Судья: Косенко Ю.В. Дело № 33а-3753/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сивохина Д.А.,
судей – Вачковой И.Г., Клюева С.Б.,
при секретаре – Ивановой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе руководителя правового отдела Департамента градостроительства г.о. Самара Казанцева М.В. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 18 января 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя Морозовой И.А. – Денисовой Л.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Морозова И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара, указав, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес> С момента приобретения данных земельных участков Морозова И.А. пользуется также земельным участком с кадастровым номером №, площадью 82 кв.м, расположенного между принадлежащими ей земельными участками. Подход к земельному участку с кадастровым номером № возможен только через принадлежащий ей участок с кадастровым номером №, то есть кроме нее пользоваться им никто больше не может. С целью приобретения земельного участка с кадастровым номером № в собственность через процедуру перераспределения Морозова И.А. обратилась с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства г.о. Самара, однако распоряжением от 11.05.2018 №РД-675 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании ст. 11. 9 ЗК РФ, в связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № стоят на кадастровом учете и их возможно только объединить, но поскольку собственники разные их объединить не возможно. Также в данном распоряжении указано, что перераспределить участки будет возможно, если снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № и вновь обратиться с заявлением о перераспределении. Во исполнение указанного распоряжения, по заявлению Морозовой И.А. земельный участок с кадастровым номером № был снят с кадастрового учета. 13.08.2018 Морозова И.А. повторно обратилась с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в её собственности. Распоряжением ответчика от 10.09.2018 №РД-1412 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано, ввиду того, что земельный участок, площадью 82 кв.м находится в границах второго и третьего пояса санитарной зоны водозабора, установленных постановлением Правительства Самарской области № 302 от 26.06.2012.
Морозова И.А. считает, данное распоряжение незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок, площадью 82 кв.м, расположен между принадлежащими ей земельными участками, на которые не налагаются какие - либо обременения, в том числе по санитарной зоне водозабора. Все рядом расположенные земельные участки находятся в частной собственности физических лиц. Морозова И.А. осуществляет на участках, которые просит распределить, садоводческую деятельность, которая не ухудшает и не оказывает отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения, ее участок не имеет доступа к источникам воды, поскольку окружен со всех сторон другими участками, принадлежащими третьим лицам.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Морозова И.А. просила суд признать незаконным и отменить распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.09.2018 № РД- 1412 об отказе в заключении соглашения о перераспределении; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 10 календарных дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав, приняв решение по заявлению от 13.08.2018 № СП9/3893 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности с кадастровым номером №.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 18 января 2018 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении от 10.09.2018г. № № РД- 1412. На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность возобновить работу и принять решение по заявлению Морозовой И.А. от 13.08.2018 № СП9/3893 о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о.Самара просит решение отменить как незаконное, полагает, что им представлены доказательства нахождения испрашиваемого земельного участка в границах 2 и 3 пояса санитарной зоны водозабора, установленных постановлением Правительства Самарской области № 302 от 26.06.2012.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, находя его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч.3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Морозовой И.А. принадлежат на праве собственности земельные участки, с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.9-10).
13.08.2018 Морозова И.А. обратилась к Главе г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в её собственности. К заявлению приложила схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 1 136 кв.м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером № площадью 1 230 кв.м прилегающего земельного участка площадью 82 кв.м (л.д.28).
Распоряжением №РД-1412 от 10.09.2018 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал Морозовой И.А. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании ст.16 ст.11.10, пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, указав, что согласно письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 31.08.2018, образуемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса санитарной охраны зоны водозабора, установленных постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 № 302 «Об утверждении проекта «Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №2 муниципального предприятия г. Самары «Самараводоканал» (Студеный овраг) и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №2 муниципального предприятия г. Самары «Самараводоканал» (Студеный овраг).
В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ также предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пп. 14 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В силу абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).
Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (абзац третий этого же пункта).
Земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (подпункт 14 пункта 5 и пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.
Из приведенных законоположений в их системном единстве следует, что земельные участки, находящиеся во втором и третьем поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.
Вместе с тем, судом установлено, что земельный участок, площадью 82 кв.м является смежным к земельному участку с кадастровым номером №, по периметру обособлен иными смежными земельными участками, находящимися в частной собственности и не имеющими ограничений (обременений) по санитарной зоне водозабора, не может располагаться в двух поясах санитарной зоны в связи с его размером, удален по акватории во все стороны от водозабора и от уреза воды при летне-осенней межени.
Из пояснений допрошенного в судебном заседании кадастрового инженера Бандуриной Е.Н. следует, что она осуществляла выход на место, исследовала данные по прилегающим земельным участкам и установленным ограничениям и санитарно- охранным зонам, при этом участок, площадью 82 кв.м полностью окружен по периметру земельными участками с установленными границами, находящимся в собственности физических лиц и не имеющими ограничений в том числе по санитарно- охранным зонам, доступ на данный участок возможен лишь через участок принадлежащий Морозовой И.А. Этот участок существенно удален по акватории от водозабора и уреза воды, его использование не может оказать отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. В связи с этим, какие - либо ограничения либо обременения для перераспределения данного участка отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением кадастрового инженера Бандуриной Е.Н., из которого следует, что испрашиваемый земельный участок не находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарно-охранной зоны водозабора насосного - фильтр станции № 2 МП г.о. Самара «Самараводоканал».
Обстоятельства, установленные в заключении кадастрового инженера, также подтверждаются фотоматериалами, представленными в материалы дела, ответом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 03.05.2018, в котором не содержится сведений о расположении испрашиваемого земельного участка в границах второго и третьего пояса санитарной зоны водозабора.
Таким образом, приведенная в оспариваемом распоряжении Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.09.2018 информация о нахождении образуемого земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, противоречит представленным в материалам сведениям, и Департамента градостроительства г.о. Самара не проверена.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств свидетельствующих о том, что образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, приведет к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ, не представлено, отказ Департамента градостроительства г.о. Самара от 10.09.2018 в перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 82 кв.м, и принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 230 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по заявленным в нем мотивам не соответствует закону, ввиду чего решение суда об удовлетворении заявления является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что образование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером № находящегося в собственности административного истца, приведет к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ, со ссылками на письмо Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 31.08.2018, поскольку образуемый земельный участок расположен в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с учетом указанных выше обстоятельств, правового значения не имеют и отмену решения повлечь не могут.
Вопреки доводам жалобы, разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд первой инстанции обоснованно возложил на административного ответчика обязанность возобновить рассмотрение заявления административного истца о перераспределении земельных участков и принять оп нему соответствующее решение, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. В то же время правовая позиция, изложенная в решении, является для ответчика обязательной при принятии решения.
В целом доводы апелляционной жалобы Департамента градостроительства г.о.Самара, аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия считает, что суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 18 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя правового отдела Департамента градостроительства г.о.Самара Казанцева М.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –