УИД: 11RS0001-01-2020-016783-23
Дело № 2-1781/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Комаровой О.А.,
с участием прокурора Семеновой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 июля 2021 года гражданское дело по иску Корниенко Романа Борисовича к ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России, Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о признании неоказания и ненадлежащего оказания медицинской помощи нарушающими его права, возложении обязанности организовать надлежащее обследование и лечение по имеющимся заболеваниям, взыскании компенсации вреда здоровью, морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Корниенко Р.Б. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России, Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о признании неоказания и ненадлежащего оказания медицинской помощи нарушающими его права, возложении на ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России обязанности организовать его надлежащее обследование и лечение по имеющимся заболеваниям, взыскании компенсации вреда здоровью, морального вреда.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период его содержания в ФКУ ИК-№... УФСИН России по Республике Коми ему не оказывается качественная медицинская помощь по имеющимся заболеваниям, ему без надлежащего контроля со стороны врача-инфекциониста была изменена схема ..., которая назначена истцу по заболеванию ..., в результате приема препаратов у истца ...
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
Представитель ответчиков ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России и ФСИН России, третьего лица УФСИН России по Республике Коми с иском не согласился, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения требований.
Управление Федерального казначейства по Республике Коми в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, в ходе производства по делу представило письменные возражения, в которых с иском не согласилось.
Третье лицо ФКУ ИК-№... УФСИН России по Республике Коми в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом.
Прокурором дано заключение о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда с учетом факта предоставления истцу медицинской помощи не в полном объеме.
Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Корниенко Р.Б. с 16.11.2018 отбывает уголовное наказание по приговору суда в ФКУ ИК-№... УФСИН России по Республике Коми.
Медицинская помощь лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах и лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях Республики Коми, оказывается сотрудниками ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России, осуществляющим медицинскую деятельность на основании медицинской лицензии, выданной Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми.
В рамках настоящего дела для оценки доводов и возражений сторон относительно оказания истцу медицинской помощи судом назначалась судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Из экспертного заключения №... следует, что согласно данным представленной медицинской документации у Корниенко Р.Б. в период с 24.09.2019 по настоящее время имелись следующие заболевания: ...
...
Лечение по заболеванию «...» Корниенко Р.Б. не получал, поскольку не было проведено необходимое обследование.
По остальным заболеваниям имевшихся у Корниенко Р.Б. после 24.09.2019 он получал необходимую симптоматическую терапию в достаточном объеме.
Наблюдение и лечение по имеющемуся у Корниенко Р.Б. заболеванию .... должно проводиться согласно стандарту первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, вызванной ..., утвержденный Минздравом России в ноябре 2018 года.
Лечение подбирается согласно требованиям: Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2018 № 797н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (предпочтительная антиретровирусная терапия первого ряда)», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2018 № 798н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (альтернативная антиретровирусная терапия первого ряда)», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2018 № 799н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, вызванной ... (особые случаи антиретровирусной терапии первого ряда)», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2018 № 800н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, вызванной вирусом ...)», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2018 № 801н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, вызванной ... (альтернативная антиретровирусная терапия второго ряда)», Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2018 № 802н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при болезни, ...)».
...
...
...
...
...
...
...
...
...
У суда нет сомнений в достоверности выводов заключения экспертов ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы», поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, с достаточной квалификацией и большим стажем в этой области; исследованию подвергнута вся медицинская документация, свидетельствующая о состоянии здоровья Корниенко Р.Б.; экспертное заключение не содержит каких-либо неясностей и противоречий.
Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Ходатайство о назначении по делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы участниками процесса не заявлялось.
Также судом учитывается, что ранее при рассмотрении Сыктывкарским городским судом гражданского дела №... по иску Корниенко Р.Б. к ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, также нашел свое подтверждение факт ненадлежащего оказания истцу медицинской помощи со стороны ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России в предшествующий период времени.
Проведенной по указанному делу судебно-медицинской экспертизой было установлено, что обследование и лечение Корниенко Р.Б. в период пребывания в ФКУ ИК-№... УФСИН России по Республике Коми выполнено при ... в неполном объеме:
...
...
...
...
Таким образом, судом установлено, что выявленные до декабря 2019 года нарушения при оказании истцу медицинской помощи со стороны ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России, а именно несоблюдение кратности и объема обследований, отсутствие обследования по поводу повышения печёночных проб, отсутствие ПЦР диагностики на наличие ... в крови, отсутствие назначенного лечения по заболеванию «...» не были устранены и продолжались, в том числе после взыскания судом компенсации морального вреда в пользу истца.
Как пояснил Корниенко Р.Б. в судебном заседании, после обращения его с повторным иском и возбуждения настоящего гражданского дела в отношении него проведена ПЦР диагностика, в последние месяцы ему стали выдавать гепатопротекторы.
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 в п. 4 Постановления «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминаются ли соответствующий способ их защиты.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (п.2 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.
Обязательство компенсировать моральный вред подчиняется положениям главы 59 Гражданского кодекса («Обязательства вследствие причинения вреда»), т.е. на него распространяются все общие положения о возмещении вреда (статьи 1064-1083 ГК РФ).
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу деликтная ответственность наступает за виновное причинение вреда. Наряду с этим статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевает противоправность поведения причинителя вреда в качестве непременного условия деликтной ответственности.
Согласно ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, определившими, что к числу наиболее значимых человеческих ценностей относятся жизнь и здоровье, их защита должна быть приоритетной.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Непосредственно производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации, является право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью.
Правовое регулирование медицинской деятельности осуществляется на основании приведенных норм Конституции Российской Федерации, а также Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья, которое, в частности, обеспечивается оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В п. 2, 9 ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено право пациента на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Статьей 26 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы регулируются Порядком организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 №285.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС – в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (пункт 2 Порядка).
Согласно ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленными законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что экспертным заключением установлено наличие дефектов оказания медицинской помощи Корниенко Р.Б., суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Корниенко Р.Б. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства данного дела, характер и степень нравственных страданий истца, отсутствие на момент рассмотрения дела объективных данных об ухудшении состояния здоровья истца вследствие установленных в ходе судебного разбирательства дефектов оказания медицинской помощи, отсутствие у Корниенко Р.Б. в период отбывания наказания объективной возможности получить требуемую медицинскую помощь, минуя ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России, а также установленный судом длящийся характер этих нарушений, в том числе после их выявления в ходе судебного разбирательства по ранее рассмотренному делу.
Исходя из требований разумности и справедливости, суд находит необходимым взыскать в пользу Корниенко Р.Б. компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.
Поскольку факт ухудшения состояния здоровья истца в результате ненадлежащего оказания ему медицинской помощи не нашел своего подтверждения, оснований для взыскания в пользу истца компенсации за вред здоровью не имеется.
Исходя из положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.п. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, компенсацию причиненного истцу морального вреда следует возложить на Российскую Федерацию в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации, поскольку ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Требования о взыскании компенсации морального вреда и вреда здоровью с ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России, Управления Федерального казначейства по Республике Коми не подлежат удовлетворению, поскольку указанные лица не осуществляют функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и, соответственно, не могут быть признаны надлежащими ответчиками по указанным требованиям.
Учитывая установленный судом факт оказания ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России Корниенко Р.Б. медицинской помощи с нарушением установленных стандартов оказания медицинской помощи, суд признает бездействие ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России в этой части нарушающими права Корниенко Р.Б. на охрану здоровья и возлагает на указанного ответчика обязанность организовать обследование и лечение истца по имеющимся у него заболеваниям в соответствии с требованиями действующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Признать бездействие ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России в части оказания Корниенко Роману Борисовичу медицинской помощи с нарушением установленных стандартов оказания медицинской помощи нарушающими права Корниенко Романа Борисовича на охрану здоровья.
Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Корниенко Романа Борисовича компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей.
Возложить на ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России обязанность организовать обследование и лечение Корниенко Романа Борисовича по имеющимся у него заболеваниям в соответствии с требованиями действующих порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
В удовлетворении иска Корниенко Романа Борисовича к ФКУЗ МСЧ-№... ФСИН России, Российской Федерации в лице ФСИН России в остальной части, в удовлетворении иска Корниенко Романа Борисовича к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Никитенкова