В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-751/2020
(33а-9298/2019)
Строка №3.012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» февраля 2020 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Сухова Ю.П.,
судей: Андреевой Н.В., Доровских И.А.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рябченко Светланы Викторовны, апелляционное представление прокурора Семилуского района Воронежской области на решение Семилукского районного суда Воронежской области от 23 сентября 2019 года,
по административному делу № 2а-1038/19 по административному исковому заявлению Рябченко Светланы Викторовны к администрации Семилукского муниципального района о признании нормативного правового акта недействующим,
заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Сухова Ю.П., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда,
(судья районного суда Оболонская Ю.Ф.),
УСТАНОВИЛА:
Рябченко С.В. обратилась в Семилукский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила:
- признать нормативный акт, утвержденный постановлением от 27.06.2017 №875 администрации Семилукского муниципального района Воронежской области об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» не соответствующим законодательству Российской Федерации и Закону Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ.
В обоснование заявленных требований указывала на то, что постановлением администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 26.06.2017 №875 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков».
Пунктом 1.1. указанного регламента установлено, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие между заявителями и администрацией Семилукского муниципального района в связи с принятием на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в собственность для целее индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также определения состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур при предоставлении муниципальной услуги.
Также указанным регламентом определены льготные категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и т.д.
В соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан, в случаях предусмотренных законами субъектов РФ.
На территории Воронежской области льготные категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков, установлены Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ « О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учет, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственное бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Семилукский район субъектом Российской Федерации не является.
В статье 5 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ закреплено, что установление случаев бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, установление порядка постановки на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядка снятия граждан с учета, порядка предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, относится полномочиям Воронежской областной Думы.
При принятии оспариваемого регламента присутствуют признаки коррупциогенных факторов в виде принятия нормативного акта за пределами компетенции, нормативных коллизиях.
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 23 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных Рябченко С.В. требований о признании недействующим административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков», утвержденного постановлением администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 27.06.2017 №875 отказано (л.д.90, 91-95).
В апелляционной жалобе Рябченко С.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения (л.д.106-107).
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об изменении решения суда (л.д.121-123).
В судебном заседании апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 28 января 2020 года по 18 февраля 2020 года.
В судебном заседании апелляционной инстанции Рябченко С.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор отдела Воронежской областной прокуратуры Сергеева О.А. поддержала представление прокурора.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации Семилукского муниципального района Воронежской области Щеголева И.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, апелляционного представления прокурора.
Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалоб, представления предусмотрены статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту сокращенно КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) установлен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В целях реализации полномочий органов государственной власти Воронежской области в сфере земельных отношений, установленных Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации 28.04.2008 Воронежской областной Думой принят и подписан губернатором Воронежской области 13.05.2008 Закон Воронежской области № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», определяющий условия предоставления и изъятия земельных участков.
В соответствии со статьями 12 и 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан РФ, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области.
Право на бесплатное предоставление земельных участков согласно настоящему Закону Воронежской области имеют инвалиды.
Постановлением администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 27.06.2017№ 875 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» (л.д. 5-13).
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации возможно, если он относится к отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпункте 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется однократно; если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по данному основанию, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Закона Воронежской области № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (далее по тексту Закон) закреплено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13.
Статьей 13 Закона определены категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе граждане - инвалиды (п.7 ч.1 ст.13).
Согласно части 6 статьи 13 Закона при осуществлении уполномоченными органами учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом, земельные участки предоставляются гражданам указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя времени принятия таких граждан на учет.
Статьей 5 Закона определено, что Воронежская областная Дума устанавливает случаи бесплатного предоставления собственность отдельным категориям граждан земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, а также порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по указанным основаниям, снятия граждан с данного учета, порядка предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», 210-ФЗ, с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия правового акта.
На основании всесторонне исследованных доказательствах и установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Административный регламент, утвержденный Постановлением администрации Семилукского муниципального района от 27.06.2017 №875, не определяет порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, а определяет порядок предоставления муниципальной услуги.
Кроме того, суд не установил нарушение прав и свобод административного истца оспариваемым Административным регламентом.
Судебная коллегия по существу соглашается с выводами районного суда, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательствах и установленных обстоятельствах, которым судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ была дана надлежащая правовая оценка.
В абзаце 1 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.
В абзаце 5 пункта 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 разъяснено, что разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
С учетом правовой позиции, изложенной в абзаце 5 пункта 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для признания Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие на учет граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков» не имеется, поскольку предметом данного нормативно-правового акта является регулирование муниципальной услуги о порядке, процедуре подачи заявления, органе, который предоставляет муниципальную услугу, информированности граждан и юридических лиц об органе, предоставляющем услугу, его месте нахождения и графика работы, то есть порядок предоставления муниципальной услуги.
Оспариваемый нормативно-правовой акт не регулирует вопрос, связанный с предоставлением земельных участков, не определяет порядок постановки граждан на учет в целях предоставления земельных участков и не устанавливает основания для принятия такого решения.
Помимо этого, судебная коллегия считает необходимым отметить, что Рябченко С.В. была принята на учет в качестве имеющей право на бесплатное получение земельного участка в собственность, что подтверждается ответом Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области №01-1885 от 13.06.2019 (л.д.148).
Соответственно права и законные интересы административного истца оспариваемым нормативно-правовым актом не нарушены.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения об требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание то обстоятельство, что отсутствует совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого нормативно-правового акта (Административного регламента) закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, то самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований является отсутствие нарушения прав и законных интересов Рябченко С.В.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными. В связи с этим, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Семилукского районного суда Воронежской области от 23 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рябченко Светланы Викторовны, апелляционное представление прокурора Семилуского района Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: