими действиями нарушил требования статей 6,7 Федерального Закона №54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях».
В судебное заседание ФИО1 не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания с помощью телефонограммы по номеру мобильного телефона, предоставленного защитником ФИО6 Заявлений, ходатайств об отложении судебного разбирательства от ФИО1 не поступило.
В судебном заседании защитником ФИО6 был заявлен ряд ходатайств. С учетом положений ч.3 ст.24.3 КоАП Российской Федерации, судом отказано в осуществлении фото- и видео-фиксации защитником выступления в судебном заседании ФИО6, поскольку данные действия по сути не направлены на надлежащее фиксирование хода рассмотрения дела. С учетом того, что ведение протокола судебного заседания по делам об административных правонарушениях при рассмотрении дела судьей не предусмотрено нормами КоАП Российской Федерации, судом отказано в удовлетворении ходатайства о фиксировании хода процесса с помощью протокола. В связи с отсутствием оснований для участия в деле прокурора (ч.2 ст.25.11 КоАП Российской Федерации), защитнику отказано в удовлетворении ходатайства в указанной части.
Заслушав позицию защитника ФИО6, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.5 ст.20.2 КоАП Российской Федерации законодатель устанавливает ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 ст.20.2 КоАП Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Согласно ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ, одним из принципов проведения публичного мероприятия является законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам, в частности, относится уведомление о проведении публичного мероприятия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органа местного самоуправления (ст.7 Закона).
Аналогичные требования содержит Закон Республики Крым от 21 августа 2014г. №56-ЗРК «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в Республике Крым».
Виновность ФИО1 в совершении инкриминированного ему административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств:
- протоколом об административном правонарушении 82 01 № от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.1);
- протоколом 82 08 № от ДД.ММ.ГГГГг. изъятия вещей и документов (л.д.6). Согласно которого у ФИО1 был изъят тканевый жилет белого цвета, на лицевой стороне которого имеется изображение лица мужчины с текстом «За что 17 лет?», на тыльной стороне находится текст следующего содержания «Наши братья не террористы»;
- актом осмотра интернет - ресурса от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.7-12). Согласно которого в социальной сети «Facebook» на странице пользователя под названием «Крымская солидарность» была выявлена публикация с размещением поста с видеофайлом от ДД.ММ.ГГГГг. в 10:27, подписанного следующим текстом: «LIVE. ДД.ММ.ГГГГ. Крымский гарнизонный военный суд Симферополя. Комментарии слушателей, приехавших на приговор в отношении «третьей Бахчисарайской группы»;
- справкой о проведении несогласованного публичного мероприятия на территории <адрес> согласно которой, около 10 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГг. возле Крымского гарнизонного военного суда было установлено скопление граждан – участников группового пикетирования (л.д.13-14);
- рапортом Врио начальника отдела охраны общественного порядка УМВД России по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГг. о не реагировании граждан, находившихся на <адрес> в <адрес>, на требование сотрудника полиции прекратить несанкционированное в установленном порядке публичное мероприятие (л.д.15);
- сообщением начальника управления внутренней политики администрации <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГг. о том, что уведомлений о проведении публичных мероприятий, заявлений на проведение массовых мероприятий, а также писем о проведении каких-либо общественно-политических мероприятий, запланированных на ДД.ММ.ГГГГг. по адресу; <адрес>, а также прилегающих территориях, в адрес администрации <адрес> не поступало (л.д.17);
- объяснениями Врио начальника отдела охраны общественного порядка УМВД России по <адрес> ФИО3 о том, что ДД.ММ.ГГГГг., неся службу по обеспечению охраны общественного порядка около здания Крымского гарнизонного военного суда, расположенного по адресу: <адрес>, обратил внимание на то, что вдоль проезжей части по <адрес>, вблизи остановки общественного транспорта, выстроились граждане в одинаковых белых жилетках с изображениями лиц мужского пола и тематическими надписями, в том числе: «За что 13 лет», «За что 17 лет?». На его соответствующие разъяснения и требования с помощью громкоговорителя прекратить незаконное публичное мероприятие, собравшиеся граждане, не реагировали. В связи с чем, лица, принимавшие участие в пикетировании были доставлены в отдел полиции (л.д.18);
- видеозаписью событий ДД.ММ.ГГГГг., из которой усматривается, что граждане из числа крымских татар, выстроившись цепью, находятся вдоль проезжей части <адрес> в <адрес>. Участники публичной акции одеты в белые тканевые жилеты и футболки с тематическими надписями (л.д.22).
Таким образом, действия ФИО1, выразившиеся в участии в несогласованном с компетентными органами публичном мероприятии в форме группового пикетирования, образуют объективную сторону инкриминированного ему состава административного правонарушения.
Доводы защитника о не участии ФИО1 в организованной акции, о самостоятельных действиях, выражении личной позиции против незаконного судебного процесса, являются несостоятельными и противоречат совокупности исследованных судом доказательств.
Массовое присутствие граждан в определенном месте, характер действий ФИО1 и иных лиц, единство цели (выражение общественного мнения по поводу незаконного судебного процесса) и общая организация действий участников акции (приготовление и использование фактически идентичных накидок и футболок с едиными тематическими надписями и фотографиями, размещение тематического печатного текста на одноразовых масках, одетых на лица участников акции, последующее оперативное размещение соответствующей информации в сети Интернет), по мнению суда, позволяют судить о проведении публичного мероприятия в форме группового пикетирования, и участии ФИО1 в данной акции, не согласованной с органами местного самоуправления.
Таким образом, по мнению суда, исследованные доказательства объективно изобличают ФИО1 в совершении инкриминированного ему административного правонарушения.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд полагает необходимым уточнить объективную сторону инкриминированного ФИО1 состава административного правонарушения, а именно в части времени совершения противоправного деяния. Учитывая анализ содержания акта осмотра интернет ресурса (л.д.10), справки о проведении несогласованного публичного мероприятия (л.д.13), рапорта и объяснений сотрудника полиции ФИО3 (л.д.15,18), суд полагает необходимым указать время совершения инкриминированного деяния – «в период времени не поздне 11 часов 00 минут». Данное уточнение объективной стороны инкриминированного ФИО1 состава административного правонарушения, не влечет изменение квалификации действий ФИО1 и не ухудшает его положение.
Указанная неточность не является основанием для признания административного протокола ненадлежащим доказательством и не свидетельствует о непричастности ФИО1 к совершению инкриминированного правонарушения.
Вопреки доводам защитника, имеющиеся в материалах дела доказательства, получены с соблюдением установленных КоАП Российской Федерации процессуальных требований и являются допустимыми доказательствами по делу применительно к положениям статей 26.2-26.10 КоАП Российской Федерации.
Оснований для прекращения производства по делу по доводам, указанным защитником в судебном заседании, не имеется.
Действия ФИО1 следует квалифицировать по ч.5 ст.20.2. КоАП Российской Федерации - как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 ст.20.2. КоАП Российской Федерации.
При назначении административного наказания, суд учитывает степень вины и характер совершенного правонарушения, данные о личности ФИО1, в отношении которого не имеется сведений о привлечении к административной ответственности за аналогичное правонарушение ранее. В соответствии с требованиями ст.4.2 КоАП Российской Федерации обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является наличие несовершеннолетних детей. В соответствии с требованиями ст.4.3 КоАП Российской Федерации обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа. Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не находит оснований для назначения штрафа в размере, ближе к минимальному, предусмотренному санкцией части инкриминированной статьи.
Руководствуясь ст.ст.1.7,3.9.,4.1–4.3,29.9,29.10,29.11,32.2,30.1-30.3,32.8 КоАП Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2. КоАП Российской Федерации и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 15.000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: получатель – УФК (УМВД России по <адрес>) (ОП № «Киевский» по <адрес>), КПП – №, ИНН налогового органа – №, код ОКТМО №, номер счета получателя платежа – № в Отделение <адрес> России//УФК по <адрес>, БИК – №, кор./сч – №, наименование платежа – штраф, КБК – №, УИН - №.
Разъяснить ФИО1, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП Российской Федерации.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП Российской Федерации, влечёт административную ответственность по ст.20.25. КоАП Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Центрального районного суда города Симферополя С.В. Деменок